Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Пороги» свободы

Мы еще не открыли для себя материк, которым в советское время считалась самиздатовская литература
08 апреля, 19:39

Хотелось обратить внимание читателей на издание, которое увидело мир в издательстве «Смолоскип» (издательстве, подарившем украинскому обществу важные работы наших мыслителей-шестидесятников, в частности «Собор у риштованні» Евгения Сверстюка). Речь идет об издании иного уровня: взгляд направлен на исследование самиздатовского движения Надднепрянщины, которое ярче всего представило себя в форме «Порогов». Это пороги, которые выросли на пути советского продвижения, ломая «советской риторике позвоночник». Это именно те днепровские пороги, пережившие советскую систему, о которые эта система с грохотом разбилась, как разбивается вода в Днепре около Сечи. Речь идет о самиздатовском альманахе — литературно-художественном и общественно-политическом журнале, который выходил в Днепропетровске в 1988—1990 гг.

Раиса Лиша в предисловии замечает: «Пороги» — одно из самых первых свободных украинских изданий, наряду с «Кафедрою» во Львове, «Євшан-зіллям» в Коломыи, «Кальміюсом» на Донбассе, которые возникли вслед за знаменитым «Українським вісником» Вячеслава Чорновила. В годы «перестройки» и «гласности» коллапсирующей «империи коммунизма» собственно эти издания развеивали атмосферу страха, раскрепощали мысль и творчество, действительно совершили прорыв в Украине к настоящей свободе слова».

В конце 1980-х издание стало флагманом интеллектуальной мысли, художественного всплеска; оно сплотило вокруг себя борцов за независимость, философов и литераторов, священников и правозащитников (Ивана и Орысю Сокульских, Ярослава Гомозу, Петра Розумного, Григория Гребенюка, Лидию Сценко, Раису Лишу, Юрия Вивташа... и многих-многих людей, причастных к редакции, к воплощению грез о независимости Украины).

Пани Лиша пишет: «Главным редактором и главным основателем «Порогов» стал Иван Сокульский — поэт и узник совести, член Украинской Хельсинской Группы, чье имя в казацком крае звучало как символ свободы. Редакционную коллегию составили Юрий Вивташ, Раиса Лиша, Орыся Сокульская. (Нас четверо вместе с Иваном — это и была истинно наша группа; Орыся — педагог, неординарная личность, несмотря на то, что сама стихотворений не писала, была полноправным субъектом нашей группы, владея в частности редким даром воспринимать и читать поэзию как откровение — как знать, существовала бы группа без этой Орысиной веры в поэзию как наивысшую ценность?)».

Листая огромный фолиант, выпущенный в 2009 году, находишь в этой условной «подшивке» статьи Евгения Сверстюка, Леонтия Лукьяненко, Василя Стуса, Оксаны Мешко, Бориса Антоненко-Давидовича, Тараса Мельничука, Богдана Бойчука, Петра Розумного, Василия Барладяна-Бирладника.

Главный редактор Иван Сокульский писал: «Тоталитарная система все поставила с ног на голову: не государство для человека (народа), а наоборот, человек (народ) — средство для могущества государства, которое должно расти и расширяться в перспективе на все пространство земного шара; не идеология, которая гармонично вписывала бы человека в мир и отвечала бы его самым глубоким духовным запросам, а наоборот — человек становился орудием и средством утверждения «передовой идеологии».

«Пороги» Сичеслава (Днепропетровска) сделались символом духовного единения, единственной возможностью оставаться верным своей совести. Тексты, которые появлялись тогда в «подпольных условиях», имеют чрезвычайную актуальность: это острые, откровенные статьи, которые показывают величие украинской истории, самобытность украинской культуры в модернистском переосмыслении.

В конце фолианта предоставлена информация обо всех причастных к созданию этого экзистенциального пространства свободы и исторической совести (подготовлен «Указатель авторов», рассказывающий о биографических вехах украинских героев, которые восстали против системы цинизма и несправедливости). Все это помогает сформировать исторический тип мышления, который сопоставляет и анализирует, систематизирует и на основе истории делает выводы о том, как не допустить тех же ошибок в будущем.

«Пороги» — не только зеркало истории, но и развития украинской художественной мысли. Среди иллюстраций в этом издании больше всего фотографий соборов, гравюр по дереву с изображением небесной жизни, сакрального пространства или украинских степных «каменных баб» — давних хранительниц украинской истории, которые видели своими мертвенно-каменными глазами самые жестокие моменты украинской борьбы за государственность. Но выстояли, потому что источником была сила украинского духа. «Пороги» подтверждают мысль о том, что самые тяжелые моменты человек способен осилить, когда он держится своего рода и истории, и когда он не один в поле, а рядом есть плечо друга, готовое всегда поддержать. Смогли бы эти творцы украинского самиздата выжить отдельно, в одиночестве? По-видимому, нет, поскольку в моменты экзистенциального беспокойства человек чуть ли не больше всего нуждается в дружеском плече. И создание самиздатовского журнала в Днепропетровске это подтверждает: сколько раз люди, причастные к «Порогам», оказывались без работы, становились жертвами клеветы и нападений, циничной жестокости людей, узников времени, но никогда эти люди не бросали друг друга в беде. В конечном итоге, в этом и сила Днепровских порогов, которые уже на протяжении тысячелетий противостоят течению водного давления, но не исчезают, а становятся спасением и убежищем для человека.

«Пороги» — не только исторический документ эпохи, но и проявление художественного роста, это источник для изучения украинского модерного искусства конца ХХ столетия. По словам Юрия Вивташа: «Наряду с ориентацией на высокие образцы украинской консервативной христианской мысли, исследователь заметит и убедительные попытки создания репрезентативных, будто бы «из ничего», образцов высокого как литературного, так и визуального графически-фотографического образного «позднего» модернизма. Особенно это заметно в поэтическом и художественном разделах журнала, который полностью самодостаточно вырывается из-под давления и «кокона», хоть и питательной, как перегной, однако тяжело в иных случаях преодолимой «позднесоветчины»».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать