Проблемы по-флотски
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050420/471-3-1.jpg)
Украина не намерена продлевать разрешение на пребывание Черноморского флота (ЧФ) России на своей территории. Об этом заявляют представители украинской власти на разных уровнях. В Москве официальных заявлений по этому поводу не делали. Однако даже неформальные комментарии (депутатов, бывших представителей командования российского флота) свидетельствуют о болезненном восприятии новых деклараций украинской власти.
О досрочном выводе флота пока что речь не идет. Президент Виктор Ющенко раньше заявлял, что «большое соглашение» от 1997 года, регулирующее пребывание Черноморского флота на территории Украины, действует: «Мы признаем его до 2017 года». На днях поступило еще одно подтверждение решимости украинского руководства во «флотском» вопросе. Заместитель руководителя пресс-службы МИД Украины Дмитрий Свистков заявил, что Украина допускает возможность досрочного вывода Черноморского флота из Крыма, но по инициативе российской стороны. В то же время «о базировании ЧФ РФ в Крыму после 2017 года, когда завершится срок соответствующего соглашения, речь не идет», — отметил дипломат.
В украинско-российских отношениях «обнажился» новый конфликт. Подобных болевых точек между Киевом и Москвой хватает, однако вопрос Черноморского флота на сегодняшний день стоит под первым номером. В чем, собственно, его актуальность? Вскоре исполнится восемь лет с тех пор, как Украина и Россия подписали документы о пребывании российской военно-морской базы в Крыму, однако такого напряжения по этому поводу до сих пор не возникало. Действительно, случались эксцессы, когда российские десантники, например, проводили учения в несогласованных местах, однако в «старые добрые» времена реакция с украинской стороны ограничивалась максимум очень осторожной нотой протеста. Сегодня украинские дипломаты недвусмысленно заявляют о необходимости разрешения связанных с пребыванием ЧФ проблем сейчас, а также не менее четко отмечают — после 2017 года российские военные не будут находиться на нашей территории. «Актуализация» этой проблемы, несомненно, рано или поздно произошла бы хотя бы потому, что произошла смена руководства в Украине, которое пока что откровенно заявляло о проблемах в отношениях с Россией. (И так же откровенно заявляло о решимости их решить). Прежнее руководство если и ставило на повестку дня проблемные вопросы, то либо партизанским способом (не сильно афишируя предмет переговоров), либо же вообще откладывая их обсуждение в долгий ящик. Проблемы, вызванные пребыванием ЧФ в Крыму, действительно поднимались и раньше — время от времени, однако достичь заметных сдвигов так и не удавалось. Катализатором эскалации нынешней дискуссии послужил недавний инцидент на восточном побережье Крымского полуострова. 23 марта десантный корабль «Николай Фильченков» осуществил высадку российских десантников и техники на полигоне возле мыса Опук. Проводить такие учения в Крыму россияне не имели права.
О каких именно проблемах идет речь? Об этом официально заявил на днях заместитель руководителя пресс-службы МИД Украины Дмитрий Свистков. Во-первых, военные ЧФ нарушают экологическое законодательство Украины. Во-вторых, «особую обеспокоенность вызывает категорический отказ российской стороны вернуть украинской стороне средства навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореходства на побережье Крыма».
Еще одна проблема — невозможность попасть на объекты ЧФ в Крыму. На прошлой неделе украинских чиновников не пропустили на территорию, где расположены объекты флота. Командующий ЧФ, вице-адмирал Александр Татаринов объяснил отказ в допуске комиссии МИД Украины соответствующим распоряжением из Москвы. Первый заместитель министра иностранных дел Владимир Огрызко сообщил, что с этой проблемой украинские дипломаты сталкиваются с 1997 года — то есть с тех пор, как были подписаны «флотские» соглашения.
Что делать до тех пор? От денонсации ранее заключенных соглашений Украина отказывается, что вполне понятно — от дальнейшего нагнетания не выиграет ни одна из сторон. Как действовать в таком случае? Вариантов может быть несколько. Вариант первый: Президент Виктор Ющенко видит механизм решения проблем через заключение дополнительных соглашений. Статус ЧФ, по его словам, регламентируется пятью документами, которые, однако, «не отражают полностью всей ситуации». Однако не секрет, что россияне игнорируют выполнение тех документов, которые существуют на данный момент. Где гарантии, что они будут выполнять новые условия? Вариант второй: пытаться решить проблемы в рамках существующих документов. Некоторые эксперты считают, что нынешняя правовая база, предусматривающая пребывание ЧФ в Крыму, вполне позволяет решить многие вопросы — если опять-таки российские военные будут добросовестно выполнять прописанные обязательства. Вариант третий и маловероятный: россияне сами соглашаются на выход из Севастополя.
Решение «проблем по-флотски» необходимо не только в связи с систематическими нарушениями двухсторонних соглашений. Существует и еще несколько причин. Самая главная — любое суверенное государство пытается избавиться от военного присутствия на своей территории. (Это не касается тех случаев, когда войска выполняют вспомогательную функцию, оказывая поддержку в обеспечении безопасности). Для России военное присутствие в бывших советских республиках — прежде всего инструмент влияния (или как минимум доказательство возможности такого влияния) на внутреннюю ситуацию другой страны. Соответственно, россияне очень болезненно реагируют на заявления Киева: пребывание до 2017 года, и ни дня больше... Существуют, например, мнения, что повышение цен на нефть российскими компаниями в Украине вызвано именно декларациями Украины. Возможно, эта версия и выглядит абсурдной, однако, без сомнения, россияне попытаются связать вопрос флота с решением других проблем в отношениях.
Проблемы с ЧФ — реальный тест как на прочность новой власти, так и на умение договариваться. Сможет ли украинское руководство сесть за стол переговоров с россиянами? Возможно ли избежать нанесения ущерба отношениям с Россией? Не меньшим тестом нынешняя ситуация является и для Москвы. Именно сейчас пришло время подтвердить равноправие партнерства государств не только на декларативном уровне.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
О том, как можно решить проблемы, связанные с пребыванием Черноморского флота (ЧФ) в Украине, в комментарии Константина МОРОЗОВА, первого министра обороны Украины (1991—1993).
— Какие возможности существуют для решения проблем, связанных с пребыванием Черноморского флота? Это подписание новых документов или что-то другое?
— Нет необходимости в подписании или подготовке новых документов. Основные положения двухсторонних отношений в связи с этой проблемой изложены в существующих межгосударственных документах. Дело только в том, что они нарушаются. И нарушаются из-за того, что ЧФ закрыт для контроля и наблюдения Украиной. Вспомните хотя бы о ситуации, произошедшей с межведомственной группой во главе с первым заместителем министра иностранных дел, которую не пустили на территорию флота. Необходимо исправить такое положение дел — проблемы в отношениях должны решать политики, а не военные. Нужно отойти от старых советских правил, когда военные диктовали условия, а гражданские политики прислушивались к ним. Политики могли бы установить между собой соответствующий режим прозрачности и открытости. А руководителям флота нужно вспомнить, что они находятся на чужой территории, что они — иностранцы и должны подчиняться национальному законодательству, которое, в частности, предусматривает наблюдение за выполнением прежних договоренностей.
— Когда Украина должна начать переговоры о выводе ЧФ со своей территории?
— Учитывая, что в 2017 году Россия может заявить, что требуется еще пять-семь лет (или хотя бы три) для практического решения этого вопроса, мы должны учесть свой опыт в отношениях по аналогичным вопросам и начинать согласовывать позиции уже сегодня. Моя личная позиция заключается в том, что Украина должна начинать переговоры уже сейчас.
— Если Россия будет отказываться от обсуждения этого вопроса, можно ли этому противодействовать? Министр обороны России Сергей Иванов заявлял, что Россия не собирается покидать Севастополь...
— Это не прерогатива министра обороны. Министр обороны не формирует никакой политики в государстве. Не стоит обсуждать заявления отдельных лиц, которые «выпадают» из контекста понимания своей роли в политическом процессе. А политический процесс может предусматривать какие-то проволочки, затягивания во времени решения вопроса... Противодействием этому и должна быть подготовка будущего решения заранее. Заранее — это уже сейчас: нужно оценивать, прогнозировать ситуацию в 2017 году и уже сейчас начинать готовить решение этой проблемы в пользу Украины.
— Ранее украинское руководство заявляло, что пребывание ЧФ на территории Украины не противоречит нашей интеграции в НАТО. Каково ваше мнение?
— И тогда, и теперь я считаю эти заявления безосновательными, поскольку аргументация в пользу такого вывода всегда базировалась на фразе: мы не знаем ни одного натовского документа, где это вызвало бы возражения... Но ведь мы не являемся членами НАТО и мы не можем знать всех документов НАТО. А в рамках политического процесса, дипломатических отношений мы, конечно, не будем слышать в свой адрес острых оценок или требований. Альянс исходит из того, что этот вопрос принадлежит к двухсторонним отношениям Украины и России. Отношения между ними достаточно развиты, чтобы мы нашли какие-то подходы для решения этой проблемы. Но моя личная позиция не совпадает с той, о которой вы упомянули. Я считаю, что пребывание ЧФ на территории Украины несовместимо с намерениями Украины интегрироваться в Альянс в ближайшее время. Это два процесса, которые должны проводиться параллельно: и подготовка к ситуации после 2017 года должна быть нацелена именно на реализацию украинского интереса уже с учетом стремления Украины стать членом НАТО.
— Как нынешняя ситуация с ЧФ может сказаться на отношениях с Россией в целом?
— Позиция Украины справедлива. Она базируется на существующих документах и на преданности международному праву. Чтобы избежать какого-либо обострения в отношениях, нужно уже сейчас организовать процесс, который бы ставил целью позитивное для Украины решение проблем.
Выпуск газеты №:
№71, (2005)Section
День Планеты