Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Угрозы от иранских санкций

По кому ударит перекрытие Ормузского пролива
10 июля, 10:27

Экономические и финансовые санкции США против Ирана уже приносят результаты. Иностранные компании свертывают не только покупку иранской нефти, но и вообще свою деятельность в стране. На следующей неделе США введут антииранские санкции в отношении автомобильного сектора и торговли драгоценными металлами. Следующий этап наступит 6 августа, а против поставок нефти после ноября.

Как сообщил директор департамента американского государственного департамента по политическому планированию Брайан Хук, «Более 50 иностранных фирм объявили о желании покинуть рынок Ирана, в особенности энергетический и финансовый сектора».

При этом нефть составляет 64% всего объема иранского экспорта и является основным источником поступления в страну долларов и евро. Соответственно продажи в другие страны падают, и поток валюты уменьшился.

К этому добавляются крайне неудачные меры иранской власти. Были резко уменьшены ставки по депозитам, население стало массово забирать вклады и покупать на эти деньги валюту, дефицит которой уже ощущался.

Разразился острый валютный кризис. Пришлось ввести фиксированный курс риала в 42 тысячи за $1. На это мгновенно отреагировал черный рынок, где курс дошел до 90 тысяч за единицу американской валюты.

По российскому примеру в Иране пошли по пути импортозамещения. В парламенте одобрили запрет на импорт 1339 товаров, «которые производятся внутри страны или признаются в качестве ненужных». В их числе бытовая техника, текстильные изделия, обувь и изделия из кожи, мебель, продукция здравоохранения, машиностроения и т. д. Предполагается, что это оставит в стране 10млрд. Получится или нет — очень большой вопрос. Пока же импортные товары сильно подорожали. Компьютер еще 3—4 месяца назад стоит 2 млн риалов, теперь — 6. Если повезет найти по такой цене. С каждым днем она все выше.

Зимой по Ирану прокатилась волна протестов. Тогда власти обещали снизить затраты населения на услуги ЖКХ. Ситуация внешне успокоилась, но на короткое время.

В мае забастовали водители грузовиков. Правительство вынуждено было обещать увеличить тарифы на перевозки и решить пенсионные проблемы водителей. Интересно, что к бастующим во многих городах присоединились таксисты и водители автобусов.

Не успели договориться с водителями, как начались еще более серьезные волнения.

Девальвация риала и ограничения на покупку валюты в первую очередь ударило по мелким торговцам. В ответ закрылись лавки и магазинчики на Большом базаре в Тегеране. Отметим, что именно базар традиционно на Востоке является самым точным барометром общественного мнения и состояния общества.

От Тегерана забастовки двинулись на север. В Тебризе на базаре закрылись лавки ковров и изделий из золота и серебра. Это уже регион населенный азербайджанцами, которые не очень активно поддержали зимние выступления.

Тот факт, что недовольство охватывает национальные регионы, а персы составляют только 53% населения, должен серьезно насторожить власть. На границе с Афганистаном и Пакистаном недовольны белуджи и хазарейцы, на юге в нефтеносных районах волнуются арабы.

Еще одна проблема — засуха и нехватка питьевой воды. Здесь вина властей совершенно очевидна, так как об этой угрозе экологи предупреждали уже несколько лет подряд, но ничего не было сделано. В столкновениях с полицией в городе Хорремшехр погибло 4 человека.

Власть Ирана явно растеряна и выдвигает совершенно абсурдные объяснения проблем с водой. Возглавляющий штаб гражданской обороны Ирана генерал Голам Реза Джалили обвинил США, Израиль и Саудовскую Аравию... в похищении облаков и дождей, а также снега. Вроде бы из-за этого в стране не проливается с небес живительная влага, а реки сильно обмелели. В Израиле тоже засуха, но никого в ней не обвиняют.

Видимо подобные обвинения ничего кроме улыбки не вызвали и поэтому иранская власть включила тяжелую артиллерию. Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что «если США продолжат вынуждать своих союзников отказываться от закупки иранской нефти, то экспорт черного золота из стран Ближнего Востока окажется под угрозой, и предпринятые шаги США будут иметь последствия». 

Это заявление иранского президента развил бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Исмаил Ковсари. Как сообщает агентство Reuters, генерал заявил, что «Если они хотят остановить иранский экспорт нефти, то мы не допустим, чтобы какая-либо партия нефти прошла через Ормузский пролив». Он пригрозил, что военные Ирана готовы перекрыть Ормузский пролив в ответ на санкции США против экспорта иранской нефти.

Интересно, что подобные угрозы звучат не впервые. В 1980-х гг. Иран пытался минировать Персидский залив и Ормузский пролив, в результате на минах подорвалось несколько кораблей, в том числе и советский танкер «Маршал Чуйков».

При этом следует напомнить, чем закончилась тогда попытка перекрыть Ормузский пролив. В разгар так называемой танкерной войны американцы за несколько часов уничтожили примерно половину иранских ВМС. Даже с учетом изменившихся условий соотношение сил далеко не в пользу Ирана.

Ныне через Ормузский пролив проходит 20% общего нефтяного экспорта из региона. При этом во избежание проблем с проливом Саудовская Аравия и ОАЭ построили ряд трубопроводов в порты Красного моря и Аденского залива Индийского океана. Сейчас они пропускают примерно 7 млн баррелей в сутки, что составляет 45% от объема транспорта через Ормузский пролив. Поэтому его, пока предполагаемое, перекрытие уменьшит поступление нефти, но не остановит его совсем.

Еще одно обстоятельство — это нефтяной экспорт самого Ирана Он тоже большей частью идет через Ормузский пролив. В основном в Индию, Пакистан, Китай. Именно они являются главными потребителями иранской нефти. Не очень понятно, зачем Тегерану перекрывать пролив и тем самым самого себя лишать поступлений валюты от поставок, которые ему крайне нужны.

Третье обстоятельство. Ормузский пролив делится также с Оманом и по морским законам без его согласия Иран перекрывать этот международный морской путь не может. Нарушение дает право на применение силы для обеспечения свободы мореплавания.

Представитель Центрального командования США Билл Урбан заявил, что Вашингтон и его партнеры готовы совместными усилиями «обеспечить свободу навигации и коммерческие перевозки в соответствии с международными нормами». При этом никто в поддержку Ирана не выступит. Разве что Венесуэла, но кто ее принимает в расчет, если в ней инфляция уже давно перевалила за 1000%.

Конечно, Иран располагает определенными возможностями в военном отношении, но они несравнимо меньшие, чем силы двух американских ударных авианосных групп (АУГ) в Персидском заливе и Индийском океане. Добавим к этому АУГ в Средиземном море, Персидский залив и Ормузский пролив находятся в зоне ее действия, и стратегическую авиацию на острове Диего-Гарсия. Кстати, она показала высокую эффективность в ударах по Сирии весной текущего года.

Не в том сейчас Иран положении, чтобы входить в конфронтацию с таким мощным противником как США. В качестве вспомогательных следует учитывать и ВВС Саудовской Аравии. В общем, соотношение сил не в пользу Тегерана.

Надо полагать, что подобные заявления не более чем риторика. Воевать Иран точно не может, так как его значительные контингенты связаны в Сирии, а оттуда уйти никак нельзя из-за серьезных потерь престижа.

Интересно, что на фоне воинственных заявлений цена барреля даже снизилась. В воинственность Тегерана никто не верит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать