Перейти к основному содержанию

Рыцари куклы

04 февраля, 20:53
СПРЯТАВ ДАЖЕ СВОИ ЛИЦА ПОД ЧЕРНОЙ ТКАНЬЮ, АКТЕРЫ БУНРАКУ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ТЕНИ КУКЛЫ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Актеров традиционного японского театра Бунраку как-то неудобно называть кукловодами: это кукла ведет их непростым путем служения старинному искусству. На днях мастера Бунраку дали спектакль в театре Франко и провели мастер-класс для своих украинских коллег в Киевском театре марионеток.

Школа Бунраку начала зарождаться в Японии еще в XVI— XVII веках, и вот уже несколько сотен лет ее каноны остаются неизменными. Каждую куклу ведут три актера: один управляет ее ногами, второй — левой рукой, а третий, самый опытный — правой рукой и головой. Сначала внимание зрителей приковано к молчаливым мужским фигурам, с головы до ног закутанным в черное. Но уже через несколько минут публика следит только за движениями куклы. Кукла Бунраку — это и дух седой древности в традиционной изысканной одежде, и предок современных технических чудес Японии. Герои этого театра умеют двигать пальцами, моргать, показывать язык, а также превращаться, например, из прекрасной дамы в отвратительную старую ведьму. Но, конечно, только мастерство актеров способно вдохнуть душу в движения совершенной куклы.

Представление сопровождает аккомпанемент традиционного струнного инструмента — сямисэна, звуки которого напоминают и резкие птичьи крики, и накрапывание дождя, а текст читает рассказчик — таю. Сценарий пьесы, написанной триста лет назад, остается неизменным до нашего времени — так же, как и язык представления. Как рассказал на мастер-классе таю Цукоматаю Такемото, самое сложное в его работе — «как можно лучше сохранить старинное представление, но в то же время донести его содержание до современного зрителя, который иногда может совсем не понимать архаического языка». Таю имеют свои правила — как озвучивать женщин, стариков, детей. Их работа требует совершенного владения голосом: чего только стоит «смех самурая», похожий то ли на рычание, то ли на скуление, то ли на рыдание. Наверное, поэтому сегодня на всю Японию насчитывается всего 27 таю. Хотя это искусство подхватывает и новое поколение: как отметил Цукоматаю Такемото, самому младшему рассказчику Бунраку немногим более 20 лет.

Репертуар театра можно разделить на две категории: рассказы об исторических событиях и о жизни горожан эпохи Эдо (1600—1868). Часто сюжеты очень трагические — скажем, история девушки, которая ради спасения любимого жертвует собственной жизнью. Мастера Бунраку стремятся, чтобы их грустные представления сделали зрителей чище. Поэтому кукольный театр нуждается в неравнодушной публике и воспитывает зрителей — взрослых, не потерявших способности поплакать над страданиями кукол.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать