Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия: зачистка протестов

В Кемерово и Волоколамске прослеживается один и тот же алгоритм действий властей
02 апреля, 11:46

Российские власти, еще за год до президентских выборов развернув кампанию жестокого давления на внесистемную оппозицию, судя по последним событиям, после выборов останавливаться не собирается. Больше всего в Кремле боятся, что стихийные народные протесты, вроде тех, что произошли в Волоколамске и Кемерово, позаимствуют политические лозунги антипутинской оппозиции, и тогда движение может распространиться на всю страну, включая Москву, Петербург и другие крупные города. Чтобы не допустить этого, карательные органы наносят «точечные» удары по активистам оппозиции. В последние дни их жертвами стали те, кто так или иначе связаны с событиями в Кемерово  и Волоколамске.

Так, Центральный районный суд Кемерово арестовал на пять суток фотографа и волонтера штаба Алексея Навального Александра Балашова за участие в митинге 27 марта из-за пожара в торговом центре «Зимняя вишня». Его обвинили в «неповиновение распоряжению представителя власти» и «мелком хулиганстве», поскольку в протоколах утверждается, будто на митинге Балашов «пытался сломать ограждения и ругался матом». В действительности же активист так и не прошел через заграждения на митинг, а лишь спросил у полицейского, зачем нужны эти заграждения, и попросил его представиться. Очевидно, это и было сочтено за непозволительную дерзость. Причем арестовали Балашова на 5 суток лишь через 4 дня после митинга.

Активисту Либертарианской партии, московскому блогеру Михаилу Светову, в чем-то повезло больше, чем Балашову, а в чем-то меньше. Он приехал в Кемерово прочесть лекцию, но эту провокационную затею пресекли в зародыше. Причем не какие-нибудь там полицейские, а доблестные сотрудники аэропорта при помощи нанятых ими «титушек». Как рассказывает Светов, на выходе из аэропорта Кемерова группа неизвестных в штатском из 15 человек, представившихся шахтерами, напала на него. Активиста завели в служебную комнату аэропорта, отобрали документы и мобильник. При этом, по словам Михаила, угрожали и "таскали за волосы, ударили несколько раз в бок и давили на глаза", но, к счастью, серьезных повреждений он не получил – «отделался синяками, рваной рубашкой и выдранным клоком волос». Затем Светова завели в пустой самолет на Москву, вернули документы и мобильник и проконтролировали, чтобы никуда не выходил. Таким образом, он, в отличие от Балашова, получил телесные повреждения, пусть и легкие (команды калечить не было, требовалось только не допустить в Кемерово), но зато не подвергся аресту.

Не исключено, что в данном случае власти использовали крымский и донбасский опыт, где примерно так расправлялись с проукраинскими активистами. Вполне вероятно, что среди нападавших на Светова были и ветераны войны на Донбассе. Либертарианец по прибытии в Москву сразу же обратился в полицию с просьбой снять показания видеокамер кемеровского аэропорта, на которых наверняка было запечатлено его избиение. Но можно не сомневаться, что ничего такого камеры, по досадной случайности, не зафиксировали, - либо были выключены, либо смотрели в другую сторону.

Столь жестко администрация аэропорта поступила со Световым потому, что он посмел опубликовать в субботу в своем телеграм-канале пост с резкой критикой Амана Тулеева, который на следующий день вынужден был подать в отставку. А ранее Светов поместил на своем youtube-канале сюжет о пожаре в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», вызвавшем резкие претензии общественности к местным властям. Не исключено, что в Кемерово мистически боятся, что следующий кемеровский сюжет неугомонного блогера спровоцирует скоротечную отставку уже преемника Тулеева Сергея Цивилева, в связи с пожаром в «Зимней вишне» продемонстрировавшего полное неумение говорить с народом. Но, с точки зрения властей, сменщик – человек надежный, проверенный, близкий к путинскому нефтетрейдеру Геннадию Тимченко. Что ж, как пилить доходы от энергоносителей, Цивилев знает очень хорошо. А вот удастся ли ему управлять шахтерским Кузбассом, который Тулеев держал в повиновении только с помощью сугубо тоталитарных методов, - большой вопрос.

Да и в Волоколамском районе сменщик оказался не лучше. Нового главу Волоколамского района Андрея Вихарева подозревают в соучастии в обмане тысяч дольщиков в Москве. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев охарактеризовал его как «одного из наиболее эффективных руководителей органов местного самоуправления Московской области».  Но этот «эффективный менеджер» владеет компанией «ГарантияСтройИнвест», обещавшей дольщикам 20 многоэтажных домов в Москве не позднее 2017 года, а теперь превратившейся в банкрота. А тут еще Алексей Синицын, председатель Совета народных депутатов Кемеровской области выдал гениальную по своему идиотизму фразу: «Я считаю, такие трагедии (как в «Зимней вишне». – Б. С.) должны быть точкой сборки страны!» Чувствуется, что у Цивилева в его лице будет мощная поддержка! Примеры с Цивилевым и Вихаревым показывают, сколько коротка у Путина и его команды «скамейка запасных». Вот и приходится прибегать к открытому или чуть прикрытому насилию над оппозицией.

А активист из Волоколамска Артем Любимов, организатор воскресного митинга против отравляющего город мусорного полигона "Ядрово", был задержан полицией на Новорижском шоссе, когда направлялся на митинг. На заправке к нему подъехали три машины, одна из которых - полицейская, а две другие – без опознавательных знаков. Осмотрев машину (может быть, надеялись найти там наркотики или патроны), полицейские доставили Любимова в Истринский отдел полиции, где его приняли на 48 часов по стандартному обвинению в «неповиновении законным требованиям сотрудников полиции». Митинг прошел без своего организатора, но все равно собрал рекордные для Волоколамска 6 тыс. человек, которые, среди прочего, требовали немедленного освобождения Любимова. Задержанных же активистов «Другой России», приехавших поддержать жителей Волоколамска, отпустили сразу после окончания митинга.

Во всех трех случаях с арестами активистов и протестными выступлениями в Кемерово и Волоколамске прослеживается один и тот же алгоритм действий властей. Сначала – отказ от силового подавления массовых стихийных выступлений, поскольку есть большой риск, что насилие спровоцирует лишь разрастание протеста, а то и, что было бы для власти совсем скверно, переход части полиции на сторону протестующих. Затем – всяческое ограничение возможностей проведение новых митингов и задержание на время митингов тех политических активистов, которых власти считают наиболее опасными.

В Кемерово эта тактика приносит успех, а в Волоколамске – пока что нет. В последнем случае действует мощный фактор, подогревающий протесты – мусорная свалка, утилизация которой в любом случае потребует много месяцев и по которой до сих пор отсутствует реальная схема ее рекультивации. Дальнейшее развитие событий и в Кемерово, и в Волоколамске будет зависеть от масштабов протестов и от способности оппозиции повести за собой стихийный протест, выдвинув близкие протестующим политические и социально-экономические лозунги. Не исключено, что в какой-то момент Путину придется пожертвовать губернатором Воробьевым, отставка которого, отнюдь не была предрешена до событий в Волоколамске.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать