Триумф воли Китая
Когда через несколько дней начнется церемония открытия Пекинской олимпиады, зрителям представят детально разработанное хореографическое зрелище, проникнутое националистическим китчем. Конечно же, образы, напоминающие продвигающиеся гусиным шагом отряды штурмовиков Гитлера — это последнее, что было на уме у руководителей Китая для своих Олимпийских игр; в конце концов, официальный китайский национализм провозглашает «мирный подъем страны» в рамках идиллии «гармоничного развития». Но как в эстетическом, так и в политическом плане параллель вряд ли является надуманной.
Действительно, своим выбором Альберта Спира-младшего, сына любимого архитектора Гитлера и художника-оформителя Берлинской олимпиады 1936 года, для разработки генерального плана Пекинских игр правительство Китая само ссылается на радикальную политизацию эстетики, которая была признаком тоталитаризма XX века. Как и те режимы, будь они фашистскими или коммунистическими, руководители Китая стремятся превратить общественные мероприятия и спортивные события в очевидное доказательство своей пригодности и мандата править.
Спиру-младшему было поручено подготовить генеральный план подхода к Олимпийскому комплексу в Пекине. Центральное место в его проекте занимает строительство впечатляющей авеню, чтобы соединить Запретный город и Национальный стадион, на котором состоится церемония открытия. План его отца для «Германии» (имя, выбранное Гитлером для Берлина, который он планировал построить после Второй мировой войны), также был основан на таком мощном центральном вале.
Правители Китая рассматривают Олимпийские игры в качестве сцены для того, чтобы продемонстрировать миру исключительную жизнеспособность страны, которую они построили за последние три десятилетия. И эта демонстрация служит более важной внутренней политической цели: придать еще большую законность продолжающемуся правлению режима в глазах простых китайцев. Учитывая такой приоритет, архитектурный язык помпезности и гигантизма был почти неизбежен.
Так что неудивительно, что Пекинские игры могут напоминать те, которые развлекали фюрера и приводили в восторг немецкие массы в 1936 году. Как и Пекинские игры, Берлинские олимпийские игры были задуманы, как «первый бал». Нацистская машина пропаганды Геббельса работала в полную мощность. Спортивные образы — которые использовались для создания блестящего эффекта в известном документальном фильме Лени Рифеншталь — казалось, создавали связь между нацистами и древними греками, и подтверждали нацистский миф о том, что немцы и немецкая цивилизация были истинными наследниками «арийской» культуры классической древности.
В процессе разработки генерального плана Пекинских игр Спир-младший, выдающийся архитектор и градостроитель, тоже старался, как и его отец, создать фантастическую глобальную столицу. Конечно же, язык, который он использовал для того, чтобы продать свою схему китайцам, очень отличался от тех слов, которые использовал его отец, представляя свои планы Гитлеру. Вместо того, чтобы подчеркнуть помпезность своего проекта, Спир настаивал на его безвредности для окружающей среды. 2000-летний город Пекин должен перенестись в гиперсовременность, тогда как проект Берлина 1936 года его отца, по его словам, был «просто манией величия».
Конечно, сын не должен отвечать за грехи своего отца. Но в этом случае, когда сын заимствует существенные элементы архитектурных принципов отца и служит режиму, который стремится использовать Игры по некоторым похожим причинам, вдохновляющим и Гитлера, неужели он охотно не отражает эти грехи?
Тоталитарные режимы — нацистский, советский в 1980 году, а теперь и китайский — стремятся принять у себя Олимпийские игры, чтобы послать сигнал миру о своем превосходстве. Китай считает, что он нашел свою собственную модель развития и модернизации, и его правители видят Игры, также как нацисты и Леонид Брежнев, возможностью «продать» свою модель глобальной аудитории.
Китайцы явно были глухи в политическом отношении при выборе архитектора, в имени которого заключается такой темный исторический оттенок. Само имя Спир, возможно, не имело значение для чиновников, которые выбрали его. Они стремились провести Олимпийские игры, которые станут манифестацией их образа, а Спир-младший, вспомнив мастерство архитектуры власти своего отца, оправдал их надежды.
Реализация олимпийского видения Спира-младшего и его покровителей отмечает конец долгожданной интерлюдии. В течение многих лет после окончания холодной войны политика была удалена от Игр. Золотая медаль символизировала спортивные способности и преданность отдельных спортсменов, а не воображаемые достоинства политической системы, которая их создала.
Но теперь мы возвращаемся к эстетике политического гипноза, отраженного в заявленной цели принимающего правительства, которая заключается в том, что Китай должен завоевать больше золотых медалей, чем когда-либо завоевывала какая-либо другая страна. Когда эстафета Олимпийского огня — который сам по себе является созданием нацистов, впервые примененным во время Берлинских игр — пройдет по авеню власти Спира-младшего, мир еще раз станет свидетелем триумфа тоталитарной воли.
Проект Синдикат для «Дня» Нина ХРУЩЕВА преподает международные отношения в Новой школе — Университете в Нью-Йорке и является автором книги «Воображая Набокова: Россия между искусством и политикой».
Выпуск газеты №:
№138, (2008)Section
День Планеты