Творчество «под пулями»
О необычной странице в истории искусства и уникальный опыт на грани выживания (на примере Ивана Дряпаченко)В статье «Художник на войне» о творчестве Петра Покаржевского ( см. №192) «День» начал серию рассказов об украинских художниках, которые пребывали на фронте во время Первой мировой войны. Продолжая эту тему, пойдем дорогами войны дальше — в 1916 и 1917 годы, когда в составе военно-художественного отряда «Трофейной комиссии» служил выдающийся художник и график Иван Кириллович Дряпаченко (1881—1936 гг.).
Он родился на Полтавщине в семье безземельного крестьянина Кирилла Федоровича Дряпаченко, который служил в экономии помещиков Капнистов. В 1894 году с их помощью тринадцатилетний Иван поступил в Киевскую школу рисования, в 1898 году в Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры (мастерская В. Серова). В 1903 году Иван Дряпаченко получил звание неклассного (свободного) художника.
С 1903 по 1911 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (мастерская И. Репина, В. Савинского, П. Чистякова). В 1911 г. за картину «Саломея» ему было присуждено звание художника по живописи. В 1912 и 1913 гг. художник побывал в пенсионерских поездках (стипендия на учебу для наилучших студентов) в Италии. За картину «Святое семейство» Иван Дряпаченко получил III-ю премию им. Куинджи. Во время второй пенсионерской поездки в 1913 г. он создал вторую отчетную картину — «Поминальный день в Флоренции».
Несмотря на то, что в следующем году началась война, художник еще имел возможность некоторое время находиться в мирном окружении и вдохновенно работать. Его произведения постоянно экспонировались на выставках Академии художеств в Петербурге. Находясь в 1914—1915 г. на родине в селе Василивка, Иван Дряпаченко создал ряд живописных работ по народной тематике «Навстречу вечеру», «Вечер у озера», «Косари», «Параска в праздничный день» и др.
1916 год принес художнику резкое изменение стиля жизни, новые условия творчества, новые впечатления. По призыву он был прикомандирован к военно-художественному отряду «Трофейной комиссии». В состав отряда входили: художники М. Мизернюк и М. Сергеев, литераторы А. Гинерман и Г. Синельников, фотограф А. Эглит, денщик П. Петухов.
Деятельность этого отряда известна по информации ЦГАМЛИ Украины. Из архивных документов Анатолия Терещенко (исследователя творчества Ивана Дряпаченко) известно, что перед художниками военно-художественному отряду ставились следующие задачи: роспись знамен, создание портретов участников войны, отображение подвигов, сюжетов из фронтовой жизни, изготовление иллюстраций и т.д. Возглавлял отряд штабс-капитан Колобов. К «Трофейной комиссии» прикомандировывали художников, служивших в разных военных частях в нижних чинах с правами добровольцев.
Во время службы в военно-художественном отряде Иван Дряпаченко побывал на Западном фронте, в Ставке Верховного главнокомандующего (г. Могилев), а затем на Юго-западном фронте, в Ставке армий этого фронта (г. Бердичев), позже — в штабе 7-й Армии в г. Бугач. Потом он находился непосредственно на фронте в районах расположения частей 7-й Армии.
В октябре 1916 года руководитель военно-художественного отряда штабс-капитан Колобов подготовил доклад о второй поездке отряда в Ставку Верховного Главнокомандующего и на Юго-западный фронт. В ней отмечается: «Первые работы художниками были созданы в Ставке Верховного Главнокомандующего в Могилеве, а именно портреты генералов Алексеева, Кондзеровского, Пустовойтенко и др. Далее отряд переехал в Ставку армий Юго-Западного фронта, в Бердичев (портреты Брусилова, Клембовского и др.). В штабе VII-ой армии художниками были созданы портреты генералов Щербачева, Головина, Незнамова и др., написан ряд этюдов и получены некоторые реляции наиболее выдающихся боев армии... Несмотря на [...] трудные условия поездки [...] отряду все же удалось записать и зарисовать свыше 250-ти георгиевских кавалеров: офицеров и нижних чинов, нарисовать с натуры целую галерею портретов деятелей войны, сделать ряд масляных и акварельных набросков, сделать значительное количество фотографий и художественных набросков местностей и т.д.». Кроме того, в своем докладе Колобов давал оценку деятельности членов военно-художественного отряда. Он обращал внимание на то, что вверены ему низшие чины обнаружили чрезвычайную старательность к своим служебным обязанностям, не ввиду того, что им пришлось нести все тяготы походной жизни и заниматься делом целыми днями, с 7-и часов утра до 10-и вечера, часто в настоящей боевой обстановке, под артиллерийским огнем.
О бытовых условиях Колобов писал, что отряду пришлось ютится несколько раз в селянских разрушенных домах, спать на голом полу, терпя нехватку еды, а в некоторых случаях, как, например, в 12-й Сибирской дивизии, жить в разрушенном сарае, где раньше содержался лазарет для тяжелораненых и мертвецкая для раненных героев. В конце доклада руководитель отряда просил командование наградить все низшие чины, которые принимали участие во второй поездке на фронт, в том числе и Ивана Дряпаченко.
И. ДРЯПАЧЕНКО. СОЛДАТЫ 9-ГО ДРАГУНСКОГО КАЗАНСКОГО ПОЛКА НОЖНИЦАМИ ДЕЛАЮТ ПРОХОДЫ В ПРОВОЛОЧНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЯХ ВРАЖДЕБНЫХ ОКОПОВ ПОД СЕЛОМ КОЛОДРИВКА. 6 АВГУСТА 1915 г.
Художник завершает свою военную карьеру на Кавказском фронте. Из письма известного художника К. Трохименко, который во время Первой мировой войны тоже был военным художником в составе группы художников-баталистов во главе с М. Самокишем, становится понятным, почему И. Дряпаченко перевели так далеко от украинских земель: «Комендант Ставки полковник Воейков пояснил, что Дряпаченко не пустили в район Карпат потому, что он был украинцем»...
Художник находился на Кавказском фронте до самой мобилизации в декабре 1917 года. Таким образом, с лета 1916 по зиму 1917 гг. Иван Дряпаченко побывал в Могилеве, Бердичеве, Тернополе, Завалове, Бокуве, Ханусовцах, Понарах, Товстобабах, Тисменице, Пидгайцах, Станиславе, Саракамише, Эрзеруме, Байбурте, Трапезунде и других городах. За это время им было создано значительное количество работ. Во-первых, это графические рисунки с объяснениями, которые иллюстрируют боевые действия. Во-вторых, графические и живописные работы, созданные художником во время «временного затишья», а именно: портреты выдающихся военных деятелей, георгиевских кавалеров, рисунки солдат во время отдыха, военнопленных, жителей сел и местечек, пейзажи Тернополя, Могилева, маленьких городов. Также Иваном Дряпаченко были воспроизведены интерьеры Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилеве, которая располагалась в доме губернатора и Спасо-Преображенской церкви. Этот каменный собор при Ставке, построенный в 1762 году архитектором И. Глаубицем в стиле виленского барокко и дом губернатора Могилева сейчас не сохранились.
Понятно, что военные условия нуждались в быстрой работе. Поэтому, несмотря на то, что фронтовые произведения исполнены художником в разной технике, преобладают: тушь и цветные карандаши. Как материал для своих работ, Иван Дряпаченко использовал бумагу, ватман, картон и фанеру небольших форматов.
По возвращении зимой 1917-го в Украину, в родное село Василивка, Иван Дряпаченко продолжил свой творческий путь, создав немало портретов своих односельчан и жанровых произведений на народную тематику.
На сегодня известно лишь о четырех десятках фронтовых произведений художника, которые сохраняются в Государственном историческом музее (РФ), Центральном военно-морском музее (РФ), Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (РФ) и Могилевском областном краеведческом музее. Кроме музейных коллекций, фронтовые работы И. Дряпаченко можно увидеть на обложках и страницах известного журнала «Летопись войны 1914—15—16—17 гг.».
Деятельность украинских художников во время Первой мировой войны, в том числе Ивана Кирилловича Дряпаченко интересна, в первую очередь, как наглядный пример уникального материала для исследований по истории и искусству.
Выпуск газеты №:
№217, (2014)Section
Культура