Перейти к основному содержанию

Другие 10 шагов

или Послесловие к «Мини-Давосу»
23 июня, 20:42
ВЛАДИМИР СЕМИНОЖЕНКО

В конце прошлой недели в Украине прошел «Мини-Давос» с участием глав нескольких государств, представителей крупного отечественного и иностранного бизнеса. Кроме того, что мероприятие несло на себе заметный «репутационный» отпечаток, связанный с необходимостью нейтрализовать пессимистические настроения бизнеса, основная ставка организаторов Форума делалась на привлечение иностранных капиталов в Украину.

Со своей стороны, участники «Мини-Давоса» предложили украинской власти 10 неотложных шагов для улучшения инвестиционного климата. Эти 10 шагов представляют собою краткую повестку актуальных экономических реформ, которые ожидает от украинской власти иностранный бизнес и под которые он готов давать инвестиции.

Первое, что бросается в глаза, так это то, что указанные 10 шагов представляют собою логическое продолжение в масштабе конкретной национальной территории тех рекомендаций по либерализации режима мировой торговли, которые вошли в литературу по экономике под названием «Вашингтонский консенсус». Получилась такая себе «дорожная карта» построения развитого неолиберализма в отдельно взятой стране. Это те самые универсальные рецепты благополучия, которые предлагали экономисты МВФ и ВБ новым демократиям в 70-е, 80-е и 90-е годы и которые только в 1 случае из 10 помогали действительно решить экономические проблемы переходных экономик. В остальных — они приводили к кризисам и к тому, что целые отрасли национального производства и рынки оказывались под полным контролем транснациональных корпораций.

Если коротко, то в пакете с бесспорно необходимыми при любой власти и любом типе экономики новациями Украине предлагается вариант максимального благоприятствования иностранному бизнесу, форсированной односторонней интеграции Украины в мировое торговое пространство, существенного снижения бюджетных социальных расходов, устранения государственных рычагов влияния в экономике и отказ от национальных экономических амбиций.

Судите сами…

Пункт первый: «Принять все законодательные акты, необходимые для вступления во Всемирную торговую организацию, до начала летних парламентских каникул, а если понадобится — отложить начало летних каникул парламента».

Можно себе представить, какого качества будут эти законодательные акты, если их принимать в ускоренном режиме, без согласования мнений экспертов и без консультаций с заинтересованными корпорациями национальных производителей. И это при том, что по информации российского парламентария и экономиста С.Глазьева (странно, что украинские чиновники и эксперты не комментируют эту тему), большинство двусторонних соглашений и протоколов в рамках ВТО Украина уже заключила на заведомо невыгодных для себя условиях, что называется — «не торгуясь».

Пункт второй: «Создать подразделение специалистов на наивысшем уровне непосредственно при премьер-министре или при Президенте Украины, которое бы оказывало поддержку иностранным инвесторам».

На сколько это предложение патриотично и этично по отношению к национальному бизнесу и национальным инвесторам — вопрос дискуссионный…

Пункт пятый: «Отменить Хозяйственный кодекс и принять пакет реформ по коммерческому праву, чтобы избавиться от неопределенности относительно правовых последствий».

По сути, предлагается национальный правовой режим заменить иными нормами, регулируемыми транснациональными органами и делегировать им функции арбитража в хозяйственных спорах.

Пункт восьмой: «Провести налоговую реформу, в частности, уменьшить социальные налоги до 20%, уменьшить налог на прибыль, пересмотреть механизм действия НДС, особенно в части его возвращения, предусмотреть справедливую компенсацию за потери, связанные с отменой свободных экономических зон и установить такие таможенные тарифы, которые не будут ограничивать развитие бизнеса».

Это при том, что при нынешних социальных налогах на уровне 34 —39% в бюджете Пенсионного фонда зияет дыра с потенциалом в несколько миллиардов; при том, что прибыль в экономике распределяется и без того неравномерно (в основном в интересах крупного бизнеса, и сомнительно, чтобы иностранный бизнес стремился в средний и малый сегменты); при том, что отечественным СЭЗ, ТПР и технопаркам никто не собирается компенсировать потери (кроме украинских СЭЗ, ТПР и технопарков, существует еще множество европейских и мировых примеров стимулирования инноваций, которые тоже, судя по всему, никто не собирается брать на вооружение); и при том, что таможенные тарифы на отдельные номенклатуры товаров еще хоть как-то продолжают защищать национального производителя и т.д.

Вообще же налоги — это плата государству за оказываемые им административные услуги. Они могут быть справедливыми в двух случаях: если услуги дорогие, но качественные, а также если услуги никудышние, но очень дешевые. В этой диалектике кроется секрет таких экономик, как в Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге. Налоги там запредельные даже по украинским меркам, но качество политики государства бесспорное. Как говорится, кому что больше по душе…

Финальная общая рекомендация: «Прекратить дискуссии по поводу того, что Украина отличная от других стран и что вам нужно найти специфическое украинское решение каждой проблемы».

Здесь вообще — без комментариев…

Понятно, что в подобных предложениях речь не идет о развитии интеллектуального потенциала нации, повышении качества образования и здравоохранения, выравнивании системы распределения национального дохода, перестройке структуры экономики с акцентом на наукоемкие отрасли, о развитии конкурентных приоритетов и мн. др. Одним словом, иностранный бизнес готов прийти и снять «сливки», если государство их хорошенько взобьет и отгонит от них всех остальных голодающих.

Такие рекомендации закономерны, поскольку иностранный бизнес не интересует ничего, кроме прибыли и возможности ее спокойно изымать, по максимуму эксплуатируя национальные ресурсы. В том числе и политические ресурсы в виде растерянности власти перед лицом экономических проблем и вызовов. Однако никакое злорадствование здесь не уместно, поскольку это наша украинская власть, и ее решения касаются каждого, кто живет и работает в Украине. Если власть «сядет в лужу» — то «низ спины» будет мокрым у всех.

Украине сегодня нужны действительно решительные шаги в проведении экономических реформ, но совершенно в другом направлении. В том, которое будет открывать дорогу для реализации национальных амбиций, и в том, которое создаст для этого надежные основания. Нужны другие 10 шагов, а если понадобиться, то и много больше…

Шаг первый: Провести Форум согласия между властью и национальным бизнесом, результатом которого должен стать «джентльменский договор»: гарантия прав собственности, амнистия собственности и капиталов в обмен на соц инвестобязательства со стороны бизнеса. Такими обязательствами могли бы стать инвестиции в региональные программы развития, участие в концессиях в транспортной/транзитной/строительной сферах, паевое финансирование приоритетов государственного развития, инвестиции в науку, образование, здравоохранение, культуру и т.п.

Если кто-то думает, что иностранный бизнес будет заинтересован в том, чтобы развивать такие бесценные национальные конкурентные преимущества, как высокий уровень образования населения, современную национальная наука, здоровая экология, высокая культура и т.п. — то это большое заблуждение. Иностранного бизнесмена не «попросишь» запросто так «скинуться» на ремонт президентских апартаментов, шедевров архитектуры и культурных достояний нации.

Шаг второй: На основе широкого круглого стола с участием украинских ученых, политиков, экономистов и бизнесменов — разработать основные стратегические ориентиры дальнейшего развития Украины, сформировать «дерево целей» на ближайшие 5—10 лет по отраслям, сферам, регионам и первоочередным проблемам. Должен быть сформирован список «критических направлений», на развитии которых должен быть сделан основной акцент в политике всех уровней и ветвей власти. Главное, и отечественный, и иностранный бизнес смогут тогда понять и оценить траекторию развития Украины, а вместе с тем — найти свое место на карте возможностей. Да и сама украинская элита должна знать, какую же модель экономики и общества она собирается строить.

Шаг третий: провести всеобъемлющую административную реформу, а также смежную с ней реформу межбюджетных отношений и местного самоуправления. Чтобы принцип субсидарности не только работал теоретически, но и был практически подкреплен экономическими ресурсами.

Шаг четвертый: сформировать и принять пакет законодательства, направленного на действенное стимулирование развития среднего и малого бизнеса в Украине. В этом пункте отечественные либералы, которые иногда хотят казаться еще большими адептами «свободного рынка», чем сами классики либерального учения, могли бы во всю проявить свою бурную фантазию. Вариантов того, как это можно сделать, масса. Одним из пунктов инвестиционных договоров в ходе приватизации можно сделать требование — часть услуг получать от малого или среднего бизнеса. Часть средств по линии госзаказа можно в обязательном порядке направлять малым и средним предприятиям. В ходе процедур Государственных закупок также можно было бы законодательно закрепить установку — покупать определенную долю товаров и услуг у мелких и средних производителей. Вместо того, чтобы фактически сворачивать деятельность СЭЗ, ТПР и технопарков, логично было бы расширить их функцию в плане создания новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Максимально упростить режим налогообложения и вообще временно освободить от налогов тех, кто только начинает свое собственное дело. Тот, кто продает мороженое, выращивает овощи или цветы, оказывает мелкие услуги и т.д., помогает государству уже тем, что сам зарабатывают себе на жизнь и дает заработать еще 2—3 человекам.

К слову, главная проблема малого и среднего бизнеса в Украине — в том, что он не извлекает природную ренту, не дает многомиллионные прибыли, не контролирует стратегические предприятия, — а значит, не интересен чиновникам. Когда государство начнет опираться в своей политике на этот средний класс, а не на промышленную олигархию (в зависимость от которой оно быстро попадает), экономика Украины станет по-настоящему национальной.

Шаг пятый: сформировать законодательную базу и ресурсный портфель для «структурного маневра» в экономике. Т.е. для повышения качества структуры национального производства. Чтобы не только украинский металлопрокат и продукты АПК были основными статьями национального экспорта, но прежде всего — высокотехнологичные отрасли, которые на единицу вложений дают в 1000 раз больший экономический эффект. Украинские сани… пардон, «гринджолы» — это хотя национально колоритный и экологичный вид транспорта, но на нем в XXI век не въедешь.

Шаг шестой : вплотную заняться развитием национальной банковской системы и фондового рынка. Задействовать для этого можно и ресурсы Нацбанка, и внешние кредиты — такая цель оправдает любые вложенные средства. К тому же, когда отечественные компании, кроме стоимости промышленных активов, смогут получить еще и биржевую стоимость — они сами будут заинтересованы и в мировых стандартах отчетности, и в чистых кредитных историях, и в безупречном менеджменте, и во многих других предложениях «Мини-Давоса».

Шаг седьмой: задействовать экономическую функцию современной науки и научно-технического прогресса, активизировать государственную инновационную политику. Тем отраслям и предприятиям, которые работают на завтрашний день национальной экономики, должен быть дан не только «зеленый свет», но и массированная государственная поддержка. Во всем мире наука и инновации получают всевозможные стимулы от государства. И эти стимулы обязательно окупаются в стратегической перспективе.

Шаг восьмой: провести пенсионную, медицинскую реформу и реформу трудовых отношений. Необходимо привести всю ту сферу, которая у нас называется социальной, в соответствие с рыночными законами. Без этого наша экономика никогда не станет социально ориентированной, даже если ее строить на принципах социализма.

Шаг девятый: во имя повышения качества политики государственных органов и с целью противодействия искушениям чиновников «впасть в лоббизм» — развивать институты меритократии (власти экспертов, ученых, компетентных людей). Если при каждом органе власти в обязательном порядке будет создан научно-экспертный совет (группы по конкурентоспособности или по экспертным разработкам), то решения властей будут не только компетентными, но и более легитимными. Ведь половина наших бед от того, что произошло разделение власти и интеллекта.

Шаг десятый: перестать просить и проситься. Неужели до сих пор не ясно, что и Европа, и США, и Россия будут дружить только с теми, кто имеет представление о собственном достоинстве. С теми, кто не ворует газ, не заискивает, не нарушает договоренностей и т.д. Договариваться, калькулировать и обсуждать варианты — вот настоящий стиль компетентных государственных элит.

Если реализовать или начать реализовавывать хотя бы часть из этих реформ, то вопрос инвестиций в Украину решится сам собой. Причем, в пользу Украины.

В завершение хотелось бы привести пример из истории становления капитализма в США. Когда в XVIII веке в Калифорнии началась «золотая лихорадка», возникла проблема с государственной властью в штате. Представители администрации и регулярные армейские части, присылаемые из центра, как только осваивались, всякий раз со временем разбегались мыть золото. При этом не было анархии, потому что сообщества старателей сами поддерживали порядок и были себе администрацией.

Это к тому, что нормальные внутренние условия для бизнеса позволят Украине не только стать априори привлекательной экономикой для иностранцев, но и решить еще одну системную проблему: очистить политику от «маклеров» и «брокеров» в ней. Парадокс, но чем больше во власти находится «бизнесменов от политики», тем хуже и бизнесу, и государству. Вылечить нездоровые явления в политике, могут только здоровые процессы в экономике.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать