Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О Донбассе, войне и... птицах

Вынужденный переселенец поэт Василь Голобородько пообщался с молодыми коллегами в своей временной обители
31 июля, 17:03
ВАСИЛЬ ГОЛОБОРОДЬКО

Известный украинский поэт Василь Голобородько (представитель Киевской школы поэзии, лауреат Шевченковской премии) недавно наконец выехал из Луганска, охваченного террором российских боевиков. Ныне он живет в Ирпене под Киевом, в Доме творчества писателей. Здесь остается, по крайней мере, до середины августа, где будет жить дальше, пока неизвестно.

Недавно его навестили младшие коллеги. В организованном поэтессой и журналисткой Любовью Якимчук «десанте» были украинцы Богдан-Олег Горобчук, Олег Коцарев, Карина Тумаева, Мирослав Лаюк, Галина Танай, Вано Крюгер и другие, а также белорус Сергей Прилуцкий и полячка Анета Каминская. Последняя, кстати,  работает над переводами стихотворений поэтов Киевской школы.

Поэты попили чай и провели импровизированные чтения в беседке посреди парка. Здесь еще в шестидесятые годы на «совещаниях молодых писателей» Василь Голобородько выступал и знакомился с поэтами-ровесниками. Так же в двухтысячные и две тысячи десятые годы его младшие гости находили здесь всеукраинский контекст и новые знакомства уже на Ирпенских семинарах творческой молодежи от издательства «Смолоскип». Сегодня же в «писательском парке» было намного тише, что добавляло немного ностальгического настроения.

Василь Голобородько читал из большого тома избранных произведений, привезенного Любовью Якимчук, — свои книги, оставляя Луганск, он не смог взять. Не взял, и немало рукописей. Например, те, которые он готовил для нового издания «Українських птахів в українському краєвиді».

— Я работал и с научным материалом, с фольклором, с языком — собрал 365 птиц, как дней в календаре, — говорит Голобородько. — А вот теперь часть из них уже, выходит, будто и не наша, потому что они живут в Крыму...

— Ничего! — оптимистично убеждают младшие поэты. — Берите их, скоро опять наши будут!

Зато Василь привез на Киевщину рукопись нового стихотворения, который собирается доработать уже здесь, в Ирпене. Война при этом его вовсе не вдохновляет на творчество. На вопрос, хочется ли что-то написать о последних событиях (таких стихотворений сегодня появляется немало, очень разного художественного уровня, независимо от которого за ними нельзя не признать определенной терапевтической роли), он лишь отмахнулся:

— Сегодня о таких вещах можно высказаться иным способом.

Вообще, Василь Голобородько произвел впечатление очень неразговорчивого человека. Чем, естественно, весьма контрастировал со своими младшими гостями: они, вопреки всему, среди друзей и приятной летней природы постоянно веселились. Хотя не выглядел он и мрачным или прибитым обстоятельствами — поэт говорил, что чувствует себя вырванным из привычной обстановки, но был улыбчивым и позитивным.

На что он больше всего нарекал — так это на нехватку книг. В Ирпене ему нечего было читать, но эту ситуацию исправили молодые поэты. Они привезли кучу разнообразных книг — и с собственными произведениями, и классику, от Данте Алигьери до «смолоскипівських» избранных произведений Валерьяна Полищука. Кое-кто имел с собой и книги Голобородько или всевозможные антологии с его произведениями, чтобы получить автограф от автора.

— Многие ли люди ждут в Луганске, чтобы Украина «вернулась»?

— «Вернулась»? Государство никогда не давало жителям тех краев понять, что они живут в Украине. Вот и все. Но идейных сторонников «ополченцев» немного. Я знаю случаи, когда на администрациях просто поднимали флаги городов, и даже со словами «Слава Україні!». А настоящие террористы пришли извне.

Как написала в своем уже знаменитом открытом письме Оксана Забужко, Василь Голобородько принадлежит к действительно неуслышанным и нестереотипным украинским «голосам Донбасса» (прошу прощение за это неловкое и скомпрометированное словосочетание). Ее инициатива выдвижения Голобородько на Нобелевскую премию ныне вполне справедлива и нуждается во всесторонней поддержке. Но так же, я убежден, поэту,   ставшему вынужденным переселенцем, стоит уделить и простое человеческое внимание. Чем-то помочь и поддержать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать