Перейти к основному содержанию

Нестор ШУФРИЧ: 30 сентября выборы, скорее, не состоятся

15 июня, 19:14
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ БАТАЛИИ» — ИЗЛЮБЛЕННАЯ СТИХИЯ НЕСТОРА ШУФРИЧА / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Нынешний министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич убежден, что выборы 30 го сентябрямогут вовсе не состоятся. В беседе с «Днем» Нестор Иванович со свойственной ему эмоциональностью рассказал о своем видении чрезвычайных ситуаций в украинской политике.

— Нестор Иванович, вы часто утверждаете, что ваши политические прогнозы всегда сбываются. В одном из недавних интервью вы, помнится, прогнозировали, что досрочных парламентских выборов не будет. Теперь вы готовы признать, что ошиблись?

— Нет, не готов. После издания первого указа я говорил о том, что выборы не состоятся в мае. Когда появился второй указ, я говорил, что выборов не будет 24-го июня. А 30-го сентября на законных основаниях их точно не будет. Если их попробуют «протянуть», это создаст еще более проблемную ситуацию, нежели мы имеем нынче. Но даже сейчас я скажу так: больше шансов, что выборы 30-го сентября не состоятся, чем состоятся. Кстати, когда меня в Узбекистане журналисты спросили, как я отношусь ко второму указу о роспуске парламента, я сказал, что к третьему и четвертому буду относиться спокойней и, кстати, снова не ошибся.

— Но ведь на выборы вce согласились уже, и премьер в том числе.

— Согласились, но при условии, подчеркиваю, если для этого будут конституционные основания. Пока что таких оснований никто не видит.

— СДПУ (О) планирует принимать участие в выборах? Прокомментируйте одно из последних заявлений Леонида Кравчука, в котором он отметил, что партия на распутье — дескать, одни хотят блокироваться с регионалами, другие — с «Народной оппозицией» Витренко.

— Я, как говорится, не отвечу вам за всю Одессу, а отвечу только за себя. Так вот, я не собираюсь на выборы, по крайней мере, до тех пор, пока для их проведения не возникнет законный фундамент. Если вдруг возникнет ситуация, предусмотренная в 90-й статье Конституции, и только в ней, (ст. 90 Основного Закона гласит о том, что Президент имеет право досрочно прекратить полномочия ВР, если: на протяжение одного месяца в ВР не сформирована коалиция; если в течение 60-ти дней после отставки КМУ не сформирован персональный состав правительства; если на протяжении 30-ти дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. — Ред. ), возможно, я и скажу о своей позиции по этому вопросу. Сегодня же говорить об этом преждевременно и, я бы даже сказал, некорректно.

— Но все же, уточните: в СДПУ (О) обсуждался вопрос участия партии в избирательной кампании-2007?

— По крайней мере, со мной разговор на эту тему не велся, может, потому, что я слишком перегружен на своей работе.

— Несмотря на то, что вы пытаетесь отойти от избирательной тематики, давайте еще раз вернемся к ней. Приходилось недавно слышать о том, что Григорий Суркис может стать первым номером в избирательном списке социал-демократов объединенных. Прокомментируйте.

— Могу опровергнуть это по одной простой причине: Григорий Суркис принял для себя решение заниматься спортом, а не политикой. То есть ни первым, ни последним номером в каком-либо избирательном списке, насколько мне известно, он не будет.

— Сегодня, по меньшей мере, один из ваших однопартийцев — Степан Гавриш перешел в президентский лагерь. Как вам работается по разные стороны баррикад?

— Я недавно встретил его в фойе «5 канала», он мне протянул руку, но я не пожал ее и по- мужски послал его в общеизвестном направлении. Я ненавижу предателей. Для меня Степан Гавриш перестал существовать и как человек, и как политик.

— А те, кто сегодня переходит из оппозиции в коалицию, это, по-вашему, не предатели?

— Я бы сказал так: они возвращаются туда, откуда в свое время уходили.

— Хорошо, давайте вернемся к СДПУ(О). Если партия не пойдет на выборы, фамилия Нестора Шуфрича может появиться в списке «регионалов»?

— Вот если будут выборы, мы на эту тему тогда поговорим. Знаете, до 2011 года у меня будет возможность четко определиться в этом вопросе.

— Нестор Иванович, вы, случайно, не тайный агент Соцпартии в правительстве Януковича? Ведь сейчас только Мороз и верит в то, что выборы могут состояться лишь в 2011-м. Даже премьер признает, что они будут нынешней осенью.

— Вы знаете, я вам мог бы сейчас напомнить целый ряд своих высказываний и я, может это нескромно звучит, но действительно — никогда не ошибался и мне не стыдно за свою позицию. А в 2005 году с такой же улыбкой, как вы сейчас, многие воспринимали мой прогноз о том, что Янукович станет премьер-министром. Да, я не могу стопроцентно исключать проведения каких-то выборов по желанию — по-другому сказать просто не могу...

— По желанию, простите, чьему, ведь вроде все стороны сошлись на этом.

— Если хотите, по желанию женщины или тех, кто сегодня вокруг этой женщины. Но это точно, не может быть желанием настоящих мужчин, потому, что для настоящих мужчин истерика и паника — непозволительные черты. Хочу напомнить, что 23 января 2005 года в День инаугурации я прямо на Майдане призвал Ющенко к отставке. Это неоспоримое право оппозиции — призывать власть к отставке, есть на то основания или нет. Но точно, это не право Ющенко с его Секретариатом и другими структурами, провоцировать в стране такую ситуацию. И рано или поздно за это кто-то ответит. За превышение служебных полномочий, за блокировку работы конституционных органов власти, коими является, в частности, Конституционный Cуд, Генеральная прокуратура и, конечно, Верховный Совет.

— Вы не считаете, что вхождение Соцпартии в коалицию — это ревизия голосов избирателей, дающая основание для парламентской «перезагрузки»?

— Нет, не считаю. Они голосовали за Мороза — это во-первых. А во-вторых, я думаю, что для Мороза более естественный тот альянс, в котором он пребывает сегодня, чем когда он был объединен с крайними правыми. Я уже не говорю о Конституционной реформе. Ведь те, кто хочет ее поддержать, находятся рядом с Морозом, а те, кто хочет уничтожить его политическое детище, находятся в другом лагере. Так что все стало на свои места.

— Если «регионалы» будут блокироваться на досрочных выборах с СПУ — это, на ваш взгляд, будет удачный ход, или им лучше все же идти отдельно?

— Этот вопрос, наверное, правильнее было бы все же задать представителям Партии регионов или Соцпартии. Я же всегда был сторонником объединения усилий, но при этом необходимо учитывать тактические особенности проведения выборов. Ведь всегда надо четко просчитать: как провести выборы, чтобы собрать максимум голосов и чтобы не дать уйти ни одному голосу в сторону тех политических сил, которые могут не пройти в парламент, а бонус потом может распределиться в пользу оппонентов.

— Сейчас эпицентром политических «боев» является Центризбирком. Как вы считаете, нынешний ЦИК в состоянии организовать и провести выборы так, чтобы их результаты были признаны всеми ключевыми политическими игроками?

— Давидович, при всех его минусах и при том, что он первым отказался подписывать протокол об избрании Виктора Януковича Президентом Украины по результатам второго тура, настолько уважал институт ЦИК, что он никогда не позволял себе уклоняться от проведения заседаний. И как бы я ни относился к Давидовичу или Ставнийчук, они всегда были на заседаниях. Словом, комиссия при Давидовиче работала и принимала решения, нравились они нам или нет, а вот комиссия при Шаповале, боюсь, не будет работать никогда.

— А может, проблема прений в Центризбиркоме кроется не в фамилии председателя ЦИК, а в партийно-квотной схеме его формирования, где каждый член комиссии рассматривается под ракурсом «свой» — «чужой»?

— Шаповал — руководитель ЦИК и он обязан проводить заседания. Ну, объясните мне: на каких основаниях председатель Центризбиркома, уклоняется от проведения заседаний!? А я вам, объясню, почему так происходит. На данном этапе проходит так называемое «обнуление» списков и на заседания не приходит президентская семерка представителей ЦИК. А, представьте себе, если во время выборов не будет приходить коалиционная восьмерка, кто выборы проведет? Никто. То есть сегодня уже закладываются те кирпичики, которые, скорее всего, не позволят провести выборы 30-го сентября. Но все же я не согласен с тем, что проблема в схеме формирования состава ЦИК. Такой механизм действует во многих странах Европы, когда по факту формирования парламента переформатируется ЦИК или, как ее называют в ряде стран, Национальная комиссия по выборам. Так что проблема не в этом. Но в этих странах все действуют строго в рамках закона и конституции, независимо от квот и партийности.

— А что нам мешает действовать аналогично?

— У нас, к сожалению, еще в 2004 году было ярко показано, как можно попирать Конституцию. А 27 мая текущего года должен был бы стать последним днем, когда попиралась Конституция. В этот день, напомню, на Киев были двинуты 18-летние ребята. Вот здесь надо было действовать жестко и привлечь к ответственности всех, кто в этом был задействован.

— А министр Цушко в компании с «Беркутом» действовал правильно?

— Согласно 10 ст. Закона про милицию они обязаны были действовать именно так. Не говоря уже о том, что к ним за помощью обратился Генеральный прокурор Пискун.

— Почему именно битва вокруг кресла генпрокурора едва ли не стала стартом силового сценария?

— А я вам скажу, почему. Если бы Ющенко захватил пост генерального прокурора, у него представилась бы реальная возможность задержать, если не сказать — арестовать, ряд высших чиновников, что сломило бы позиции коалиции, и чем бы это закончилось потом, не скажет никто. Я считаю, что позиция в ранге генпрокурора и Пискуна, и Медведько была несколько мягка в оценке тех событий, которые идут с Банковой. Но я уверен: ответственность все равно наступит. Вы знаете, преступный шаг тяжело сделать только в первый раз. Это как выпить первую рюмку водки... Когда же такой шаг уже сделан, дальше человеком движет лишь страх за его последствия. Тогда никто не думает, совершил он десять преступлений или одно. Человек просто боится ответственности. И этот страх может стать движущей силой для утверждения, если хотите, режима диктатуры в Украине. Вот этого мы не должны допустить.

— Вы говорите прямо-таки, как Владимир Путин...

— Я говорю — как Нестор Шуфрич (смеется).

— А может, нам и вправду, нужна сильная рука?

— Сильная рука нужна, это точно. И я бы здесь сказал, что я верю, что такой сильной рукой станет Кабмин Януковича.

— Вы говорите «станет». Следовательно, вы признаете, что выборы состоятся?

— Нет, я имею в виду, что Кабмин станет более жестким в оценке сегодняшней ситуации и вот та, может быть, где-то даже излишняя компромиссность исчезнет, поскольку компромисс всегда имеет свойство быть исчерпанным. Но, знаете, есть причины, объясняющие компромиссность коалиции. Она заняла вынужденную позицию исключительно во избежание провокации общественного противостояния и кровопролития. К тому же я общался недавно с банкирами, и больше всего они боялись, что после Троицы люди начнут снимать деньги с депозитов. Есть и еще один момент. Обратите внимание, в стране происходит определенный хаос и власть в целом слабеет. И этим уже начинают пользоваться спекулянты. Первый сигнал — это нарушение договоренности со стороны нефтетрейдеров и как следствие — цены на бензин стали расти. Это первая ласточка дестабилизации ситуации в стране. Пока наша позиция умеренная, но насколько это хорошо или плохо, покажет время.

— Ваш прогноз: какой будет коалиция в Раде шестого созыва, кто займет премьерский пост?

— Если предположить, что выборы пройдут сегодня, завтра или послезавтра и результаты окажутся приблизительно, такими как есть сейчас, мне кажется, будут говорить о фальсификациях и делать все для того, чтобы обновленное правительство обновленной коалиции в глазах мира выглядело нелегитимным. И это крайне опасно, поэтому выборы не решат проблему, даже если их проведение таки будет спровоцированно.

— Недавно экс-генпрокурор Святослав Пискун говорил, что в присутствии журналистов хотел бы обрезать все телефонные провода в своем кабинете. А вы сталкивались с пресловутым телефонным правом?

— Знаете, я бы крайне удивился, если бы вдруг у меня в кабинете позвонил телефон прямой связи с Ющенко (смеется). А если без шуток, то какой должна быть система коммутирования связи — если вдруг возникнет чрезвычайная ситуация? Если, не дай Бог, у меня возникла бы ситуация, которая требовала, чтобы я немедленно поставил о ней в известность, в том числе и Ющенко, я бы это сделал. Потому что, когда возникает реальная угроза безопасности наших граждан, которая не несет в себе никакой политической подоплеки, то Президент должен об этом знать. И меня здесь не остановили бы никакие политические антипатии, и я бы сделал все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан. А если вы говорите о том, что кто-то кому-то звонит и дает определенные команды, так это нормально — ведь каждый руководитель дает команды своим подчиненным.

— Сколько чрезвычайных ситуаций в политике вы зафиксировали во время последнего кризиса и какая из них была самой опасной?

— У нас одна чрезвычайная ситуация — это Ющенко, а все остальные ситуации связаны именно с этим фактором.

— На днях СБУ таки возбудила уголовное дело по факту заявлений Валерия Гелетея о якобы готовящихся покушениях на жизнь Тимошенко и нескольких других оппозиционеров. Как вы считаете, такой сценарий действительно мог разрабатываться? — Нет, конечно. Зачем, например, совершать покушение на Балогу? Что касается Луценко, то он сам должен здорово доплатить, что бы на него кто-кто покусился во всех отношениях. Тимошенко? Тут могут быть разные версии. Но надо понимать, что прежде всего она сегодня мешает именно «оранжевым» в их электоральных возможностях. И если вдруг от нее захотят избавиться через красивые пышные похороны, я не думаю, что определенных политиков из «оранжевого» лагеря это остановило бы. Кстати говоря, заметьте, впервые заговорили о покушении на жизнь Тимошенко тогда, когда она конкурировала с целым рядом представителей «оранжевых» на должность премьер-министра. Но я бы очень не хотел, чтобы кто-либо из политиков, независимо от партийной окраски, когда-либо был ликвидирован, потому что это самый грязный, неприемлемый метод в решении политических конфликтов. Да, буду говорить откровенно, Тимошенко, действительно, достала своей активностью. И если бы не она, то Ющенко никогда бы не решился на саму идею досрочных выборов — ведь летом 2006 г. он не пошел на них при наличии несколько больших конституционных оснований. Он боится ее активности, хоть и авантюрной. Но, наверное, за это ее и поддерживает четверть пусть и «оранжевой», но все же Украины?

— А может, причина всех политических бед кроется в политической реформе, которая себя не оправдала?

— Сто процентов оправдала. Если бы сегодня Ющенко имел полномочия Кучмы, то, вероятнее всего, мы бы с вами стали свидетелями тотальной диктатуры или же раскола Украины.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Тарас ЧОРНОВИЛ: «Выборы состоятся, но...»

Мы спросили одного из спикеров Партии регионов Тараса ЧОРНОВИЛА, готовятся ли регионалы к избирательной кампании и состоятся ли выборы 30 сентября?

— Если избирательная кампания стартует, то мы однозначно вступим. Проблемы тут нет. На прошлых выборах у нас избирательные штабы были организованы на партийный ячейках. Нам не нужно делать какие-то кастинги, выискивать людей... Все эти люди есть. Поэтому в избирательную кампанию, если она состоится, мы можем войти за два-три дня.

Выборы, конечно, можно провести, но их легитимность чрезвычайно сомнительна. По моими ощущениям, 30 сентября выборы состоятся, но после них мы получим колоссальный шквал судебных исков. Даже не по процедуре выборов, а по факту их объявления, поскольку это будет делаться абсолютно незаконно. И дальше начнется такое давление на суды. В частности, на тот же Печерский суд, Верховный Cуд, Высший административный суд — это будет выглядеть просто ужасно.

Все будет зависеть от того, понравится Ющенко коалиция, которая может сложиться по итогам выборов, или нет. Если понравится, тогда Печерский суд будет спокоен, будет отдыхать. А если нет, то эти выборы будут признаны недействительными.

У нас перестали действовать законы, а после этого надеяться на какие-то результаты и давать какие-то прогнозы трудно. Я думаю, выборы состоятся, но вступят ли их результаты в силу, я не знаю.

Записала Алена ЯХНО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать