Иногда кажется, что история ничему не учит. Но это не так. Она же учит - если у этой учительницы жизни УЧАТСЯ
Владимир Панченко, украинский литературный критик, литературовед, писатель

Мир глазами авангардистов

В Центре современного искусства М17 демонстрируют "Велике Коло"

Этот международный мультиэкспозиционный проект представили независимые художественные объединения и проекты non-objective art со всего мира.

Напомним, беспредметное искусство (абстракционизм) - одно из основных направлений в современном искусстве. В его основе лежит творчество В. Кандинского и П. Мондриана - основоположников двух направлений абстрактного искусства: абстрактного экспрессионизма и геометрического абстракционизма. Живопись, с их точки зрения, не должна создавать иллюзию действительности, ее задача - проникнуть в суть вещей, переживаний художника. Поэтому в произведениях абстракционистов мы не найдем изображения реальных предметов. Они представляют собой сочетание бесформенных линий и красок. Для абстрактного экспрессионизма характерны идеи того, что искусство является прежде всего выражением внутренних состояний творческого «я».

В геометрическом абстракционизме происходит растворение «я» художника в акте творчества. Так, П. Мондриан искал общую универсальную сущность искусства. В связи с этим он пытался геометрически расчленить плоскость, изображая предметы в конструктивном, плоскостном виде...

Как отметили организаторы «Великого Кола», на протяжении веков художники рисовали преимущественно репрезентативные изображения - портреты людей, грандиозные сцены исторических событий, пейзажи. Но в начале ХХ в. вместе с техническим прогрессом художественные идеи начинают меняться, и важнее, чем фотографическая фиксация действительности, становится видение художника и смысл, который он вкладывает в работу. Так возникает идея беспредметности, и художники-авангардисты выходят за пределы традиционных медиа и формируют новые виды творчества, актуальные и сегодня.

"Беспредметное искусство - это правда в сегодняшнем мире постправды, это искусство, которое ничего не говорит, а потому зритель вынужден обращаться к собственным ощущениям, ассоциациям, опыту".

Тиберий Сильваши, украинский художник, член художественного объединения KNO

На рубеже ХХ-XXI века возникает движение независимых художественных проектов и группировок в сфере беспредметного искусства: в начале 90-х годов - "Живописный заповедник" в Киеве, в конце 1990-х - CCNOA в Брюсселе и PS project в Амстердаме. Вторая волна художественных объединений появляется на границе первого и второго десятилетия 2000-х: SN в Сиднее, IS projects в Лейдене, Saturation Point в Лондоне, ParisCONCRET в Париже, в 2013 году в Пон-де-Кле (Франция) начинают биеннале беспредметного искусства, в 2017 году e9a project space во Фрайбурге, West Projects в Сиднее, а в Киеве основывается художественная организация KNO|Kyiv Non Objective.

Проект "Велике Коло" объединяет эти художественные инициативы и дает возможность увидеть современное беспредметное искусство, узнать, как развились и трансформировались идеи художников-авангардистов ХХ века в работах современных художников из разных стран мира.

Проект " Велике Коло " подготовлен художественным объединением KNO|Kyiv Non Objective.

Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів