Перейти к основному содержанию

Вызовы правам человека,

или Почему еще не достигнута цель превращения декларации в реальность
10 декабря, 19:02

На днях будет начата годовая кампания, посвященная празднованию 10 декабря 2008 года 60 й годовщины Универсальной декларации прав человека. Эта кампания привлечет все агентства ООН к пропагандированию идеалов декларации и ее принципов правосудия и равенства для всех нас, которые изменили суть международных отношений и заложили фундамент для стремления к свободе и достоинству человечества. Однако это празднование направлено не только на то, чтобы отдать должное выдающимся человеческим достижениям. Оно будет служить также напоминанием того, что цель превращения декларации в реальность для каждого еще не достигнута.

Нет ни малейших сомнений, что мы прошли долгий путь до формулирования основных принципов УДПЧ. Сегодня комплексная система международных инструментов расширилась вне пакета прав, отображенных в декларации, включая гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Все государства ратифицировали хотя бы одно из основных девяти международных соглашений о правах человека, 80% ратифицировали четыре и более. Процесс принятия норм декларации, путем включения их в законы и ввода их в действие, все еще продолжается на международном и национальном уровнях с региональными организациями, которые также все больше приобщаются к этому процессу.

Несмотря на осознание законов и взятых обязательств, явные пробелы в реализации стандартов прав человека можно найти в каждой стране мира. Злоупотребления, дискриминация и неравенство все еще распространены. Они, возможно, даже возрастают в результате новых форм ущемления, насилия и экономического и социального неравенства.

Нет лучшего примера неоправдания ожиданий, чем невозможность гарантировать правосудие жертвам дискриминации и нарушения прав человека. Во многих судебных системах отсутствует профессионализм, или они имеют длинную историю запугивания и подхалимства, которая исключает ответственность нарушителей за свои действия и лишает их жертв возможности соответствующего обжалования. Безнаказанность и отсутствие связи между государственными учреждениями и гражданским населением не только снижает потребность в правосудии, но и поощряет злоупотребления и следование исключениям.

Такие серьезные, распространенные и повторяющиеся вызовы ставили под сомнение жизнеспособность, целесообразность и возможность применения принципов декларации. Однако внимательно рассматривать нужно не правильность видения декларации, а меры, предпринимаемые правительствами для имплементации ее норм, а также правительственный менеджмент конкурирующими стремлениями и ограниченными ресурсами. Очевидно, законные, независимые и эффективные государственные учреждения должны соответствовать требованиям прав человека в вопросах правосудия, эффективного участия и настоящей ответственности. Жизнеспособные учреждения также обеспечивают социальное правосудие, включая равный доступ к продовольствию, образованию, здоровью, надлежащему жилью и другим основным потребностям, в попытке освободить людей от условий хронической бедности и дискриминации.

Другая форма критики касается самого понятия универсальности, на котором стоит декларация. Эта критика была выражена многими в ошибочных предположениях, что универсальные принципы враждебны продвижению плюралистического разнообразия или культурной специфичности, или свободному предпринимательству. Некоторые скептики убеждают, что гражданские и политические права, четко сформулированные в декларации, относятся исключительно к западным традициям и программам, но они не так широко распространены, как считают их защитники. По мнению скептиков, критика, базирующаяся на либеральных экономических перспективах, основана на подозрительном отношении к экономическим и социальным правам декларации, которые расцениваются ими как препятствующие методам свободного рынка, или ставящие слишком обременительные обязательства государствам, или то и другое вместе. Наконец, некоторые взяли на вооружение позиции отторжения, которые переделывают в корыстные доктрины, чтобы просто сохранить привилегии и полномочия только для себя и нескольких избранных, отрицая права всех других.

Далеко от удушающего плюрализма и будучи одинаково далеким от предубежденной выдумки — подходящая для некоторых культур, но неподходящая или даже вредная для других — декларация была продуктом обоснованного суждения вдохновенной группы разработчиков основных, которые прибыли с отличных предпосылок и регионов и которые выбирали из широкого спектра правовых, религиозных и политических традиций. Они искали «общий стандарт достижения», который бы использовался всеми. Баланс, которого они достигли шестьдесят лет назад, является тем равновесием, к которому мы никогда не должны прекращать стремиться, независимо от того, как наши подходы могут отличаться.

Поскольку мы стремимся развить данную область соглашения, государства и все участники должны сосредоточиться на том, как устранить препятствия, которые продолжают затруднять имплементацию и выполнение всех стандартов прав человека.

Реализация целей правосудия и равенства для всех должна быть нашей приоритетной задачей, если мы действительно собираемся чтить дух и букву декларации. Кроме просто доброго намерения, такое стремление также нужно понимать и осуществлять как обязательство уполномочить держателей прав. К нему нужно стремиться с приоритетностью, которой оно заслуживает как наше общее обязательство продвигать и защищать права человека согласно закону.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать