Перейти к основному содержанию

«Крепкая» бутылка

Почему против того, чтобы ее разбивать, не только попрошайки, но и производители напитков
25 января, 19:32
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Потребление стеклянной бутылки в Украине, по данным операторов рынка, приблизительно вдвое больше, чем объемы ее производства. Вторичное использование стеклотары, экономящее стране энергетические и минеральные ресурсы, даже стимулируется государством. Работает в этом направлении и социальная реклама, которая убеждает «не разбивать бутылки, а лучше отдать тому, кто в них нуждается...» Общеизвестно, что пустую стеклотару собирают и сдают на соответствующие пункты самые бедные из наших граждан — бомжи.

Однако не только они получают выгоду от «неагрессивных к таре» потребителей... Крупные производители пива и безалкогольных напитков тоже заинтересованы в повторной бутылке, поскольку технология производства на пивных и безалкогольных заводах позволяет ее использовать. Стоимость такой бутылки — от 0,2 до 0,36 гривны, в то время как изготовление новой обходится производителю около 0,7 гривны. Эти данные привел генеральный директор АО «Украинская пивная группа» Сергей Анпилогов.

Впрочем, наращивание объемов производства требует все больше и больше бутылок. И даже использование повторной стеклотары не спасает. «Экономическая ситуация в стране улучшается, объемы производства в отраслях, традиционно считающихся основными потребителями стеклянной бутылки, растут, — сообщил журналистам главный технолог компании «Аквариус систем менеджмент» Всеволод Погорелов. — В 2006 году (данных за 2007 год еще нет) было изготовлено 2,2 миллиарда бутылок, что на 13,1% больше, чем в 2005 году. Для сравнения: рост производства стеклотары в 2005 году в Западной Европе составил всего 2% и 7% — в Восточной Европе».

Погорелов отмечает, что нам в этом плане «есть где разогнаться», ведь Украина обладает достаточным сырьевым потенциалом для производства стеклянной бутылки: «27 месторождений стеклянного песка с разведанными запасами в 206,4 миллиона тонн. Из них три имеют запасы более 20 миллионов тонн. Спрос на стеклянную бутылку в 2005 году был удовлетворен в значительной степени за счет импорта. Крупных отечественных производителей стеклотары это стимулировало наращивать свои производственные мощности. На данный момент в Украине действуют около 20 крупных производителей стеклотары. Их совокупная доля на рынке составляет более 60%».

На взгляд эксперта, резкое увеличение объемов производства бутылки может привести к росту конкуренции и даже к выходу из рынка некоторых производителей, которые не успели модернизировать производственные мощности и сделать свое производство менее энергоемким или более эффективным. К тому же, далеко не все производители могут обеспечить пивные заводы тарой надлежащего качества... В частности, в Украине, как отмечает Погорелов, проблемой является производство бутылки, которая почти не пропускает ультрафиолетовые лучи.

Почему бы в таком случае не перейти на другие виды тары, в частности, пластиковые бутылки и металлические банки? Оказывается, не все так просто...

«Учитывая то, что работаем на очень конкурентном рынке, мы просто не можем позволить себе ограничиться каким-то одним видом тары... Каждая имеет свои преимущества, за которые ее и выбирает покупатель. Например, пиво в пластиковых бутылках обычно стоит дешевле, поэтому у него есть свои сторонники, которые к тому же ценят увеличенную емкость. Но на рынке существуют определенные традиции, например, премиум пиво обычно продается в стеклянных бутылках», — комментирует «Дню» специалист Группы предприятий ВВН в Украине Елена Маркова.

Анпилогов утверждает, что, несмотря на намечающийся рост баночного сегменту, «Украинская пивная группа» пока не планирует выпускать на рынок пиво в банке, отдавая предпочтение «суперпопулярной» пол-литровой стеклянной бутылке и пластиковой таре. «В Украине более 70% пива разливается в традиционную стеклянную тару, а 25% — в пластиковую. Предполагаем, что стеклянные и пластиковые бутылки и далее будут удерживать свои позиции, во всяком случае в ближайшие годы», — убежден специалист. Он связывает эту тенденцию также с тем, что в отличие от Европы, где пиво в стеклянных бутылках и металлических банках стоит одинаково, в Украине банка существенно дороже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать