Зеркальные иноагенты
Долго в России думали над принятием зеркальных ответных мер на требование США зарегистрировать Russia Today — America в качестве иностранного агента. Долго возмущались, грозили американцам всякими карами и, наконец, сподвиглись.
Приняли закон, по которому все СМИ, получающие иностранное финансирование в любой форме и независимо от кого должны регистрироваться в России как иностранные агенты. Любая информация, взятая у них должна содержать упоминание об иностранных агентах, как источнике данных. Примерно как сейчас любое упоминание о запрещенных в России организациях в прессе сопровождается соответствующей плашкой.
По закону иностранный агент должен с определенной периодичностью представлять компетентным органам отчет о своем финансовом состоянии. Трудно представить, чтобы ВВС или «Голос Америки» предоставят такие данные. Выход нашли быстро. Их московские редакции должны зарегистрироваться, как юридические лица и тогда отчеты предоставлять обязаны как все. В общем, усложнили жизнь и профессиональную деятельность так называемым иноагентам настолько насколько могли. Заодно в Государственной думе аннулировали аккредитации журналистам иностранных СМИ. Не всех, конечно, а тех, кого не любят. Понятно, что американские журналисты попали в этот список первыми.
Казалось, что зеркальный ответ найден, и на этом можно успокоиться. Однако, законодательный принтер остановок не знает, так как за океаном готовят что-то плохое. В Вашингтоне, об этом заявил министр финансов Мнучин, разрабатывают очередной санкционный список и ничего с этим сделать Москва не может. Очень хочется, но руки коротки. Пытались составить свой список из американских законодателей и высших чиновников, но те только посмеялись. Долго не думали и решили ответить асимметрично. Слово это в Белокаменной очень любят.
Первое что пришло на ум наиболее ретивым — это внести поправки в законы «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и связи». Законопроект был внесен группой депутатов и сенаторов, в том числе вице-спикером Государственной думы Петром Толстым, главой комитета по информационной политике Леонидом Левиным и председателем комитета Совета Федерации по законодательству Андреем Клишасом. Он был одобрен в первом чтении, но нет никаких сомнений в том, что до конца января он будет принят окончательно и вступит в силу.
В соответствии с поправками теперь можно признавать иноагентами не только юридические лица, но и физические. Они обязывают всех, кто перепечатывает или распространяет, в частности, в социальных сетях взятые у иноагентов материалы, цитаты соответствующим образом их маркировать, а также дают право Роскомнадзору блокировать публикации.
По словам главы комитета по информационной политике Государственной думы Леонида Левина, поправки являются техническим дополнением уже принятого закона, в котором введено понятие «СМИ, выполняющее функции иностранного агента». Это откровенное лукавство. Поправки принципиально расширяют список тех, кто может быть объявлен иноагентом и теперь это относится к людям, выходящих в социальные сети или вообще ведущие частную переписку в тех же сетях.
Собственно один авторов, вице-спикер Государственной думы от партии «Единая Россия» Петр Толстой не скрывает настоящую причину принятия поправок, и кто отныне становится фигурантом репрессивных мер. «Физические лица могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента». По словам Толстого, условий для этого два — публичное распространение информации, а любой выход в социальные сети фактически таковым и есть и финансирование из-за рубежа. Он уточнил, что дело действительно может коснуться блогеров, если «будет доказано, что они получают финансирование от иностранных государств». Позднее Толстой назвал и третье условие — блогер должен быть зарегистрирован как СМИ. Насчет третьего условия пока это слова.
Уже достаточно понятно как это будет происходить. Блогер или вообще любой пользователь социальной сети процитировал какое-то СМИ, не проверил, что оно в списках иноагентов и не поместил соответствующую плашку. Он попадает под подозрение и может получить от Роскомнадзора предупреждение.
Далее его начинают проверять на получение каких-либо средств из-за рубежа. Например, бабушка внуку, отец дочери или кто-то из родственников перевел $100-200 на подарок или по какому-то другому случаю. Не обязательно из вражеской Америки или ненавистной Европы, а, например, из дружественного Казахстана или партнерского Ирана. Это прямое финансирования из-за рубежа. И это еще не все.
Блогер или пользователь Facebook получил деньги, например, одолжил, пусть относительно небольшие средства у своего российского приятеля или знакомого, который вообще в сети не выходит. Это ничего не значит. Он и не подозревает, что его кредитор получает в частном порядке деньги из-за границы или еще хуже, выполняет какую-то работу, например, пишет программы или картины. Значит, наш фигурант автоматически становится аноагентом на зарубежном финансировании, пусть и по длинной цепочке. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
То, что вы знать об этом не знали и просто не в состоянии отследить источники финансирования всех ваших знакомых, друзей, приятелей, родственников никого не интересует. Попали к тебе токсичные деньги — отвечай по закону, тебя записывают в иноагенты. Imperitia pro culpa habetur — незнание вменяется в вину. Так что трижды придется думать перед цитированием или при желании сделать репост, да и вообще выходить на люди в социальных сетях.
Возникает вполне естественный вопрос — зачем принимаются такие драконовские законы.
Во-первых, очень сложно отследить все цепочки финансирования физических лиц, поэтому его строгость компенсируется неисполнением. Не в первый раз. Такое бывало уже много раз.
Во-вторых, что вытекает из предыдущего, поправки призваны не столько отслеживать всех и вся, а запугать тем, что Большой брат бдителен и следит за всеми. Тем самым усилить самоцензуру и заодно ограничить распространение вредной с точки зрения власти информации.
В-третьих. Как-то неуверенно чувствуют себя российские начальники в начавшейся избирательной кампании. С одной стороны, все уверены, что Путин победит в первом туре с заранее написанными процентами, с другой — слишком много неизвестных факторов, которые в последний момент могут помешать триумфу начальника государства российского. Победа без него ему не нужна. Вот и законодательно власть готовит себе возможность для репрессий, пусть информационных, против неугодных и неустойчивых. Испугаются, приумолкнут — тем проще будет править следующие шесть лет.
Несмотря на видимую стабильность в России происходит дальнейшее закручивание гаек. Общественное давление, не имеющее выхода, будет повышаться. Исход известен. Похоже, что в Кремле считают возможным пренебречь историческим и просто житейским опытом. Не они первые, к сожалению. Вот и принимают зеркальные меры, хотя зеркало оказывается кривым.