Работа, которая есть всегда
Экономический кризис изменит в Украине спрос на профессии и понятие «престижности»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081120/4212-22-1.jpg)
Ныне в Украине люди напуганы возможной безработицей — хорошо помнят 90-е, когда общий уровень безработицы у нас достиг почти 12%. Отечественные эксперты говорят, что нынешняя ситуация и прогнозы относительно того, что будет через год, — это намного лучше пережитого нами. Но снижение спроса на украинскую продукцию со стороны зарубежных торговых партнеров, падение цен на экспорт и рост стоимости импортных товаров, по оценкам ведущих экономистов и по прогнозам Международного валютного фонда, приведет к снижению объемов украинского ВВП приблизительно на 4%. По экономическим законам, снижение ВВП на 2% приводит к росту безработицы на 1%. Таким образом сегодня Минтруда ждет роста безработицы в Украине до 7—8%. Но и в 90-е, и сейчас спрос на рабочую силу остается. Например, на непопулярные у нас рабочие профессии — более 200 тысяч вакансий по всей Украине. Значит есть куда деваться хотя бы бывшим строителям, в конце концов, украинская экономика, отмечают должностные лица и работодатели, уже не выдерживает без высококлассных токарей, фрезеровщиков и так далее. «Экономический кризис изменит структуру экономики — в основе ее роста будет материальное производство. А в его основе — высококвалифицированный работник: токарь, фрезеровщик, литейщик, сталевар. В любой ситуации проблема подготовки этих специалистов останется в стране одной из наиболее актуальных. Во время кризиса под новую структуру экономики будет формироваться другой спрос на профессии», — считает директор Государственного центра занятости Владимир Галицкий.
«В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛЮДЕЙ НУЖНО САЖАТЬ ЗА ПАРТЫ И ДАВАТЬ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ»
Все начинается с малого, то есть со школы. Государственный центр занятости сделал полевое исследование среди выпускников школ и пришел к выводу: современные дети мечтают быть бизнесменами, телеведущими, программистами, менеджерами по туризму и тому подобное. Лишь один из десяти выпускников проявляет желание работать на заводе или фабрике. Аргументы против рабочей профессии таковы: «Это не специальность», «Тяжело, опасно», «Не много зарабатывает», «Непрестижно»...
— Для 60% нынешних выпускников решающим фактором при выборе профессии является зарплата, а когда они оканчивают учебное заведение, на первое место выступает гарантия трудоустройства, социальные гарантии. Но поздно... Неправильный выбор профессии ломает судьбы. К сожалению, прежде всего дети думают о престижности, навязанной извне. По шкале привлекательности (14 пунктов) на первых местах находятся бизнесмены, политики, мафиози. На последних — ученые, рабочие, учителя. Мотивация же выполнять общественно значимую работу — на последнем месте, — рассказала эксперт Института экономики и прогнозирования Ольга Балакирева.
Конечно, и заказом на профессии, и формированием в обществе образа привлекательной профессии и, собственно, профориентацией должно заниматься государство. Потому что с существующей ныне в Украине структурой занятости, по мнению исполнительного директора Конфедерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, «ни о каком «Евро-2012» нельзя говорить» (сфера услуг составляет лишь 13%).
Вопрос зарплаты необходим, но это недостаточное условие того, чтобы молодой человек выбрал рабочую профессию, считает Владимир Галицкий.
— Должна быть целеустремленная, многолетняя работа по специальной программе, которую будет курировать как минимум вице-премьер. Нужно подключать Гостелерадио, Минкультуры, Минфинансов, Минобразования, Минэкономики, Минтруда. В хорошем смысле слова нужна «промывка мозгов» — ежедневная работа в течение минимум пяти лет, а результат увидим минимум через три-четыре года, — говорит он
Еще один аспект, связанный с «непрестижностью», — это условия труда рабочего. Справедливо, что из-за их плохого и вредного для здоровья состояния (грязь, шум) современные дети брезгуют таким выбором. Но мир давно ушел вперед: в развитых странах заводские цеха похожи на лаборатории, а рабочие ходят в белоснежных халатах.
— Чтобы восстановить в Украине популярность на рабочие специальности, следует изменить существующие технологии современными. В Европе рабочий — это тот, кто умеет хорошо оперировать в технологическом процессе, работает с программным управлением, то есть с компьютерами. Лишь такие технологии нас выведут к тому, что рабочие будут получать от выработки, и это будет высокая зарплата, — считает предприниматель Олег Уман.
КОМУ НУЖНА ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ
Ныне, говорят работодатели, в Украине токарь 4-го разряда получает ежемесячно 800—900 долларов, но таких специалистов очень мало. В целом такой размер зарплаты довольно скромный по сравнению с заработками рабочих в Европе и США, но не с размером средней зарплат. Например, по данным специалистов, средняя зарплата в Украине в сентябре 2008 года составляла 1773 грн. или 250 евро. Для сравнения — размер минимальной зарплаты в Португалии — 470 евро, в Испании — 660, во Франции — 1254. Владимир Галицкий говорит, что как в России, так и у большинства из нас структура зарплаты включает две части — постоянную (приблизительно 40%) и переменную — премии, надбавки и тому подобное. Вторая часть не закреплена в законе, поэтому снизить ее теперь будет очень легко.
— На Западе, когда увольняют персонал, делают это в соответствии с сокращением производства. При этом оперативно создают новые рабочие места. Мы же применяем национальные механизмы: снижаем зарплату и размазываем кризис тонким слоем по всем людям. Это неправильно. Несомненно, в нынешней ситуации работодатели захотят освободиться от малоэффективных работников. Мы предвидим, что потребность в специалистах существенно снизится, в частности, таких, как специалист по работе с недвижимостью, фондовый аналитик, специалист по работе со съемщиками, работник строительного рынка (и, собственно, строитель), работник сферы торговли и услуг, — отметил Владимир Галицкий.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КАК СПАСТИ ЭКОНОМИКУ
В любом случае, при правильном государственном подходе система подготовки необходимых кадров для экономики заработает спустя несколько лет, еще позже мы сможем увидеть результаты. А сегодня экономисты, должностные лица и работодатели работают над общей стратегией выхода из кризиса.
— Мы сформировали наши предложения, когда посмотрели на мировой опыт реагирования на кризис. Прежде всего, предлагаем предоставить право Кабмину определять кризисные отрасли и работать с ними. Это опыт Франции, Бельгии. Думаю, необходимо установить мораторий на 22 статьи Конституции на социальные выплаты: мы должны сказать правду — государство не может профинансировать льготы, утвержденные в последние годы. Нужно консолидироваться и перераспределять страховые вклады между фондами: перебрасывать средства туда, где есть проблемы. Думаем, что необходимо изъять из законов все выплаты нестрахового характера и приостановить штрафные санкции для предприятий за несоздание рабочих мест для инвалидов, — предлагает Алексей Мирошниченко.
К тому же, работодатели выступают за то, чтобы на время кризиса отменить ст. 175 Уголовного кодекса, в которой устанавливается уголовная ответственность за задержку зарплаты. На самый острый вопрос для каждого работающего человека директор центра занятости отвечает, что, очевидно, задержка зарплат будет — в следующем году.
Особое внимание в своих предложениях правительства эксперты уделяют созданию государственного заказа на профессии (исключительно на региональном уровне) и тому, как при большом сокращении на производствах сохранить людям рабочие места, а стране — целые отрасли.
— Минтруда и Государственная служба занятости разработали и, я думаю, в ближайшее время Кабмин утвердит законодательный пакет, в котором есть норма, дающая возможность оставить на производстве наиболее квалифицированных работников. У нас есть трагические примеры: начало 90-х, судостроительная отрасль, люди ушли и мы полностью потеряли отрасль. Думаю, что теперь этого мы не допустим. Есть такая норма, как частичная занятость: квалифицированный человек остается на предприятии, там его трудовая, он выполняет несвязанную с квалификацией работу, но при этом фонд общеобязательного страхования на случай безработицы компенсирует работодателю зарплату не выше прожиточного минимума (что-то еще дает работодатель). С одной стороны, мы поддерживаем работодателя, с другой — держим на предприятии рабочего, — объяснил Владимир Галицкий.
В данный момент работодатели определили четыре основных проблемы, которые необходимо решать. Первая из них — прекратить панику и не нагнетать ситуацию: предлагается экспертам сдержанно комментировать ситуацию, а СМИ более взвешено подходить к обнародованию информации; определить кризисные отрасли; как уже говорилось, определить экономические приоритеты развития; пересмотреть эффективность использования существующих ресурсов. Чтобы перейти от этой теории к делу, необходимо очень важное — объединить усилия государственных учреждений и распределить ответственность. От того, насколько власти и работодателям это удастся, зависит то, как Украина проживет эти несколько лет. Очевидно, что за это время мы хорошо почувствуем, насколько зависимы друг от друга. Возможно, тогда государство больше будет ценить людей?
Выпуск газеты №:
№212, (2008)Section
Общество