Хавьер СОЛАНА: «Решение применить силу не было для нас легким»
Мы говорим о том, что НАТО — это Альянс, который основан на ценностях, являющихся общими для всех его стран-членов.Но является ли это только высокопарным выражением или на самом деле эти слова наполнены реальным содержанием? Слободан Милошевич заставил страны-члены Альянса дать недвусмысленный ответ на эти вопросы. Мы пришли к выводу, что должны не только проповедовать ценности, но и отстаивать их. Вот почему страны, входящие в Альянс, поддержали усилия, направленные на достижение дипломатического разрешения кризиса в Косово. Переговоры в Рамбуйе, действительно, в значительной степени стали результатом настойчивых и постоянных дипломатических усилий со стороны стран, входящих в Альянс. Но это также является причиной и того, почему Альянс пошел на применение военной силы против югославских сил безопасности и белградского руководства, как только эти переговоры потерпели провал.
Я хорошо осознаю, что многие наблюдатели в Украине следят за развитием этих событий с тревогой. Неужели альянс НАТО, со стороны которого не прозвучало ни одного выстрела во времена холодной войны, теперь становится европейским жандармом, готовым к применению силы всякий раз, когда страны-члены, его образующие, считают это целесообразным? Ответом на этот вопрос может быть только громогласное «нет». Мы решили прибегнуть к действиям, потому что будущее Европы требует от нас этих действий. Конечно, всем хотелось бы, чтобы Европа развивалась без потрясений, чтобы стабильность можно было обеспечить только путем обязательства следовать общим нормам и ценностям. Это остается нашим видением перспективного европейского развития, и мы ни на йоту не уменьшим наши усилия по достижению этой цели. Впрочем, как свидетельствует опыт Косово, реальная политика по упрочению безопасности должна всегда быть способна решать проблемы непосредственного кризиса. Если этого не сделать, то мы все станем жертвами событий, а не кузнецами будущего.
Решение применить силу не было для нас легким. Вероятности того, что трагедию гуманитарного характера можно будет приостановить за несколько дней, не существовало. Риски военного характера для наших воинов высоки. Наши важные отношения с отдельными странами-партнерами могут пострадать. Кое-кто даже может обвинять НАТО в том, что эта организация взяла в свои руки международное право.
Впрочем, невзирая на такие потенциальные риски и препятствия, мы были вынуждены предпринять шаг вперед. Мы сделали его по трем причинам.
В первую очередь мы прибегли к действиям, чтобы остановить трагедию гуманитарного характера. Стоять в стороне тогда, когда в сердце Европы разворачивается грубая кампания принудительной депортации, пыток и убийств, означало бы декларирование банкротства нравственности. Вся логика процесса превращения Европы в единое политическое и экономическое пространство и пространство безопасности оказалась бы ни чем иным, нежели пустыми словами, если бы мы смирились с варварскими этническими чистками, происходящими на пороге нашего дома. Один из уроков Боснии заключается в том, что если бы мы прибегли к действиям раньше, то в конечном счете цена за это могла бы быть значительно ниже. Мы вынесли для себя этот урок. И мы не будем опять повторять ту же ошибку.
Во-вторых, все иные средства политического и экономического характера были исчерпаны до того, как мы прибегли к военным действиям. Отказ президента Милошевича подписать соглашение в Рамбуйе не оставил сомнений в том, что он отнюдь не был заинтересован в политическом разрешении проблемы. Он вместо этого пытается создавать на месте новую этническую реальность. Любой беспристрастный наблюдатель осознает, что военная сила — это был единственный выход, чтобы остановить его и заставить пересмотреть свое отношение. Члены Альянса вынуждены занимать твердую позицию, чтобы у Милошевича не оставалось никакой альтернативы, кроме как согласиться на справедливый мир.
И, наконец, мы прибегли к действиям, чтобы предотвратить дальнейшую дестабилизацию на Балканах. Как уже подтвердил Совет безопасности ООН несколько месяцев назад, дестабилизация, вызванная яростным нападением грубых сил безопасности Милошевича, составляет угрозу для всего региона. В этом отношении никто не должен забывать о том, что этническая чистка в Косово была начата за много месяцев до того, как НАТО нанесло свои первые удары по воздуху. И только ради того, чтобы остановить Милошевича в его попытках завершить последний эпизод кампании, направленной на обезлюживание Косово. НАТО приняло решение, что дальше невозможно откладывать военные операции. В связи с тем, что из-за грубых действий Милошевича сотни тысяч беженцев оказались в изгнании в соседних странах, весь регион теперь настигла угроза общего конфликта. Те соседние страны, которые сами столкнулись с серьезными политическими и экономическими проблемами, уже давно достигли предела своей состоятельности справиться с таким непомерным бременем. Таким образом, если бы политика Белграда, нацеленная на умышленное вытеснение косовских албанцев, не столкнулась с энергичными противодействиями, то это привело бы к еще большей нестабильности и кровопролитию.
Военные действия НАТО будут продолжаться до тех пор, пока президент Милошевич не согласится с требованиями международного сообщества, которые заключаются в следующем:
— приостановка всех военных действий и немедленное прекращение убийств с одновременным созданием условий для проверки бесповоротности этих действий;
— вывод сербских войск, полицейских и военизированных отрядов;
— развертывание международных сил безопасности;
— возвращение всех беженцев;
— введение политической структуры для Косово на основании договоренностей в Рамбуйе.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, страны-члены Европейского Союза и НАТО согласны с тем, что если не принять эти меры, то не может существовать мирное, многоэтническое и демократическое Косово, где все население могло бы жить в безопасности. НАТО готово к внедрению такого соглашения. Еще не поздно достичь этого. Милошевич знает, что он должен сделать, чтобы это стало возможным.
Подавляющая часть наших военных усилий сосредоточена на том, чтобы добиться продолжительного политического решения в Косово. Но мы также прилагаем все усилия для облегчения страданий тех, кто стал жертвами политики Белграда: косовских албанцев. НАТО оказывает поддержку Верховному Комиссару ООН по вопросам беженцев, обеспечивая их продовольствием и предоставляя транспортные средства для их перевозки. Альянс также оказывает медицинскую поддержку и помогает разворачивать центры для беженцев в соседних странах. Мы и впредь будем проводить наши операции по предоставлению гуманитарной помощи, активизируя их в случае необходимости и поддерживая многие другие организации, занимающиеся предоставлением помощи жертвам политики Белграда.
Даже если мы вскоре и найдем политическое решение, косовский кризис еще на протяжении длительного времени будет требовать нашего внимания. Однако интересы НАТО выходят далеко за пределы Балкан. НАТО способно создать уникальный облик более широкой европейской эволюции. На протяжении 1990-х годов политика и инициативы НАТО были направлены на то, чтобы объединить евроатлантический регион. Отношения между НАТО и Украиной как раз и является примером этого движения. Мы достигли такого уровня сотрудничества, который невозможно было представить еще несколько лет назад. Диапазон наших совместных усилий охватывает вопрос реформы и оперативной совместимости наших вооруженных сил, так же как и решение проблем экологического характера. На встрече в рамках саммита НАТО—Украина 25 апреля в Вашингтоне будет составлен перечень наших достижений и подтверждено, что Атлантический альянс и Украина являются неразлучными партнерами.
Здоровые отношения между НАТО и Украиной являются обнадеживающим признаком того, что Европа идет верным путем. Отношения, сложившиеся между нами, — это доказательство того, что новая Европа становится реальностью: Европа, построенная на доверии и сотрудничестве, Европа, где трагедии, наподобие той, которая сейчас бурлит на Балканах, станут невозможными. Материал получен при содействии Центра информации и документации НАТО в Украине гению Марчуку, а разного статуса «сынки» с разного уровня «папашами» потирали бы ручки, потому что они до такой степени обсели все информационное пространство, что и некому спросить их: а может, вы и не ждете случайностей для использования в своих гнусных целях, поскольку «взять милости у природы» — ваша задача? Первая такого рода автоавария, между прочим, произошла в предвыборную президентскую кампанию в Крыму. А случайность, как известно, бывает одна. Все остальное — закономерность. И весь вопрос сегодня, кто конкретно работает этой «Моникой», забравшейся под президентский стол с докладом о приятном: те, кто пишет и организует антимарчуковские публикации, или те, кто сначала все организует, а потом читает публикации?..
А тут где-то на выезде Генпрокурор Потебенько, он же по странности глава Координационного Совета по борьбе с преступностью и коррупцией, потребовал на «силовом» мероприятии строгого контроля за соблюдением «выборного» законодательства. Мороз по коже! И даже не потому, что человек, похожий на прокурора, мог бы убедительно сыграть в любом фильме про 37- й год, а потому, что если наша система будет так же избирательно бороться за исполнение «избирательных законов», как она борется в экономической сфере, то комфортно будет только одному кандидату. И вы его знаете. А на чем может быть основана уверенность, что будет по-другому — не знает никто. Отношение самого Генпрокурора к закону несколько непонятное. Или Григорий Омельченко не прав в том, что две должности главному прокурору — не по закону и не по статусу?..
Политбюро СДПУ (о) решило: партия должна отдаться Леониду Кучме. Чтобы он не переживал и до съезда не грустил в сомнениях, загибая только один палец после политисполкома НДП. Премьер Пустовойтенко тут же снова заявил, что все сделает для того, чтобы «Злагода» тоже отдалась... А по телевизору показывают каких-то студентов, разлюбивших американского президента, и лозунг: «Стисни зубы, Моника!». Очень мило, не правда ли?
Выпуск газеты №:
№70, (1999)Section
Подробности