Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ультиматум Волкера

26 декабря, 11:19

Специальный представитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер готов посетить Москву только после освобождения украинских моряков, задержанных в Керченском проливе. Об этом он заявил в интервью телеканалу ТСН: «Надеюсь, я сделаю это уже в следующем году, как только моряков освободят». И, сославшись на отмену встречи Трампа и Путина после инцидента вблизи Керченского пролива, американский дипломат добавил: «Я также решил, что сейчас для меня будет невозможно посетить Москву». И попросил Кремль освободить пленных моряков «в качестве жеста доброй воли». Волкер надеется, что это может быть сделано уже к Рождеству. Скорее всего, он имел в виду православное Рождество. Но и в этом случае, как нам кажется, американец чересчур оптимистичен. Ведь пока что Путин несколько раз ясно дал понять, что все надежды на урегулирование конфликта в Донбассе, признание российской аннексии Крыма и нормализацию российско-украинских отношений он всецело связывает с исходом предстоящих президентских выборов в Украине, в случае, если на них победит устраивающий Москву кандидат.

Думаю, что до марта будущего года не будет никаких переговоров в Минске по разрешению конфликта на Донбассе. Не будет и никаких обменов пленных и заложников. Правда, здесь нельзя исключить, что один такой обмен может состояться в промежутке между первым и вторым туром украинских президентских выборов, если Путин сочтет, что он будет способствовать повышению популярности пророссийского кандидата. И, конечно же, не будет встреч между Владиславом Сурковым и Куртом Волкером. Хотя бы потому, что им пока вообще нечего обсуждать. Раз Путин, в случае успеха на выборах пророссийского кандидата, рассчитывает получить все и сразу, то пока что никакие компромиссы с американскими представителями по украинскому вопросу обсуждать не будет. Другое дело, насколько основательны подобные надежды даже в том случае, если на выборах действительно победит тот кандидат, которого российский президент считает наиболее удобным для России. Но пока Путин не разочаруется в своих надеждах на нового президента Украины (шансы на то, что на второй срок останется ныне действующий президент, в настоящее время минимальны), никаких подвижек в урегулировании конфликта на Донбассе, даже чисто формальных, вроде встреч делегаций и обмена заложников и пленных, ожидать не приходится.

В Вашингтоне это тоже прекрасно понимают. Поэтому «ультиматум Волкера» - это всего лишь работа на публику. США демонстрируют солидарность с Украиной и стремление освободить украинских моряков. Само по себе это хорошо. Но, в то же время, американские представители сознают, что в ближайшие месяцы Кремль украинских моряков не отпустит, независимо от того, будут ли ему предъявлены какие-либо американские ультиматумы или нет. И точно так же в Вашингтоне понимают, что у Москвы нет никакой жизненной заинтересованности в возобновлении контактов по линии Сурков – Волкер. Хотя бы потому, что до сих пор не ясна политическая судьба самого Суркова. Переговоры Волкера и Суркова тянутся уже два года, а если взять переговоры Суркова в том же формате с Викторией Нуланд, проходившие еще при Бараке Обаме, по переговорному процессу уже добрых четыре года. Но за это время никаких подвижек по Донбассу достигнуто не было из-за слишком больших разногласий сторон. Никаких контуров возможного компромисса по Донбассу так и не прорисовывается. Поэтому нельзя исключить, что после президентских выборов в Украине в Москве решат заменить Суркова на переговорах с Волкером кем-нибудь другим, хотя в июне этого года Владислав Юрьевич и был переназначен на посту помощника президента России, отвечающего за урегулирование Донбасского конфликта. И вообще не стоит возлагать  на эти переговоры больших надежд. Путину нужна капитуляция Америки и Украины, но Трамп на это не готов. В то же время, минский процесс выглядит мертвым, особенно после того, как в сепаратистских «республиках» были проведены нелегитимные выборы.

Также невероятным представляется какая-либо широкомасштабная российская агрессия против Украины до тех пор, пока Украина не выберет себе президента и парламент. Контролируемая напряженность на линии соприкосновения будет сохраняться и временами даже возрастать, например, в дни праздников, а также в зависимости от хода предвыборной кампании в Украине. Но для полномасштабной агрессии у Москвы не хватит сил, учитывая вероятную реакцию Запада, даже в том случае, если итоги украинских выборов окажутся для нее самыми разочаровывающими. Тем более, что не понятно, чьи шансы на украинских выборах сможет сейчас повысить рост российской военной активности на Донбассе. Поэтому дело, скорее всего, ограничится пропагандой, вроде той, что сейчас распространяют сепаратистские сайты: о грядущем предновогоднем и новогоднем наступлении Вооруженных сил Украины на Горловку, Донецк и Луганск. Для мобилизации пророссийского электората подобных примитивных фейковых новостей вполне хватит. Тем более, что боевики-сепаратисты, несмотря на крики о будто бы ожидаемом в скором времени «грандиозном наступлении ВСУ, сами совсем не спешат готовиться к обороне и рыть окопы полного профиля. Но боюсь, что теперь Волкеру ждать новой поездки в Москву придется до греческих календ, независимо от того, когда из русского плена освободят украинских моряков. Более реальным представляется поступление Украине в 2019 году американской военной помощи в 250 млн. долларов, с обещанием которой Волкер и прибыл в Киев. Ее должно хватить на укрепление позиций и боеспособности ВСУ на линии фронта в Донбассе. А вот о вступлении Украины в НАТО, как предупредил американский спецпредставитель, пока остается только мечтать, хотя лишь полноправное членство в Североатлантическом Альянсе может по-настоящему гарантировать украинскую безопасность, прежде всего, от угрозы со стороны бывшей метрополии.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать