Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

30 раритетов из Успенского собора

В Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике открылась уникальная экспозиция

Место проведения выставки — Большая Печерская церковь. Напомним, 75 лет тому назад, 3 ноября 1941 года прямо средь бела дня прозвучал взрыв, в результате которого Украина потеряла одну из главных святынь, — Успенский собор Киево-Печерской лавры. От прекрасного здания остались лишь фрагмент восточной стены, алтарь и два столба... Советская власть обвинила в преступлении немцев. 6 января 1942-го нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов назвал уничтожение памятников культуры «одним из последствий немецкой оккупации». Журнал «Славяне» в №2 за 1942 год представил фотографии взорванного Успенского собора с объяснением, что это дело рук нацистов. А известный советский кинорежиссер Александр Довженко считал, что Успенский собор подорвали «свои». Сразу после изгнания врага он оказался в Киеве и по горячим следам расспросил многих жителей. В «Дневнике» записал с болью: «Не немцы уничтожили центр нашей изуродованной столицы, а мы сами. И Лавру высадили в воздух». Версию «минировали коммунисты, подорвали нацисты» поддерживали украинские зарубежные круги. Так, в романе «Хрещатий Яр» Докии Гуменной, которая эмигрировала из оккупированного Киева, героиня говорит: «Лавру заминировали и приготовили к уничтожению большевики, немцы же только поленились вытащить мины и решили, что не стоит возиться, меньше хлопот будет, когда все взлетит в воздух». Успенский собор стал жертвой двух тоталитарных режимов. В независимой Украине он отстроен в 2000 году из современных материалов.

Напомним, храм был заложен в конце ХІ века, служил как усыпальница киевских князей. В ХVII веке храм перестроили в стиле барокко, добавили несколько новых куполов. Вскоре обновили и внутреннюю отделку. В 1720-х годах  украшением Успенского собора стал новый пятиярусный иконостас в стиле рококо 22 метра высотой, выполненный черниговским мастером Григорием Петровым. Известно, что иконостас украшали 11 позолоченных колонн коринфского ордера и ажурные орнаменты, Аким Глинский и Стефан Лубенский написали 64 иконы для иконостаса. Многие из них были украшены: имели позолоченные ризы, были украшены серебряными венцами. В центре установили чеканные из серебра с позолотой Царские врата. В конце ХІХ в. от главного иконостаса остался только его нижний ярус, поскольку был утвержден новый проект живописных работ в храме.

Большевики превратили Лавру во Всеукраинский музейный городок. С 1926 года здесь находилось 15 музеев, архивные фонды, библиотеки и реставрационная мастерская, но Успенский собор не трогали. Взрыв 1941 года не просто уничтожил собор и настенные росписи: под тонами камня и плинфы оказались иконостас, ценные ризы и вышитые ткани, другие украшения и вещи обихода. Раскопки длились несколько десятилетий, но спасти удалось лишь небольшую часть.  Под завалами было обнаружено большое количество предметов церковной утвари из золота и серебра, фрагменты Царских врат, оклады икон, оправы престолов, раков, богослужебные одежды. Большинство артефактов были сильно повреждены, их исследование, атрибуция и реставрация продолжаются до сих пор.

На выставке «Спасенные святыни Украины» представлено около 30 разнообразных раритетов из Успенского собора, которые сохранялись в ризнице, а также те, которые были найдены во время раскопок завалов.

Главный хранитель фондов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Ирина МАРТЫНЮК отметила, что много предметов из фондовой коллекции не были доступны широкой общественности почти столетие: «Вся история, которую мы бы хотели знать, скрыта в этих артефактах, что позволяют нам проследить, изучить и понять историю нашей страны. А музейная достопримечательность является отражением истории, культуры, которая все время в поле зрения научных работников и исследователей. Особенно сегодня актуальным является заботливое хранение этих достопримечательностей, популяризация, издание научных каталогов». Представленные на выставке объекты — только небольшая часть того массива, который сохраняется в заповеднике. Научные сотрудники и реставраторы постоянно работают с тем, что удалось спасти из-под обломков собора. Среди сокровищ экспозиции благословенные кресты ХVIII века, произведения декоративного искусства, оклады Евангелия, элементы отделки собора.

Самый ценный экспонат выставки — серебряная риза храмной и главной иконы Успения Богородицы, редкий образец ювелирного мастерства ХVIII века. Как выглядела чудотворная икона, мы точно не знаем, но благодаря спискам, которые из нее выполняли мастера иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (один из них тоже представлен в экспозиции), можно представить общую композицию.

Заведующая научно-исследовательским отделом древнего искусства Национального художественного музея Украины Галина БЕЛИКОВА считает эту выставку чрезвычайно важной. Она отметила: «В нашем музее хранятся уцелевшие иконы Успенского собора, среди них несколько для праздничных обрядов и в частности Собор преподобных Печерских. Как и другие, эта икона была украшена ценной ризой XVIII века, но взрывом ее разорвало на более чем 50 частей. Возможно, со временем ее удастся реставрировать. Уцелела еще риза иконы Богородицы, которая находилась слева от Царских врат, но не сама икона. Относительно ризы храмной иконы Успения Богородицы, вероятно, она складывалась со временем, что-то добавляли. Представленная на выставке часть ризы унизана драгоценными камнями,  что свидетельствует об очень уважаемой иконе. В настоящее время лишь понемногу возобновляем целостное представление о том, как выглядел первый ярус Успенского иконостаса. Надеемся, что-то еще найдется».

Год назад в НХМУ был презентован проект «Явлення», посвященный достопримечательностям Братского монастыря, среди которых, — редкие иконы ХVII века. С каждым годом усилиями музейщиков, исследователей и реставраторов в научное обращение и для широкой публики, хотя и по крохам, возвращается наше старинное искусство. Ценность таких проектов для государства, которое веками борется за собственную идентичность, отстаивает свободу и право на свой путь, является чрезвычайной.

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, кандидат культурологии. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів