Особенности национального бюджетотворчества
Кабинет Министров подал, депутаты Верховной Рады приняли, Президент наложил вето, потому что бюджет не является социальным. Внесут не внесут ли эти четыре поправки — не очень важно. Государственный бюджет на 2007 год будет принят. Не подпишет Президент — подпишет председатель Верховной Рады. Примут. А когда он был не принят? С этим у нас проблем не было и нет! Так было во все годы Независимости. Одна закавыка: когда он был выполнен? Хотя би один-единственный раз? Статистика молчит.
Шестнадцать лет прошло с тех пор, как начался процесс трансформации экономики Украины. Страны Центральной и Восточной Европы начали выздоравливать еще в 1994 году, а у нас этот процесс начался только в 1999 году... Нужно отметить, что он шел и идет очень медленно, и, фактически, мы еще и близко не подошли к состоянию позитивного роста, хотя наши правительства с блеском в глазах уверяют нас, что имели и имеем устойчивый рост. А что же в действительности? Этот рост должен был наполнить кошелек обыкновенного украинца. А он у него, по какой-то причине, все легче и легче. Заявления о росте ВВП — это сказка для малышей.
Лично у меня возникает опасение относительно того, идет ли Украина правильным путем. Уверен, бюджетная война, которая идет сегодня в сессионном зале Верховной Рады между Кабинетом Министров и Секретариатом Президента, никакого отношения к экономике не имеет.
Цифры, которые заложены в государственный бюджет, мягко говоря, не отвечают жизненным потребностям населения.
Во-первых, прибыльная часть бюджета — это Fata morgana (лат. — марево). Это хорошо понимают и исполнительная власть, и бюджетный комитет, и все депутаты Верховной Рады, которые представляют большинство.
Во-вторых, расходная часть — яркое подтверждение того, что слово и дело — у нас понятия несовместимые.
Государственный бюджет должен быть разработан на научно обоснованной основе. Бюджетный кодекс этим требованиям не отвечает. Он делит деньги!
Концепция экономической обветшалости является тяжелой для понимания теми экономистами и руководителями, которые учились и работали по принципам централизованного планирования. За рыночными сроками сегодня очень выгодно прятаться власти.
Убеждение, что правительство должно обеспечить наличие основных товаров — от зерна до детского питания — выходит из глубоко укорененного страха, что рынок не может обеспечить этими товарами, когда их оставляют наедине без чиновника. Хотя работа частных предприятий, созданных с «нуля», свидетельствует о том, что такой тезис является глубоко ошибочным. Это одна из причин нынешнего состояния экономики.
Есть и вторая, не менее значимая причина. Бюрократия имеет естественную тенденцию к возвеличиванию своей роли, которое выливается в избыточное регулирование и часто произвольное вмешательство в экономику. Я считаю, что все властные структуры должны иметь не контролирующие и собирающие отчеты органы, а структуры анализа и прогнозирования развития всех отраслей, независимо от того государственные, акционерные, коммунальные или частные предприятия. И средства на свое содержание должны зарабатывать, а не кормиться из госбюджета.
Следует четко определиться: для кого пишутся и принимаются законы. Для украинского народа? Не верю, потому что тогда уже давно был бы принят самый главный закон — Закон Украины «О законах Украины».
Сегодня правительство плачется, где взять те шесть миллионов, чтобы выполнить требования Президента? Решить проблему можно только одним путем, суть которого заключается в следующем.
Первое. Четко определить законодательно, что предприниматель — физическое лицо. В Закон Украины «О предпринимательстве» уже давно следует внести изменения, а именно — что субъектами малого предпринимательства являются:
1) зарегистрированные в установленном порядке физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и без права применения наемного труда (семейный подряд). Они выплачивают стоимость патента и облагаются налогом по упрощенной системе;
2) зарегистрированные в установленном порядке нынешние предприниматели — физические лица, должны стать юридическими лицами, потому что они применяют наемный труд и должны выплачивать единый налог. Ни для кого не секрет, что товары, которые сегодня продаются на наших рынках, имеют только этикетки заграничных производителей, а фактически являются украинскими и изготовлены в подпольных цехах. Почему? Когда они начнут выплачивать налоги, то эти товары никто покупать не будет — они станут в два раза дороже. Внесите соответствующие изменения в Закон «О государственной поддержке предпринимательства» — и выведите из тени 50% малого бизнеса и значительно наполните государственный бюджет.
Вторую половину теневиков можно вывести принятием законодательных актов, которые значительно сокращают количество и размер налогов. А такой, как НДС — должен быть ликвидирован. Парадокс: мы возвращаем НДС больше, чем собираем.
Второе. Ликвидировать все налоговые льготы предприятиям, в первую очередь сельскохозяйственным. Все что идет на село, оседает неизвестно где! Вы видели в магазинах картофель, свеклу, морковь, капусту? А продукция, которая продается на рынке, выращивалась в фермерских хозяйствах и на приусадебных участках. Кроме зерновых, рапса и немножечко сахарной свеклы, на полях экс-колхозов ничего не выращивается.
Третье. Не вмешиваться в работу субъектов ведения хозяйства. Финансовые планы являются прерогативой исключительно самих предприятий и приобретают уже прогнозированный характер (какой настоящий предприниматель будет работать без плана на ближайшие пять лет?), не отрегулировав свои финансовые отношения с бюджетом.
Вывод. Государственный бюджет Украины должен формироваться, на мой взгляд, снизу вверх в такой последовательности: на первом этапе разрабатывается бюджет каждого предприятия (бизнес-план) на уровне местных общин. На втором — прогнозируются поступления от предпринимателей — физических лиц (плата за патент и упрощенная система налогообложения). На третьем этапе — прогнозы получения иностранных инвестиций и привлечения отечественных инвесторов. Потом разрабатываются бюджеты общин, районов, областей, на базе которых и формируется государственный бюджет Украины. Для разработки бюджета общин, городов, районов, областей берутся только производственные и финансовые планы предприятий. Всех!
В этом случае и местная власть, и налогоплательщики получат стимул: лучше работаем — больше зарабатываем!
Выпуск газеты №:
№13, (2007)Section
Почта «Дня»