Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лина Костенко в Севастополе

Поэтические конкурсы, посвященные юбилею поэтессы, которые прошли в разных регионах Украины, создали «пространство взаимопонимания»
13 мая, 20:05
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

В конце апреля судьба подарила мне возможность побывать в Севастополе. Поводом стало участие в финале конкурса, который проводился в этом городе к юбилею Лины Костенко. То, что мероприятие состоялось в Севастополе, заставило меня отправиться на юг Украины, чтобы встретиться с теми, кто и в этом непростом украинском городе уважает настоящую Поэзию. В конечном итоге, малейший импульс к утверждению украинской культуры в Севастополе должен быть обязательно поддержан.

Севастополь — настолько уникальный украинский (пока еще?) город, что к нему невозможно применять любые мерки других городов или регионов. Именно во время пребывания в Севастополе с культурно-образовательной целью я узнал о подписании соглашения, которое касалось Черноморского флота РФ. Итак, обо всем по порядку.

«Коли в людині є народ, тоді вона уже людина».

 

Лина КОСТЕНКО

 

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ИСТОРИИ, ИЛИ ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ

Сам по себе жест В. Януковича вполне понятен: мы все сильнее сближаемся (аннексируемся) с Россией. Плебеизация общества становится все более трагической. Историческим мышлением скоро в нашем государстве будет обладать разве что человек на портретах в школьном кабинете истории.

В конечном итоге, чего ожидать от Януковича, который активно реализует свою программу в Украине? Вот куда смотрел предыдущий украинский президент, который и пальцем не пошевелил для того, чтобы вывести Севастополь из российского подданства? Куда смотрела власть, которая позволила, чтобы в Севастополе, как у себя дома, находились российские спецслужбы?

Украинцы в Севастополе сегодня — это лишь 1/6 от общего населения города: только 65 000 граждан. Украинцы в этом городе находятся в интеллектуально-духовной резервации. Учителя украинского языка и литературы — это или святые, или «камикадзе», жертвующие жизнью, ежедневно доказывая на уроках, что украинский язык — это не выдумка австрийцев, что это не язык лишь «вуйків» из Галичины.

В Севастополе не существует права, там есть правда. Великая правда с российского имперского стола. Ладно, легко критиковать историю и политику. Но что сделано с 1991 года для утверждения украинского языка? Для воспитания уважения к украиноязычным в городе? Для создания пространства межэтнической толерантности? Лишь в милениумное время в Севастополь впервые с украинской «Энеидой» Котляревского приехали артисты Киевского драматического театра им. И. Франко. И это все — только во времена Независимости.

А россияне сделали все для утверждения своей культуры, для воспитания в правильной «идеологии» молодого поколения, для утверждения памятников советской славы, для формирования уважения к великому русскому языку. Те же россияне сделали все для развития инфраструктуры Черноморского флота РФ, превратив это в главную инфраструктуру города, в которой задействовано большинство работоспособного населения.

Ежегодно лучшие выпускники общеобразовательных учебных заведений этого города имеют возможность на льготных условиях вступать в самые престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. А кто «заманивает» наших выпускников?

ПОЭЗИЯ ЛИНЫ КОСТЕНКО В СЕВАСТОПОЛЕ

И все же — основная цель визита в Севастополь заключалась в участии в финале конкурса «Коли в людини є народ, тоді вона уже людина». Под таким лозунгом в конце апреля в Севастополе прошел конкурс «Таланты и эрудиты Севастополя», посвященный 80-летию со дня рождения Лины Костенко и 10-летию со дня основания портала «Украинская жизнь в Севастополе» (руководитель портала Николай Владзимирский). Организаторами конкурса стали Управление образования и науки Севастопольской городской госадминистрации, Севастопольский городской гуманитарный университет, Институт последипломного образования, Украинский культурно-информационный центр и общественный комитет «Український Севастополь» (в проведении конкурса также помогли Виталий Осадчий, Игорь Вознюк, председатель Союза предпринимателей Ленинского района Михаил Кузменюк (творец удивительного «Музея быта Западной Украины» в Севастополе), Левко Лукьяненко, Роман Коваль, Мирослав Мамчак, председатель Союза украинок г. Севастополь Богдана Процак, Лариса Копань, Марьяна Савка и многие другие хорошие люди).

Следовательно, 22 апреля этого года (кстати, именно в тот день, когда Тарас Шевченко стал свободным) в Украинском культурно-информационном центре в Севастополе состоялось торжественное объявление победителей. Фактически в течение месяца школьники и студенты Севастополя соревновались между собой за лучшее знание творчества Лины Костенко. Именно юбилей выдающейся украинской поэтессы стал той точкой, которая способна при самых сложных условиях объединить людей, остановить вражду, чтобы люди имели возможность задуматься над настоящими ценностями в жизни.

Возвращение Поэта в литературу поставило перед нами много вопросов: в каком культурно-историческом контексте происходит это возвращение? Является ли этот контекст постсоветским? Неототалитарным? Плебеизованным? Вандалистическим? «Новая политико-экономическая система овладела обществом, которое на протяжении, по крайней мере, трех веков просуществовало фактически в режиме постоянного геноцида, этноцида и лингвоцида, — обществом, в котором из-за этого были разрушены этические основы внутренней и внешней коммуникации, а также — преимущественно за период советской власти — была уничтожена сама этика труда, то есть комплекс моральных критериев жизнедеятельности общества, который определяет его историческую витальность и конструктивный потенциал его присутствия в других контекстах» (О. Пахлевская, «Ave, Europa!»).

В конечном итоге, именно это состояние политической вакханалии вынуждает Поэта вернуться к своему народу, насколько бы болезненным и горьким не был этот диалог в эпоху постсовременности поэта, во время сюрреального существования «украинского поэта» А. Чехова и морально девальвированного Слова, во время закрытия украинских школ и представления Украины в европейском пространстве через образы вакхично-травестийной Верки Сердючки или доброй самаритянки Алеши.

Именно это, кажется, и заставило Лину Костенко 22 марта сказать:

«Які засиджені скрижалі!
Яке злиденство зветься шансом!
На жаль, уже і в цій державі
Стаю потроху дисонансом.»

 

Почему Поэт становится диссонансом? Собственно, для кого он является диссонансом? Для новой-старой власти? Для народа? Для себя? Это возвращение ставит значительно больше вопросов перед каждым из нас. «Трудное время — это всегда мое время», — отмечает Л. Костенко. После многолетнего молчания она возвращается в литературу, чтобы сформировать новую модель украинской культуры. Как известно, советская культура — это не только антинациональная культура, но и, в сущности, антикультурная культура, оставляющая по себе духовный вакуум. Двадцатилетие украинской Независимости создало вакуум другого сорта — когда любое слово, сказанное представителями политикума, лишено ценности и существует в системе двойных стандартов.

Зато утверждение подобных конкурсов в Крыму — это попытка разорвать замкнутый круг проблем, попытка выйти на диалог с украинской молодежью, которая ищет себя, которая не хочет раствориться в море лжи и фальшивых идеологем, которые предлагают и «щирі патріоти», и откровенные представители пятой колонны в Украине. Это попытка создать консолидированный проект Украины и украинской нации, которая, несмотря на региональные особенности, уважает культуру своего государства. Наверно, легко говорить о таких конкурсах-почитаниях во Львове или в Луцке, но вовсе не так легко это делать в Севастополе, городе, который в течение веков считался городом-форпостом российского самодержавия. В конечном итоге, за последние 18 лет так ничего и не удалось сделать со стороны украинской власти для формирования другой социокультурной перспективы в Севастополе. А сделать это стоило, иначе мы рискуем собственноручно сделать Севастополь (а вместе с тем и Крым) неукраинской территорией. Фактически украинская культура в Крыму сегодня является экзотикой, а украинский язык оказался в резервации.

Мы часто живем, «под собою не чуя страны». Эта формула Осипа Мандельштама стала трагическим мотто Украины последних десятилетий. Ни президенты, ни представители элиты не знают о своем народе. Понятие «нация» становится эфемерным конструктом, который используют лишь в предвыборной пропаганде. Зато в такой ситуации единственным источником Правды становится Поэт. Лина Костенко для сотен тысяч украинских школьников, учителей, педагогов остается человеком «из того мира» — то есть из мира порядочности, нравственности, этической ответственности. Можно было бы вспомнить остроту Фаины Раневской: «Я такая старая, что еще помню порядочных людей». Конечно, Лина Васильевна не старая, потому что ни Поэт, ни Слово не могут устареть. Но эта женщина в пространстве двойственно- тройственных моральных стандартов и исторических (не)правд смогла остаться собой. И сегодня, когда социокультурное измерение Украины достигло апогея своей шизофренической сюрреальности и абсурдности (устанавливают памятники не только Екатерине ІІ, но и Сталину; Президент Украины действует вопреки закону Украины, говоря на весь мир, что Голодомор в Украине не был актом геноцида), Слово Лины Костенко является чуть ли не единственным миром, в котором человек может найти себя и стать Человеком.

Когда политики дрались и кричали о «независимости», независимый Поэт отправился в Чернобыль, чтобы спасти Украину от радиационной чумы. Не случайно, что именно в год начала конца украинской демократии Лина Костенко в это «трудное время» вернулась в литературу, хоть для большинства она никогда и не покидала литературу, потому что своим молчанием была значительно более выразительна и величественна, чем тысячи шумных фарисеев.

Молчание Лины Васильевны было услышано в Севастополе. В этом я убедился во время недельного пребывания в этом городе, который стал «гетто» для украинской культуры (за незначительным исключением). А в то же время, еще никогда во время встречи с педагогами не чувствовал такой удивительной энергетики — учителя украинского языка и литературы в этом городе готовы идти до последнего, чтобы Украина оставалась Украиной. Наши политические руководители сделали все за этих 18 лет, чтобы разъединить Украину. Когда сейчас на программах «Шустер LIVE» или «Большая политика с Евгением Киселевым» попадаешь на прямые включения из Севастополя, как, в частности, 7 мая этого года, чувствуешь, какая существует ментальная бездна между Востоком и Западом. На программе «Шустер LIVE» 7 мая севастопольцы появились с плакатами «Россия, мы с тобой!». А в другом экране показывали львовян, которые скандировали: «Ганьба!». Это два проекта Украины, между которыми нет ничего общего, кроме агрессии. Это лицо провальной политики украинского государства, ориентированного не на создание общей идентичности, а на утверждение раздора.

В таком «формате», как Украина появляется сегодня, она никогда не сможет войти в европейское пространство, потому что в Европе каждая нация уважает друг друга, уважает право «другого на свою иначесть». В Севастополе украинский язык и до сих пор для многих — галицкая выдумка, язык лишь небольшого сегмента Украины; украиноязычные — это второсортные жители Украины (= «бидломовні»), которые никоим образом не должны прийти к власти. Поэтому учителям в Севастополе, которые стремятся привить детям уважение к себе и Другому, ежедневно придется иметь дело с многочисленными убеждениями, что Украина — это не «окраина России».

Как я уже отмечал, мой визит в Севастополь на Конкурс к юбилею Лины Костенко совпал с достаточно непростыми политическими событиями, которые показали, насколько далека Украина от статуса правового государства. Имею в виду Черноморский флот РФ. На этом фоне кажутся смешными все дискуссии о векторах нынешней украинской культуры, об утверждении «постмодерна» в Украине. Постмодерная культура в Европе — это реакция на модерное состояние, критика модерности, внедрения таких мировоззренческих констант, как «транквильность», «отказ от великих нарративов». В наших условиях начинается новая борьба за выживание. И трудно говорить о постмодерном состоянии. Если мир сегодня борется с терроризмом (а потому и на мировом фоне трудно говорить о существовании постмодерна после 11 сентября 2001 года), то в Украине имеем борьбу с малороссийством, хохляцтвом, провинциальностью мышления. И опять, именно на литературу полагаются достаточно большие надежды. В который раз Поэт, рожденный для того, чтобы «серебряным карандашом птиц рисовать на льняной ткани», должен быть защитником своего народа. По крайней мере, в Севастополе большинство дискуссий в наших разговорах с педагогами сводились к проблеме этических ориентиров, которые подает молодежи поэзия Лины Костенко. Хорошо это или плохо? Думаю, каждая эпоха сделает свой вывод — действительно, трудно говорить лишь о наслаждении от художественной эстетичности и совершенства, когда само право украинского языка на жизнь в Украине под угрозой. Буду надеяться, что когда-то этот круг удастся разорвать.

Утверждение подобных конкурсов в Севастополе — попытка разорвать замкнутый круг проблем, попытка выйти на диалог с украинской молодежью, которая ищет себя, которая не хочет раствориться в море лжи и фальшивых идеологем. Это попытка создать консолидированный проект Украины и украинской нации, которая, несмотря на региональные особенности, уважает культуру своего государства.

Поздравительное письмо участникам конкурса послала дочь Лины Костенко профессор Оксана Пахлевская, заведующая кафедрой украинистики Римского университета «Ла Сапьенца», которая отметила: «Знаю, что в Севастополе целый месяц — с 19 марта до 19 апреля — проводились разные мероприятия, направленные на распространение поэзии Лины Костенко среди молодежи: конкурсы, викторины, компьютерные соревнования на лучшее знание произведений и тому подобное. Подобные мероприятия проведены на Донетчине и в разных регионах Украины. Но в Севастополе эта культурная акция — особенно масштабная. А для нас, киевлян, — особенно важная и знаковая. Это большая радость для всех, кто профессионально занимается украинской культурой, и просто для тех, кто эту культуру любит и уважает. Ведь поэзия дает нам возможность встретиться, познать друг друга, построить между нами пространство понимания и культурного взаимообогащения. Давайте будем общаться откровенно и искренне. Давайте вместе работать над освоением массива украинской культуры, вырабатывая общий беспристрастный взгляд на ее проблематику, независимый от политических спекуляций, временных мод и привидений прошлого. Вы —молодые люди, вы вступаете в самостоятельную сознательную жизнь. Перед вами — необъятный мир. Своим рождением, своей молодостью, своим формированием вы принадлежите уже к другому времени. Вас ожидает Европа — интересный и многообразный культурный мир, где нации, которые когда-то воевали между собой, сумели создать пространство аутентичной дружбы, уважения друг к другу, свободы и благосостояния, пространство жизни «свободных со свободными, равных с равными», цитируя польско-украинскую формулу ХVІІ в.

Верю в вашу возможность преодолеть стереотипы старой системы и посмотреть на мир свежим и победным взглядом свободных европейцев. Изучайте разные языки, познавайте разные культуры. И пусть всходит над вами «гіацинтове сонце» любви, правды, надежды и веры в европейское будущее нашей с вами Родины, а, следовательно, веры в ваше собственное будущее — будущее свободных и сознательных граждан Европы».

Заслуженный врач Украины Ольга Богомолец подарила участникам конкурса свой двойной альбом «Гіацинтове сонце» и «По-Лицю-дощ» с песнями на стихи Лины Костенко, а также послала свое поздравление: «Глубокий интерес участников, а именно молодежи, свидетельствует о формировании новой генерации, которая знает собственные корни и развивает свою культуру. Каждый из участников проникся любовью к творчеству выдающейся поэтессы Украины, погрузился в философский и лирический мир ее поэзии, и вынырнул уже, возможно, другим, новым, сознательным. Я желаю вам пронести это познание через всю жизнь».

На открытии конкурса также были продемонстрированы фрагменты из постановки «Берестечка» Лины Костенко, которую несколько лет назад подготовил Ровенский областной театр (главную роль Б. Хмельницкого исполнил Владимир Петрив). В 2005 году эта постановка получила Шевченковскую премию. Театральный критик и литературовед из Ровного Оксана Приходько рассказала для участников конкурса о работе над этим спектаклем, о режиссерских находках и связи между этой постановкой с наилучшими традициями театра Леся Курбаса. Было договорено, что вскоре севастопольцы, все же, смогут собственными глазами увидеть этот спектакль у себя, когда в этот город приедут ровенские артисты. Конечно, самым большим праздником для Севастополя был бы приезд самой Лины Костенко. Председатель жюри конкурса поэт Иван Левченко признался, что во время путешествия в Севастополь написал стихотворение, которое посвятил Лине Костенко:

«Я хотів всіма силами,
Щоб летіли, як соколи,
Вірші, Ліно Василівно,
Весняним Севастополем.
Від сердець — перевеслами,
Щоб сягали у висі
І, як чайки із веслами,
Чорним морем неслися.
...
Щоб ми з ними, воскреслими,
В вир пісенної справжності
Уливалися веснами,
Та без зрад і продажності...
Щоб у спеці буденності
Світ поезій не вилиняв,
Бо пульсують же гени в них
Ваші, Ліно Василівно ...»

 

Это стихотворение стало мотто на севастопольском конкурсе. Сегодня нельзя говорить о поражении Украины, а тем более — о поражении Севастополя. Поражение потерпели те, кто решили, что Украина — это только иллюзия. В Севастополе есть те, кто живет лишь с помощью того озона, который дает поэзия Лины Костенко. Приятно было видеть десятки лиц, которые, чувствуя незащищенность на СВОЕЙ земле, хватали каждое слово о СВОБОДЕ, потому что эти молодые люди хотят жить в европейской Украине, которая уважает свою культуру, историю и Человека. Хочется верить, что через некоторое время Лина Костенко сможет приехать в Севастополь — и это будет настоящим взрывом, который может переиначить историю в этом пространстве борьбы за Украину в Украине. Севастополь, пока что, является украинским городом. Теперь даже в Севастополе есть те, кто живет Украиной и кто знает цену свободы. Свободы, равняющейся жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать