Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Взрослость в квадрате

Сможет ли общество продлить юность выпускникам школы-интерната для детей-сирот?
03 июля, 20:14

В эти выходные тысячи наших учеников пережили первый в жизни выпускной бал, а его празднование совпало еще и с празднованием Дня молодежи. Как правило, на таких мероприятиях взрослые, приветствуя школьников с окончанием школы, желают успехов, больших горизонтов, реализоваться в жизни как полноценная личность. В таком возрасте всем верится, что взрослая жизнь — это прекрасный полет и то, о чем мечтают — обязательно удастся осуществить. Поэтому несколько необычно среди напутственных пожеланий выпускникам Киевской школы-интерната №3 было слышать пожелание стать лучшими родителями для своих детей, чем были их собственные родители для них, а еще — заверение взрослых, что добрых людей на свете все-таки больше, чем плохих...

ВЗРОСЛЕЕ НАС С ВАМИ

Нечего греха таить — детство для 33 выпускников этого интерната закончилось давно. У кого- то — после того, как родителей лишили родительских прав и ребенок стал никому не нужен, для кого-то — когда родители выгнали его на улицу и пришлось жить в подвалах, или и тогда, когда родители попали за решетку. Так, у большинства детей, которые учатся в интернате №3, родители живы, но настоящими родителями для этих детей стали воспитатели. Дети очень разные, но похожи в одном — все пережили предательство взрослых, поэтому пожелание взрослых встречать на жизненном пути добрых людей понимают как никто.

— У наших детей — трудное детство, — рассказала «Дню» классный руководитель 11 класса Раиса Соловей. — Большинство из них живут у нас при живых родителях, которые лишены родительских прав или свободы. Эти дети прошли, как говорят, и «Крым и Рим», и подвалы, а приходят сюда с негативным опытом — уже в 13—15 лет. Я имею в виду то, что кое-кто из них нюхал клей, выпивал, думаю, кое- кто из них даже кололся. По существу, в подростковом возрасте они уже сформировали характеры, свое мировоззрение, далекое от идеального, но ничего, работаем с ними...

Как рассказали работники школы, хотя редко, но у них бывают случаи, когда в школу попадает ребенок, который в 13—15 лет не умеет читать-писать, поэтому и в таком возрасте идет в первый класс. Это те случаи, когда ребенка соответствующие органы поздно забирают из неблагополучной семьи, а в школе ему приходится многое наверстывать. Для таких педагогически запущенных детей в интернате №3 действует специальный класс педагогической коррекции.

Кроме того в этом заведении есть ученики, которые уже были условно осуждены за преступления, а кто и отсидел в колонии по 2—3 года. Конечно, опыт, который они приобрели за решеткой, эти подростки несут и в интернат, влияя таким образом на других детей. Классный руководитель жалуется, что они часто нарушают дисциплину и плохо поддаются влиянию, поскольку на улице у них есть «друзья»: их туда тянет, и пока не повзрослеют и самостоятельно не разберутся, что хорошо, а что плохо, мало кто сможет на них повлиять. Если разберутся, конечно...

ВОПРОС №1: ГДЕ ЖИТЬ?

По существу, выпускной, который состоялся в школе-интернате №3, стал для его выпускников прекрасной формальностью: до конца лета все они еще будут жить в интернате, и только в конце августа разъедутся, кто куда.

Как рассказало руководство заведения, они полностью ответственны за ребенка, и в их обязанности входит или устроить выпускников на обучение, или обеспечить работой. Понятно, что с гарантированной возможностью жить в общежитии. Тем же детям, которые пожелают вернуться в семью, никто не будет препятствовать: даже если родители ребенка лишены родительских прав, ребенок может вернуться к ним, если ему исполнилось 18 лет. Однако большинство выпускников все же хотят быть самостоятельными — как материально, так и морально. В этом году с жильем повезло пятерым выпускникам: они стояли на квартучете и вскоре получат однокомнатные квартиры. А еще одна выпускница нашла новую семью — итальянская семья после семи лет общения с нею решила ее удочерить.

— За последние четыре года двух наших детей взяли под опеку украинские граждане, и восемь — иностранцы, — рассказала «Дню» директор школы-интерната Людмила Баглей. — Наши дети ездят на летние и зимние каникулы за границу, живут в семьях (принимающая сторона оплачивает поездку), там к ним присматриваются. Как правило, усыновляют больше маленьких детей (чтобы дать им должное воспитание), но случается, что иностранцам приходятся по душе и старшие. Вот семья, в которую попала наша Валя Макаренко, имеет собственного ребенка, усыновила одного итальянского сироту и вот — согласилась удочерить Валю. Они уже представили документы в центр усыновления, вскоре должен состояться суд.

Усыновление здесь — не частое явление, поэтому самостоятельно задумываться над собственной жизнью после окончания интерната приходится большинству. Поскольку значительная часть из этих детей учится неплохо, они поступают в вузы, училища и техникумы. Так, по словам директора школы, четверо нынешних выпускников 11 класса собираются поступать в Национальный авиационный университет и Педагогический университет им. Драгоманова, а среди выпускников школы-интерната прошлых лет есть студенты Института иностранных языков.

ВМЕСТО ИНТЕРНАТА — ДЕТСКИЙ ДОМ «ЯСНЫЙ»

С началом нового учебного года школу-интернат №3 для детей-сирот реструктуризируют в детский дом. Такие изменения обусловлены указом Президента о реформе учебных заведений, согласно которому за 10 лет все интернаты Украины должны быть преобразованы в детские дома. Теперь в каждом из них должно проживать не больше 50 детей, причем — только проживать. Учиться же дети будут в соседней школе. Поэтому теперь у них будет «дом»-интернат, в котором они будут жить, и школа — где будут учиться. Это делается с целью, чтобы приблизить атмосферу в детском доме к семейной. Руководители надеются, что, возможно, таким образом немного разрешится и проблема финансирования интерната. Теперь же они считают финансирование недостаточным.

— Содержание одного ребенка в год нам обходится в 26 тысяч гривен. Это — с учетом государственных и спонсорских средств, — объяснила Людмила Баглей. — В общем государственных средств, которые нам выделяются, хватает на питание, оздоровление детей и зарплату учителей. За спонсорские средства мы делаем ремонты, закупаем все необходимое для школы. У нас есть три основных спонсора — большие компании и банки, а есть и организации, которые также каждый раз предлагают свою помощь.

Следует отметить, что уже третий год именно спонсоры дарят выпускникам на выпускной бал едва ли не самое главное — вечерние платья для девушек и костюмы для ребят. Красивые платья сшила свадебная организация «Снежана» (при этом девушки сами выбирали себе фасоны и ездили на примерки), а костюмы для ребят шили на фабрике «Желань» — той самой, где шьют костюмы от Воронина.

Выпускной прошел, а интернат живет своей жизнью, здесь есть свои радости и тревоги, ожидания и разочарования. Воспитатели не очень любят, когда их спрашивают о дальнейших судьбах их выпускников: ведь есть такие, которые звонят по телефону и советуются относительно жизненных вопросах, есть такие, которые пропадают. «Судьбы складываются, как у всех людей, — считают здесь. — «Кто хочет выжить и стать человеком с большой буквы — станет им. А мы все, что могли для этого — сделали...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать