На перекрестке авангарда
Александра Экстер, Василий Кандинский, Александр Архипенко, Василий Ермилов — вы, наверное, слышали эти имена, имеете представление о работах этих художников, но почему они считаются знаковыми? И какую роль сыграла Украина в формировании нового художественного мировоззрения и практики в начале ХХ века? Именно на этом фокусируется выставка «Авангард: в поисках четвертого измерения» в центре современного искусства М17.
КОМАНДА
Этим проектом М17 открывает новую страницу своей истории после паузы, которая длилась несколько лет. К работе над выставкой приобщились музеи, в частности Национальный художественный музей Украины и Национальный музей «Киевская картинная галерея», «Мистецький арсенал», Довженко-центр, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Центр Юдаики и частные коллекционеры из Украины и из-за границы.
Кураторы проекта — заведующая научным отделом экспозиционно-выставочной работы Национального музея «Киевская картинная галерея» Елена Боримская и заведующая научным отделом современного искусства НХМУ Оксана Баршинова, руководительница — директор институции М17 Наталия Шпитковская.
Экспертный совет, в состав которого входят, в частности, искусствовед Эдуард Димшиц, Татьяна Филевская (составитель книги о киевском периоде Казимира Малевича), Константин Акинша (соучредитель Исследовательского проекта русского авангарда, Лондон), коллекционер Джеймс Баттервик, подошли к формированию состава выставки скрупулезно. По словам Елены Боримской, в нынешнюю экспозицию не попал ни один экспонат, относительно происхождения и подлинности которого у членов экспертного совета возникали вопросы.
ИДЕЯ
«Мы не ставили цель наполнить экспозицию огромным количеством работ, — акцентирует Елена Боримская. — Это не обзор частных коллекций — это повод поговорить об авангардных инновациях уникального периода в искусстве, представить Украину как своеобразный «перекресток» новой художественной практики первой трети ХХ века, где всевозможные художественные центры в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, на Херсонщине и тому подобное были местами генерации новаторских идей. К тому же яркие творческие личности украинского авангарда (а это были украинские, польские, русские, еврейские художники) распространяли новейшие идеи на территории Европы и Америки, России и Дальнего Востока, по городам и поселкам, от Владивостока до Нью-Йорка, Парижа, Мюнхена, до села Вербовка (в этом селе тогдашней Киевской губернии в 1910 году была создана артель декоративно-прикладного искусства, где работали народные мастера и такие звезды авангарда, как Александра Экстер и Казимир Малевич. — Ред.). Все это было пространство авангарда, идеи которого определили последующее развитие мирового искусства.
Концепция Украины как перекрестка наглядно воплощена в экспозиционном решении. Так, на полу расположена графическая карта с названиями городов, где рождалась и «обрастала мышцами» философия авангарда. Отдельный экспозиционный узел стены содержит текстовую расшифровку карты с датами, фамилиями и ключевыми событиями. Сами же работы упорядочены по логике мощных художественных явлений в авангарде (супрематизм, абстрактный экспрессионизм, неопримитивизм), по соотношению основателей и апологетов и учеников, по художественным центрам (Киев, Харьков и тому подобное).
НАЗВАНИЕ
Относительно самого названия проекта подсказки дают цитаты на стенах выставочного пространства. «Появилось новое измерение мышления» — это философ Лев Шестов. «В новом искусстве мир стал восприниматься через новую сторону — в движении, то есть во времени, или в четвертом измерении» — это Казимир Малевич.
АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО. «ГОЛУБАЯ ТАНЦОВЩИЦА». 1914 Г. БРОНЗА
Авангард связан с радикальным изменением картины мира. Елена Боримская говорит: «Система классической живописи, которая апеллировала к визуализации видимого мира, является огромным художественным открытием эпохи Возрождения, когда художники научились на двумерной плоскости создавать иллюзию трехмерного пространства. Другим удивительным открытием было открытие начала ХХ века, когда художники научились визуализировать микро— и макромир за пределами нашего восприятия. Это были не просто художники, а мыслители, философы, «грандиозари» космических масштабов мышления. Отбрасывая классическое искусство, они действовали так не сугубо ради эпатажа, а потому что понимали: классическая картина с ее единством пространства, действия и времени не отображает новый мир, который стал многомерным и динамичным. Чтобы показать это, чтобы создать новую систему визуализации, нужно было выработать новую пластику, новое художественное мышление, изобрести новую азбуку искусства, что и сделали авангардисты».
ПРОСТРАНСТВО
Над построением выставки работал архитектор Александр Бурлака. Елена Боримская отмечает, что экспозиционные залы — с геометризмом форм, в частности цилиндровым балконом, со стеклянными стенами, трансформированным пространством — являются практическим воплощением идей конструктивизма.
Экспозиция состоит из двух залов. Первый, побольше, посвящен «высокому» авангарду 1910-х годов, когда разрабатывается новая художественная философия. Во второй представлены работы 1920-х, эпохи конструктивизма, воплощения «высоких» идей в жизнь, когда художники с помощью нового универсального языка искусства принимают участие в строительстве «нового общества» и формировании «нового человека» — разрабатывают театральные декорации, афиши, марки, логотипы, упаковку. Это время рождения современного дизайна.
АЛЕКСАНДР БОГОМАЗОВ. «КАВКАЗ». 1916 Г.
То, что сегодняшнее искусство находится в диалоге с авангардом, должны подчеркнуть работы современных художников. Во-первых, скульптура Степана Рябченко «Явление» на входе в М17. А во внутреннем дворике центра художник CHZZ создал мурал «Карта украинского авангарда». Кроме того, перед тем, как пройти в экспозиционный зал, вы пересечете пространство, на стенах которого транслируется аудиовизуальный проект «Авангард — пространство цветов и форм» от Front Pictures. Средствами 3D-моделирования здесь рассказывается о 12 «апостолах» авангарда: Мунке, Модильяни, Малевиче, Марке и других. Таким образом, зал с оригинальными экспонатами обрамлен двумя пространствами, которые отсылают нас к рукотворной практике и современным технологиям.
В видеозале, который завершает экспозицию, можно посмотреть работы, связанные с авангардом, например, документальные материалы, а также реконструкцию футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых с декорациями Казимира Малевича «Победа над Солнцем», сделанную Калифорнийским институтом искусств в 1983 году, и тому подобное.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Открывают экспозицию «Композиция» Ольги Розановой и «Композиция» Александра Родченко. Такое решение возникло в результате сурового отбора: сначала там хотели расположить работы Малевича и Экстер, но некоторые члены экспертного совета засомневались относительно подлинности работ, потому решили представить идеи этих художников через произведения их последователей.
«Из Национального художественного музея мы выбирали работы, которые были в спецфонде, — те, которые не находились в основной экспозиции, — говорит Наталия Шпитковская. — Например, работы Александра Родченко и Ольги Розановой. А такие ученики Пальмова, как Громов и Белкина, вообще почти не известны широкой публике».
МАРИЯ СИНЯКОВА. «ВЕСНА».
Также Наталия отмечает «Карусель» Давида Бурлюка из коллекции НХМУ — почти супрематичную, не характерную для художника работу, «Кавказ» Александра Богомазова из коллекции Константина Рачковского. Еще — «Весна» и «Война» Марии Синяковой, которые якобы находятся в диалоге: душевная, чистая «Весна» близка к неопримитивизму, по форме подобна житию святых (по краям — «клейма» с бытовыми сценками), и рядом дикая «Война», где солдаты насилуют женщин.
БЕЗ ОБРАЗОВ
Во время первой кураторской экскурсии (они проводятся каждую субботу, начало в 13.00) Елена Боримская дала несколько подсказок относительно того, как считывать содержание произведений авангарда. Например, «Вариация» Алексея Явленского из частной коллекции. Здесь можно выискивать залитые солнцем пейзажи, но лучше оставить это и наслаждаться цветом как таковым.
«Явленский представлен здесь живописной формой, цвет высвобождается от сюжетного носителя. Не нужно выискивать фигуративные элементы, художник в такой картине создает свой мир, который работает по собственным законам, по законам колористической системы. Нужно считывать это с точки зрения средств художественной выразительности, в частности колорита, ведь смысл абстрактной картины — в ее живописном проявлении, акцент переносится на пластическую драматургию: темное — светлое, контраст — нюанс, спектральный цвет и смешанный, их взаимодействие и тому подобное. Колористическая система выстраивается по законам музыкального произведения. Следовательно, картина теперь может не отражать знакомый нам внешний мир, а через цвет отображать «пейзажи души», — объясняет Елена Боримская.
Это и о новом художественном мышлении символом, знаком — безобразное мышление, с которым работал Малевич.
Супрематические композиции Бориса Косарева являются работой с чистыми формой и цветом. «Художники пытались визуализировать четвертое измерение, которое за пределами трехмерного, очевидного. Это первый такой опыт в истории искусства, когда художник визуализирует условное, метафизическое пространство, — комментирует куратор выставки. — Форма у Косарева имеет гармоничное соотношение холодных и теплых оттенков, которые, складываясь вместе, образуют постоянную композицию».
БЕЗ МАТЕРИИ
«Вместе с разложением атома (1911 год, Резерфорд предлагает новую модель атома. — Авт.) мы разложили материю. Мир стал прозрачным и бесконечным. Появилось умение видеть, интуитировать сквозь форму», — говорит Елена Боримская около скульптуры Александра Архипенко «Голубая танцовщица».
Собственно, это разложение материи отобразилось и в скульптуре. «Если Микеланджело мыслит сгустком материи, для него идеальная скульптура — это слой, то теперь, когда мир просматривается насквозь, в скульптуре вместо сгустка материи — пустота», — продолжает куратор проекта. Это и является открытием Архипенко — пустота вместо сгустка.
В то же время пластика Архипенко отсылает к античному скульптору Поликлету, который изобрел схему перекрестного движения, хиазм, так называемый канонический покой. Идет речь о сочетании внешнего покоя и внутреннего движения, которые находятся в равновесии и создают ощущение гармонии. У Архипенко это более условно, чем у античных мастеров, но смысл сохраняется. Танцовщица вроде бы застыла, но ее правое колено согнуто, импульсы движения расходятся по всем «уровням» тела, и фигура удерживает идеальный баланс.
ТРИ ЦВЕТА, ТРИ ФОРМЫ
Сила художника-конструктивиста в том, что он сочетает в себе автора идеи и художника-инженера, а это позволяет воплощать замысел в разных отраслях, используя базовые универсальные элементы новой художественной азбуки. Это показывают наглядно эскизы костюмов и театральных установок Александры Экстер, Вадима Меллера, Анатоля Петрицкого, Александра Хвостенко-Хвостова, Василия Ермилова. Три базовых цвета — красный, синий, желтый, три базовых геометрических элемента — круг, квадрат, треугольник, работа со светом, и художник уже не воспроизводит единый «реальный» мир, а создает новое художественное пространство, еще и функционально мотивированное.
На примере шрифтовых театральных афиш к спектаклям Леся Курбаса (предоставленные Музеем театрального, музыкального и киноискусства Украины) Елена Боримская объясняет новаторские подходы конструктивистов: «Если раньше художник вымалевывал афишу, то теперь конструирует ее из того, что есть в шрифтовом наборе, — из разнообразных шрифтов разного кегля, плашек, которые можно по-разному расположить, выстраивая изображения. Буква и шрифт выполняют роль пластического элемента. Также вы работаете с цветом — или с его отсутствием. Конструктивисты, используя универсальный пластический язык, создают функциональные объекты уже в реальном пространстве в любой сфере: в архитектуре, театре и тому подобное».
ЗНАНИЯ
Команда проекта сознательно не перегружала экспозиционное пространство текстами, однако подготовила большую образовательную программу с лекциями об украинских композиторах-авангардистах и о том, как авангард повлиял на мировую моду. Также в январе пройдут мини-курс об авангарде для детей и курс пропедевтики для взрослых — «подготовительный» цикл теории, чтобы понимать пластические инновации авангарда. Апогеем можно назвать форум «Новая генерация» к 140-летию со дня рождения Казимира Малевича, запланированный на февраль 2019 года.
Елена Боримская отмечает, что часто современный зритель остается на уровне восприятия фигуративного изображения, но чтобы понимать авангард, нужно знать средства художественной выразительности, а также пластические инновации авангарда. Только с учетом этого может состояться эстетически полноценный диалог с авангардным объектом. Поэтому следите за анонсами лекций и дискуссий — выставка «Авангард: в поисках четвертого измерения» продолжается до 6 апреля.