Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

"Мазаика революции"

С сегодняшнего дня в прокате фильм "Моя бабушка Фанни Каплан" режиссера Елены Демьяненко
08 декабря, 15:36
ФОТО PLANETAKINO.UA

О той женщине, которая из пистолета стреляла в 1918-м во Владимира Ленина, нашего любимого (в школьном детстве) Ильича. Ну, стреляла, ну, было - зачем сегодня об этом рассказывать, зачем вообще на что-то подобное деньги тратить? - Такой вопрос приходилось слышать не раз.

Фильм, на мой взгляд, об иллюзиях наших познаний истории, тех же иллюзиях, которые легко вводят целые народы в заблуждение (нам ли, украинцам, этого не знать?). Существующая версия о Каплан, закрепленная в знаменитом в свое время фильме Михаила Ромма "Ленин в 1918 году", здесь подвергается проверке на факты и версии. На самом деле Фанни (она же Фейга) стала жертвой страстной, почти безумной любви к анархисту, потом эсеру и уже дальше большевику-чекисту Виктору Гарскому. Екатерина Молчанова и играет именно это - самоотверженную любовь к мужчине, который сначала становится виновником ее 10-летней каторги, а в 1918-м снова подставляет ее, приглашая на свидание к заводу Михельсона, где выступал вождь пролетарской революции.

Другая ипостась мужской, мужчинской природы локализована в образе врача и одновременно брата Ленина Дмитрия Ульянова. Известный режиссер Мирослав Слабошпицкий в этой роли акцентирует мягкость натуры, даже беззащитность. Он тоже самоотверженно любит Фанни - не получая взамен ничего. Словом, интеллигент - из породы, которую брат его уважал. В этом мире выживают только вот такие шакалистые, такие звероподобные, как Гарский (Иван Бровин) или сам Ленин (в этой роли российский актер и большой симпатик Украины Алексей Девотченко, который погиб в Москве при загадочных обстоятельствах).

Авторы фильма использовали одно из свидетельств того, как подросток Володя Ульянов выступил в роли некрасовского Деда Мазая, спасая во время наводнения зайцев. Ага, только каждый заяц получил от будущего дедушки Ленина по голове... из этого и рождается блестящий финальный образ - зайцы спасаются от новейших "мазаев" вплавь (на самом деле в природе зайцы не плавают). Художественная условность, да, однако очень точная и продуманная.

Картина о том, как мне кажется, что революции (а терроризм является их составляющей), как наводнения, - уничтожают саму основу жизни. Заставляя нас, людей с нормальной психикой и моралью, кучковаться на островках в надежде, что подплывет добрый "дедушка" и прыг-прыг к нему в лодку - и спасены. Ага, ш-шас!

У каждой революции свой Мазай, который обещает вывезти нас на большую и счастливую землю, на молочные реки и кисельные берега. Но подплывает такой дедушка, и мы вот-вот сделаем прыг-прыг - как хрясь по голове прикладом винтовки... Вот же недавно были у нас революции, аж две, и к нам каждый раз плыли наши мазаи...

Не умеем мы плавать, а придется, видимо, - не в лодку дедушки-революционера, радетеля народно-заячьего счастья, а в воду прыгать. Плавать не умеете? Так учитесь, если жить хотите. Вон же у Демьяненко зайцы поплыли, убегая от основоположников ленинизма-сталинизма. И выжили, судя по всему...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать