Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выборы президента под угрозой

Если не будет изменен закон о выборах
29 сентября, 00:00

СТАРЫЙ ЗАКОН

Действующий закон о выборах президента принимался не просто до принятия Конституции, даже до обретения независимости — 5 июля 1991 года. Поэтому он устарел морально и Основному Закону не отвечает.

Во-первых, норма об определении Верховной Радой дня очередных выборов не имеет смысла, так как в Конституции четко определяется, когда проводятся выборы — в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.

Еще Конституция не предусматривает лишения права голоса осужденных к лишению свободы: статья 2 закона «О выборах президента» неконституционна.

По статье 36 Конституции все объединения граждан равны перед законом. А закон ставит партии в неравное положение, поскольку предоставляет право выдвигать кандидата в президенты только тем политическим объединениям, которые насчитывают не менее тысячи членов.

В тексте можно даже наткнуться на упоминание о президиуме Верховной Рады, которая должна утверждать размер фонда по выборам президента. А президиум, как известно, давно «почил в бозе».

Право Центральной избирательной комиссии давать разъяснение о применении избирательного закона и выступать с законодательной инициативой уже не отвечает Конституции, как и толкование Верховной Радой избирательного закона.

Конституционный Cуд уже давал разъяснение, что можно обжаловать решение любой избирательной комиссии в суде, в законе же идет речь только об обжаловании в вышестоящую избирательную комиссию.

Наконец, в тексте часто встречаются ссылки на отдельные статьи закона о выборах народных депутатов. Старого закона. Вот и получается, что, например, порядок досрочного голосования по выборам президента определяется законом «О выборах народных депутатов». А там, как известно, досрочное голосование уже не предусмотрено.

Существуют и просто неуместности. Например, выдвижение кандидата на съезде партии за 90—60 дней до выборов. Практика свидетельствует, что в этот период предвыборная кампания давно в разгаре.

Понятно, что появляются новые проекты, авторы которых пытаются исправить названные и неназванные погрешности. Уже зарегистрированы три проекта: «Громады» (подписан А. Турчиновым), В. Шевченко и А. Лавриновича. Вероятно, вскоре появятся и другие.

ПРОЕКТ «ГРОМАДЫ»

В отличие от действующего закона (или нового проекта А. Лавриновича), здесь предусматривается кроме партийного и самовыдвижение. Правда, каждому кандидату придется собрать в свою поддержку уже не 100 тысяч, а один миллион подписей. Таким образом «Громада», по словам Турчинова, пытается не допустить повторения разыгранного администрацией Президента на парламентских выборах варианта распыления сил. Кстати, по прогнозу Е. Марчука, в случае проведения выборов по действующему закону, кандидатов может быть около тридцати.

Конек «Громады», как и следовало ожидать, — ограничение злоупотреблений со стороны администрации действующего Президента. Проект четко регламентирует, сколько часов и сколько раз эфир предоставляется каждому кандидату, где брать и куда тратить деньги. При этом авторов проекта все же нельзя назвать утопистами. А. Турчинов заверил «День»: «Мы далеки от иллюзии, что можно ограничить действующего Президента в возможностях пользоваться преимуществами в избирательном соревновании».

ПРОЕКТ В. ШЕВЧЕНКО

Два члена Руха предложили свои проекты, но с партией ни один из них не согласовывался.

Проект В. Шевченко самый сложный из всех предложенных. Во-первых, здесь есть отлагательные нормы: статьи о государственном реестре избирателей действуют с 2001 года. А ряд статей нуждаются во внесении изменений в Конституцию, в частности возраст кандидата — до 65 лет и запрет баллотироваться для военнослужащих.

Предлагается введение порядковой нумерации бюллетеней. Виталий Федорович объяснил корр. «Дня» Оксане ПАНЧЕНКО, что такой порядок обойдется дешевле, чем проведение перевыборов в случае выявления фальсификаций. Автор также пытается ограничить влияние власти на выборы, и также несколько наивно. Например, выступления представителей власти на заседаниях избирательных комиссий обязательно должны фиксироваться в протоколе, в избирательной кампании ныне действующего Президента не могут участвовать назначенные им лица (видимо, министр информации также имеется в виду. — Авт.), деятельность Президента освещается по государственному телевидению только в выпусках новостей. Кстати, поскольку господин Шевченко является журналистом, нормы о порядке освещения избирательной кампании в СМИ написаны подробнее всего.

ПРОЕКТ А. ЛАВРИНОВИЧА

Автор одним из первых среди украинцев получил образование по избирательному праву — в Бруклинском институте и Конгрессе США, но проект революционных изменений не предусматривает. Кроме согласования с Конституцией, вводятся принципы голосования, уже воплощенные в законе о выборах в парламент: позитивное голосование (ставить плюсик, а не зачеркивать фамилию), отсутствие обязательной границы участия избирателей для признания выборов действительными и тому подобное. А выдвижение кандидатов только от партий А. Лавринович не считает ограничением прав непартийных претендентов. По его мнению, Президент должен опираться на какую-то политическую силу, чтобы его политические взгляды были стабильными.

Проект не предусматривает, что выборы могут быть признаны недействительными. Если какие-то фальсификации выявлены, Лавринович предлагает их просто устранить, а виновных наказать. Кстати, в других — не советских странах — признание выборов недействительными тоже не предусмотрено.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Понятно, что Верховная Рада поручит объединить все проекты в один. Сами авторы не против, если в их проекты будет внесено здоровое зерно из других документов. Виталий Шевченко хотел бы, чтобы для этого была создана специальная согласовательная группа, поскольку при обсуждении в комитетах проекты могут быть нивелированы в продолжительных партийных баталиях. Кроме того, по всей вероятности, НДП и другие пропрезидентские фракции будут тормозить принятие закона. По мнению А. Турчинова, принятие его в последние дни перед началом кампании позволит широко применять административное давление на выборах. Если даже закон будет принят вовремя, А. Лавринович уверен, что в случае если будет учтено его предложение о выдвижении только от партий и о невозможности признать выборы недействительными на закон будет наложено вето Президента.

Возможно, что выборы придется проводить по старому закону. Тогда сработает п.1 переходных положений Конституции — закон будет действовать в части, которая не противоречит Основному Закону. Тогда придется ждать заключения Конституционного Суда, что именно противоречит. Вряд ли такой вариант прибавит выборам легитимности, а политической ситуации вокруг них — стабильности и определенности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать