Приятное и полезное
40 украинских дизайнеров, 200 самых знаменитых моделей одежды, созданных ими в период с 1991 года, представили блеск и шик отечественной «индустрии красоты», собранной ради... новейшей истории Украины.
— «Дресс-код Украины» отлично вписывается в новый «курс» «Арсенала». Мы хотим делать проекты с широким культурологическим контекстом, — рассказала «Дню» Леся ОСТРОВСКАЯ-ЛЮТАЯ, генеральный директор «Мистецького Арсеналу». — В этой выставке есть позиция, живая мысль. Куратор проекта, историк моды Зоя Звиняцкивская, рассматривает сквозь призму истории новейшую историю независимой Украины. А саму моду — в контексте современного искусства.
«УКРАИНСКАЯ ГЛАЗУРЬ»
По словам З. Звиняцкивской, замысел такой выставки возник еще лет десять тому назад. Когда она начала писать книжку, в которой анализирует, как менялись за годы независимости наше общество и Украина. Задача в «Арсенале» выполнена почти идеально. «Минусом» гигантской экспозиции, которая заняла чуть ли не весь первый этаж гигантского «Арсенала» (а теперь представьте себе, каким чудом удалось собрать столько экспонатов, созданных нашими модельерами, начиная с 1991 года!), можно назвать, разве что, определенную пафосность. Так, рядом с нарядом первой леди страны Марины Порошенко, в котором она была на инаугурации Президента, можно увидеть и стенд с дизайнерскими платьями в этническом стиле (с ручной вышивкой, мережками, кружевом, бисером) от Роксоланы Богуцкой, созданных специально для Екатерины Ющенко.
С юмором, кстати, на «Дресс-коде Украины» тоже все хорошо. Хотите анекдоты о новых россиянах — «брател» в малиновых пиджаках образца первой половины 1990-х? Целый зал, посвященный соответствующему периоду нашей истории, украшен муралами с изображениями этих «героев времени», да еще и текстами анекдотов. А блеск современной поп-тусовки знаменует...конная статуя из «зеркального» стекла (как дискотечный шар), на которой возвышается манекен в сценическом костюме из серебряной парчи со стразами — таким был костюм для тура певицы Оли Поляковой авторства Анны Бублик...
Экспозиция разбита на тематические разделы: «1991—1997. Новые свободы. Новые элиты», «1997—2010. Диалог с национальной традицией. Украинский гламур» и «2010— наше время. Новый урбанизм. Антигламур и Новые критерии успеха». Каждый раздел включает по два зала, а там...
Само время, кажется, воскресло, и бурлит яркими красками! Вот — золото, парча, тисненая кожа, хиппи- и рейв-шик образца 1990-х. (Вспоминаю становление Виктории Гресь, которая начинала как театральная художница, или священный ужас публики на показах перед коллекциями Алексея Залевского.) А вот вижу пиджак авторства художника Ильи Чичкана из коллекции арт-критика и куратора Константина Дорошенко.
После одетых «по-богатому», в золото и стразы, конца 1990-х — начала 2000-х, эпоха оранжевого Майдана оставила о себе память в виде «национальных» мотивов в творчестве большинства дизайнеров. (Да-да, именно в этом разделе выставки — фантастической красоты платья и аксессуары от Роксоланы Богуцкой, Оксаны Караванской и К0, дизайнеров, чьи имена особенно «гремели» в середине прошлого десятилетия).
ХАЙ-ТЕК, МИНИМАЛИЗМ И ПРАГМАТИЗМ
Наше время — это сплошной хай-тек, минимализм и прагматизм. И «ресайклинг» — от модельера-художницы Яси Хоменко (одежда, изготовленная из переделанных материалов, эту практику сегодня считают особенно «экологической»).
— На конкурсе Alta Moda в 1996 году я выпустила на подиум модель, «одетую» только в кубическую конструкцию из полиэтилена. Свет попадал в куб — и казалось, как будто обнаженный мужчина плавает в аквариуме. Игра света так меня вдохновила, что были созданы еще фигуры, «заполненные» светом. Это на их фоне сегодня открывала выставку Марина Порошенко, — рассказывает художница Оксана ЧЕПЕЛЫК.
После победы в конкурсе, в 1996-ом она гостевала во Франции по приглашению Кардена. Память об этом не угасает, как и сама красота, в свое время, созданная нашими дизайнерами.
— История материальной культуры — это история о нас, жителях Украины. О наших страхах и мечтах, желаниях и предубеждениях и о том, как они изменялись в течение всех лет независимости, — говорит куратор выставки Зоя ЗВИНЯЦКИВСКАЯ. — С 1991-го прошло уже 26 лет, и сейчас просто физически чувствую, как то, свидетелем чего мы были, исчезает. Нам нужно сохранить память!
...«In progress. Дресс-код Украины времен Независимости» — это не только теоретические размышления о «времени и себе». Есть еще и образовательная программа, которая, надеюсь, понравится не только ценителям искусства и моды.
Линор Горалик прочитает лекцию «Гламур и др.: новая эстетика и постперестроечный костюм». Потом устроим публичные дискуссии. Одну посвятим проблеме, которая в последние годы стала актуальной для Украины: как можно и как не ведут себя со старыми, «историческими» вышиванками? Сейчас старинную одежду перешивают, «осовременивают» — но исследователи-фольклористы против. Так кто прав: «наука» или рядовые потребители?
Еще одна дискуссия должна состояться после презентации известного сайта ragu.li. Хотим пригласить его представителя, а также экспертов, включительно с юристами. И вместе выяснить: можно ли, с юридической и этической точки зрения, использовать в публичной сфере фото людей, как это делают «Рагу.ли»?
В рамках вернисажа запланированы показы молодых отечественных дизайнеров, в частности, Яси Хоменко, Маши Ревы.
Выставку можно увидеть до 6 августа.