Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Местные перевыборы будут весной?

14 сентября, 19:11

Похоже, все идет к тому, что весной 2008 года вслед за внеочередными парламентскими выборами будут проведены выборы в органы местной власти.

На днях регионал Александр Ефремов сказал буквально следующее: «На сегодняшний день уже все политические силы высказали свою точку зрения, и она заключается в том, что вполне логично после выборов в Верховную Раду внести изменения в Конституцию в плане углубления политической реформы, и на основании этих изменений провести выборы и президента, и местных органов власти».

Насчет выборов президента Александр Сергеевич, конечно же, погорячился. А вот выборы местной власти — это вполне реально. Особенно в столице. Киевский мэр Леонид Черновецкий умудрился объединить против себя и БЮТ, и «Нашу Украину», а теперь уже и Партию регионов.

Сейчас регионалы всячески дистанцируются от непопулярного мэра, его одиозной команды, скандальных решений по землеотводам и тарифам. Черновецкий медленно, но верно теряет лояльное большинство в Киевсовете. Можно не сомневаться, что если 30 сентября на парламентских выборах победят БЮТ и НУ—НС, то уже весной—летом Киев получит другого мэра и другой совет. И не только Киев. Это может произойти в масштабах всей страны.

Кстати, в Секретарите Президента и соответственно в «Нашей Украине» рассматривают возможность возврата к выборам в местные советы на мажоритарной основе, «чтобы избиратель мог посмотреть в глаза своему депутату». Для вступления в действие таких изменений в Конституцию нужны две сессии Верховной Рады. То есть внеочередные выборы в местные советы возможны опять-таки не раньше весны— лета 2008 года.

КОММЕНТАРИИ

Мы спросили региональных экспертов «Дня»: нужны ли после парламентских выборов досрочные выборы в местные советы?

Олесь СТАРОВОЙТ , депутат Львовского областного совета:

— Считаю однозначно, что выборы в Верховную Раду и в местные советы нужно развести во времени, и это даст возможность политическим силам оперативно отреагировать на события в стране, а избирателям корректировать власть, которую они отдают той или иной политической группировке.

Если продолжатся политреформы, тогда, конечно, досрочно нужно проводить и выборы в местные советы. Связано это с тем, что избранные депутаты будут наделены меньшими полномочиями, чем им дают изменения к Конституции. То есть депутатов избирают по старым законам, и полномочия им прописаны меньшие, чем уже дает Конституция. Налицо некоторый дисбаланс власти. В конце концов, этот дисбаланс и привел к политическому кризису в стране. Поэтому очевидно, что нужно продолжить конституционный процесс, унормировать, привести в соответствие Конституцию и остальные законы в Украине, а тогда переизбрать городские органы власти.

Что касается организации и проведения выборов в местные советы, то речь не идет о больших суммах, как кто-то считает, и поэтому неуместно говорить здесь об экономии, которая дает возможность свести выборы вместе. Я не знаю европейской страны, да и не только европейской, где бы выборы в парламент и в местные органы власти объединяли. В Украине нужно назначать выборы в местные советы на 2008 год, максимальный срок — 2009-й. Ведь далее идут президентские выборы, к которым тоже нужно подготовиться.

Сегодня я уже уверен, парламент все равно будет действовать независимо от того, сколько депутатов войдет в коалицию. Ведь законом предусмотрено, что первый год парламент может работать и на таком условии, без создания коалиции. Возможно, будет создано ситуативное большинство, и это позволит принимать реформистские законы, которые дадут возможность продвигаться вперед — не вылететь из процессов экономических взаимоотношений с другими странами. На сегодняшний день это очень важно для Украины. Мы и так немало позиций упустили.

Скажу следующее: сейчас у нас действительно нарушена последовательность избирательного процесса, но со временем все войдет в свое русло. И будет действовать так называемый английский принцип: если местные власти хорошо работают — эти политики имеют шанс предложить себя и быть избранными в парламент. Если плохо работает — политики этой политической силы непременно проиграют следующие местные выборы. Соответственно, именно местные выборы станут основными, они будут корректировать деятельность крупных политических сил, именно местные выборы станут ключевыми и будут прогнозировать результаты парламентских выборов.

Да, сейчас в нашей стране проходят выборы в Верховную Раду по партийному принципу. Возможно, вообще такой избирательный процесс должен начинаться с выборов в местные советы. Однако с чего-то нужно начинать, и, возможно, через несколько выборов английский принцип приобретет свое реальное влияние.

Интересно, что областные советы в Украине, независимо от того, насколько действенным был парламент, все же работали. Никакого противостояния не было. Только Киевский горсовет его демонстрировал. Однако уже Киевский областной совет действовал. И это говорит о том, что жизнь в Украине бурлит, не принимая во внимание то, насколько активно голосуют парламентарии. Конечно, в данном случае от них будет зависеть, когда назначат дату выборов. Она, эта дата, прояснит, будет ли логика у парламентариев вообще.

Однако, если верить социологам, да в конце концов мы и сами это видим, что новая Верховная Рада будет несколько отличаться от предыдущей. Парламент будет более структурированным. Коалиция практически с первого дня определит свои очертания, сформируется, и парламент будет иметь возможность принимать политические решения, в том числе и относительно сроков выборов в местные советы.

Виктор БЕРЕЗКА , председатель общественной организации «Возродим славу Приднепровья!» (г. Днепропетровск ):

— Думаю, что досрочные выборы в Верховную Раду повлекут за собой и перевыборы местных советов. Ведь победители на парламентских выборах, наверняка, захотят закрепить успех на региональном уровне. В том случае, если верх возьмут пропрезидентские силы, опирающиеся в основном на электорат западных областей, им захочется взять реванш и в провинции, продвинуть свое влияние на восток. И наоборот, у Партии регионов и ее союзников, если победа будет за ними, появится желание потеснить конкурентов на новых территориях. Этот процесс уже начался в ходе нынешней избирательной кампании. Юлия Тимошенко объявила «поход на восток». Президент В. Ющенко перед самыми выборами поменял губернатора на Днепропетровщине. А регионалы «обрабатывают» области центральной Украины. Короче говоря, борьба за власть на общенациональном уровне обязательно перекинется и на регионы.

Другой вопрос, нужны ли эти выборы самим избирателям. Ответ содержится в социологических опросах. Они показывают, что многие не хотят идти на выборы или просто не понимают, зачем год спустя после очередных выборов нужно проводить досрочные выборы в парламент. Еще трудней будет объяснить избирателям необходимость новых выборов на местном уровне. Однако у нас мнение граждан, к сожалению, никого не интересует — вопрос будет опять решаться в верхах. Причем, перетягивание канатов может на этом не закончиться, ведь недаром политологи пророчат, что Украина вступила в полосу перманентных выборов и «коротких» парламентов.

Игорь ДИДЕВИЧ , член совета Донецкой областной организации партии «Народный союз— «Наша Украина»:

— Я считаю, что досрочные парламентские выборы 30 сентября в нынешней ситуации не повлекут за собой перевыборов в местные советы. Однако если сразу после них будут приняты изменения в Конституцию, и, в частности, новые положения об административно-территориальном устройстве, тогда выборы будут даже необходимы.

Хотя, на мой взгляд, вопрос о необходимости этих выборов спорный — все зависит от того, какие полномочия будут определены для местного самоуправления, и будут ли эти изменения настолько сильными, что с ними не справится уже действующий состав местных советов.

В любом случае, организация этих перевыборов, так же, как и утверждение изменений — это дело не одного дня. Я считаю, что вначале Верховная Рада должна четко прописать процесс формирования бюджета. Он должен быть таким, как это оговорено в бюджетном кодексе, но, к сожалению, на сегодня не выполняется: бюджеты должны формироваться не по принципу «сверху вниз», а наоборот — на местах. Затем необходимо предоставить местному самоуправлению больше полномочий, и оставлять на местах больше средств. Ведь если еще в 1991 году на местах оставалось 70% поступлений, то сегодня — только 48%, что фактически делает местную власть зависимой от Кабмина и от того, сколько он перечислит денег.

Впрочем, до того, как будут внедрены эти изменения, на мой взгляд, необходимо прежде всего укрепить механизм контроля за местной властью, ведь иначе может запросто начаться очередной дерибан: власть, приободренная отсутствием действенных мер контроля, погрязнет в коррупции в еще больших масштабах.

Владимир НАЗАРОВ , частный юрист (г. Николаев):

— На мой взгляд, нам нужно переизбирать и Верховную Раду, и местные советы, и президента Украины. Однако делать это нужно в правовом поле. К сожалению гарант Конституции нарушил закон, когда издал четыре антиконституционных указа. Именно поэтому результаты выборов 30 сентября могут быть обжалованы, а потом признаны недействительными. Думаю, что наши политики должны быть более мудрыми и больше думать не о собственном престиже, а о будущем Украины.

Михаил НЕМОВ , депутат Хмельницкого областного совета:

— На последней сессии Хмельницкого городского совета сдали в аренду коммунальное имущество и позволили крупное строительство на центральных улицах. Хотя, в соответствии с ранее принятыми решениями, эти вопросы должны решаться гласно — на аукционах. Удовлетворили частные интересы отдельных депутатов, не учтя то, что в свое время обещали избирателям прозрачную и открытую власть.

Речь идет о явлении, характерном не только для этого городского совета. Кое-кто пошел в депутаты, чтобы иметь преференции. Не спроста ведь сегодня много справедливых, обоснованных претензий к органам местного самоуправления. Ориентируясь на партийных вождей, люди избрали «оптовыми партиями» депутатов, а потом, когда стало видно, кого именно избрали, как говорят, даже за головы схватились.

Поэтому вопрос о перевыборах в местный совет весьма актуален. Но возможны ли они после преждевременных парламентских? Все будет зависеть от конфигурации, которая сложится в новой Верховной Раде. Если ПР объединится с блоком НУ—НС, то, конечно, БЮТ пойдет в оппозицию. И тогда все сосредоточатся на подготовке к следующим президентским выборам. Депутаты от БЮТ никогда не проголосуют за преждевременные выборы в местный совет. Ведь соратники Юлии Владимировны и без того имеют много «своих» городских голов, большинство во многих местных советах. Конечно, они не пойдут на риск, чтобы не утратить добытое тяжелой и дорогой работой с электоратом.

Если же в новом парламенте БЮТ объединится с блоком «НУ—НС», то преждевременные выборы в местный совет, по-видимому, состоятся. И нужно, чтобы состоялись. Однако прежде чем это произойдет, народным депутатам придется услышать голос народа. Прежде всего, они должны учесть то, что выборы в совет городского, областного уровней по партийным спискам в некоторой мере дискредитировали идею местного самоуправления. Следовательно, нужно вернуться к выборам на мажоритарной основе. Пусть партии выдвигают своих кандидатов, агитируют за них, а потом отвечают за своих выдвиженцев. И, что очень важно, следует максимально упростить механизм отзыва тех городских, поселковых голов и депутатов, которые не оправдали доверие избирателей.

Вообще, местное самоуправление требует реформирования. Поэтому перед тем как назначить преждевременные выборы в местный совет, следует тщательно, принимая во внимание мнение общественности, европейскую практику территориального управления, внести изменения и дополнения в законодательство о местном самоуправлении. Чтобы наконец отдать всю территориальную власть общинам. Кстати, это будет одним из шагов к преодолению тотальной коррупции.

Владимир ПРИТУЛА , политолог (Крым):

— Логика общественного развития говорит о том, что после избрания нового состава Верховной Рады Украины должны состояться выборы местных советов, включительно с крымской ВР. Я думаю, что одной из первых задач новой ВР Украины будет принятие нового закона о выборах местных советов, включительно с крымской Верховной Радой, который бы устранил те недостатки, которые негативно сказались на нынешнем составе нынешних местных органов.

Следует сделать все, чтобы в максимальной степени деполитизировать местные органы власти, чтобы они не занимались вопросами НАТО и государственного языка, а занимались исключительно вопросами улучшения жизни общин и повышением эффективности работы местных органов управления. Для этого следует опять перевести избрание местных советов, включительно с крымской Верховной Радой, исключительно на мажоритарную систему выборов, когда бы избиратели хорошо знали, кто именно представляет их в сельских, районных, городских, областных советах и смогли спросить их как за холод в зданиях зимой, так и за отсутствие воды или невывоз мусора, за плохие дороги, неосвещенные улицы, за все местные недостатки.

Большое значение для этого будет иметь процесс и содержание изменений в Конституции. Многие общественные организаций, в том числе и Комитет по мониторингу свободы прессы в Крыму, который я возглавляю, выступили с заявлением, что ошибки, которые были допущены при так называемой конституционной реформе в Украине, должны быть исправлены сразу же после проведения внеочередных выборов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать