Тест на человечность
Буквально в канун войны в театре «Золотые ворота» Тамара Трунова представила премьеруПроект состоялся при поддержке Посольства Швейцарии в Украине. Спектакль «Тест» режиссер Тамара Трунова поставила по пьесе современного швейцарского драматурга Лукаса Берфуса в переводе Павла Арье.
Этот плотный и универсальный текст одного из самых ярких и значительных представителей новой немецкоязычной драмы, Тамара Трунова ставит так же плотно, динамично, немного отстраненно, даже холодно и благодаря этому получает универсальный спектакль, который, как и текст Берфуса, - может быть «считан» где угодно и какой угодно европейской публикой.
Подход режиссера, работающего в абсолютной связке со временем, заключается в том, чтобы ощущать его пульс, вопросы и понимать свою миссию в современном театральном процессе. Да и осознавать сам процесс.
Трунову как и Берфуса, интересуют экзистенциальные универсальные категории, лишь обострившиеся пандемическим катаклизмом и миром, живущим в «ожидании войны»: жизнь и смерть, любовь и предательство, вера и разочарование, смысл бытия и его невыносимость. Сегодня, кажется, никто не может разобраться ни в чем однозначно. Тест ДНК – один из таких камней преткновения, который даже еще до оглашения результата становится мощным инструментом воздействия на психику объектов исследования. Конечно, в спектакле понятие «теста» - значительно шире научной методики.
***
Действие начинается с молниеносной завязки, которая закручивает нерв постановки в тугой узел и уже не отпускает до самого финала, даже несмотря на антракт. Зритель тесно, вместе с героями (и это очень важно) в перестроенном пространстве зала оказывается в анатомическом театре (новый жанр?), где препарируется жизнь одной семьи в момент ее катастрофы.
На фронтальной «стометровке» игровой площадки с четко прочерченной дорожкой, как полоска теста (художница Мария Погребняк), Трунова со сдержанностью «военного» хирурга, «режет» текст Берфуса на хлесткие и четко обозначенные мизансцены-приговоры.
***
Удивительным образом, место действия, словно без определения конкретного времени и пространства, вдруг начинает напоминать собственную страну. Отношения героев - поведенческие матрицы, списанные с частной жизни современного общества, где царит скрытое социальное отчаяние, отсутствует искренность, полностью смещены понятия правды и лжи, добра и зла. Где отец (Артем Мяус) баллотируется в мэры города, мать (Виталина Библив) перманентно «чистит карму» в Индии, сын (Богдан Буйлук) от внутренней пустоты и скуки подвергается первой же жесткой и программируемой провокации, его жена (Кристина Люба) – среднестатистическая юная фемина, по случаю удачно вышедшая замуж за сына известного политика, и, наконец, помощник главы семейства (Орест Пастух) в качестве главного катализатора конфликта.
***
Надо отметить, что манера постановки оказалась под стать блестящему тексту, из которого проступили настоящие фразы-мемы, которые Трунова легко превратила в сцены-мемы. Ее режиссерская мужская харизма резонирует трезвому складу мышления драматурга. Бесспорная же женственность, всеми фибрами ее чувственной души – уловила тончайшие нюансы драмы и уберегла от скатывания в трэш. Эта обоюдная и несколько показательная безжалостность констатации – с одной стороны, и «чувствительное сердце» – с другой, – сработали поразительно. Публика получила холодный душ вместе с возможностью произнести вслух то, о чем обычно предпочитают молчать.
Неудобная правда иногда прорывает нарывы и выпускает наружу ужасающие вещи. Однако если этого не сделать посредством хирургического вмешательства – очищение «организма» только медикаментозно не сработает и эти фурункулы на теле общества или семьи – будут продолжать отравлять изнутри. Возможно поэтому, финальная сцена, когда Симон – отец семейства разрезает свой живот питекантропа под детский плач – одновременно ужасает и намекает на свет в конце тоннеля.
***
Спектакль так и хочется разобрать на мезансцены, как Трунова разобрала анатомически каждого персонажа и всю эту семейку, вплоть до голубя, изображенного в программе в двух ипостасях: симпатичной снаружи птицы на обложке и ужасного ее скелета внутри.
Этот голубь – олицетворение героя Ореста Пастуха – Францека. Человека, которого нашли на скамейке: без семьи и любви, с «ключом на шее» или, может, с лентой на ноге, как часто калечат уличных голубей. В каком-то смысле все герои этого спектакля искалечены как Францек – каждый со своими травмами. Он же – собирательный образ и одновременно ходящая метафора жизни с пустотой внутри. Кстати, интересная автобиографическая деталь Лукаса Берфуса явно нашла место в нюансах биографии Францека: в возрасте от 16 до 20 лет будущий известный драматург несколько раз был бездомным.
Актер, слегка эксцентрично, оправданно педалируя, – умело ведет своего персонажа к финалу и оказывается в нем на точке восходящего события: один на скамье в парке с муляжной головой голубя… Открыто переигрывая, артист буквально на физическом уровне создает образ гниды, влезшей под кожу, и масштабируется с каждым поворотом действия.
Работу, приглашенного из театра на Подоле Артема Мяуса в роли Симона Кораха, можно назвать настоящим открытием спектакля. Очевидно, поработав с ним на Подоле при создании спектакля «Попытка любить», Тамара Трунова разглядела в актере незаурядный дремлющий потенциал и подарила ему не только прекрасную роль, но и создала вместе с ним одну из лучших мужских работ года. Органически войдя в крепко сыгранный золотоворотский ансамбль, почувствовав кожей каждого из своих партнеров, Мяус продемонстрировал выразительную интеллектуальную игру на грани театра притворства и театра переживания. Переходы были настолько филигранны, что каждая сцена с Мяусом-Симоном заставляла в буквальном смысле цепенеть. Все внешние приспособления для пластического воспроизведения психологического состояния героя - походка, осанка, большой живот («авторитет»), парение ног в тазике (простая и красноречивая метафора), очки (близорукость во всех смыслах), – оправданы и работают на решение вызова, который стоит перед ним. Мяус абсолютно осознает то, что делает, в той или иной сцене.
Собственно, эти слова можно адресовать всему актерскому составу «Теста», ведь он блестяще и достоверно решает воспроизведенную режиссером драматическую ситуацию в русле современного психологического театра европейского направления. И да, это высший пилотаж, о котором важно и нужно говорить.
Тем более, за три дня до премьеры произошло знаковое событие: Тамара Трунова стала лауреаткой весомой государственной театральной премии имени Леся Курбаса в 2022 году. Спектакль «Тест» показал и зацементировал справедливость выбора авторитетных экспертов комитета премии.
А вот прошли ли свой тест на человечность и наличие любви герои постановки, можно будет узнать в театре «Золотые ворота», пройдя свой, зрительский тест, пожалуй, уже после войны…
Автор
Ольга СтельмашевскаяSection
Культура