На грани геноцида
Христианский и исламский Судан в поисках мираПравительство Судана и поддерживавшие его боевики систематически жестоко обращались с мирными жителями Дарфура, и ответственные за это должны быть наказаны Международным уголовным судом, говорится в опубликованном докладе комиссии ООН. Комиссия пришла к выводу, что суданское правительство не проводило политику геноцида, однако оно и боевики, действовавшие при его молчаливом одобрении, виновны в жестоком обращении с мирным населением — пытках, изнасилованиях, убийствах. Комиссия рекомендовала Совету Безопасности ООН немедленно передать дело о ситуации в Дарфуре на рассмотрение Международного уголовного суда — первого в мире международного трибунала по военным преступлениям.
Сейчас можно говорить о том, что один из наиболее разрушительных, продолжительных и жестоких конфликтов на планете, возможно, наконец имеет шанс завершиться. После двадцати двух лет военного противостояния и двух миллионов смертей исламское правительство подписало мирный договор с повстанцами Юга.
В Южном Судане по сути проходит линия столкновения арабской и черной Африки. Руководство страны начало активно вводить ислам после государственного переворота 1989 года, когда к власти пришла происламская военная хунта во главе с Омаром Хасаном Ахмадом аль-Баширом. Мусульманский Север и христианский Юг не могли найти между собой общий язык фактически с первого дня провозглашения независимости страны. Однако эти отношения переросли в полномасштабную гражданскую войну, когда тогдашний президент Судана Джафар аль-Нимейри решил силовыми методами превратить Судан в исламское государство. Нынешние суданские власти, похоже, пошли намного дальше аль- Нимейри. Исламское государство практически было построено. Законы шариата более десятилетия назад были распространены на все население страны, не исключая и христиан. Но несмотря на религиозные притеснения, повстанцы из Народно-освободительной армии Судана (SPLA) добились поразительных результатов в противостоянии власти.
Повстанцы Юга давно требовали от эмиссаров президента Омара аль-Башира признать их право на разделение Судана по конфессиональному принципу: Север — для мусульман арабского происхождения, Юг — негроидному населению, которое исповедует христианство. Представители церкви в Судане считают, что в стране, где проживают миллионы христиан, быть христианином — не жизнь, а выживание. Христианские семьи чаще всего могут сказать — кто же следующий в очереди уйти из жизни? И они каждый вечер благодарят Бога, что могут собраться вместе.
Почему-то христианский мир все эти годы стыдливо закрывал глаза на то, что в Судане молодых девушек-христианок насилуют солдаты, мужчин убивают, детей и женщин забирают в рабство, а церкви, школы и больницы сжигают. Гонения христиан в Судане продолжаются с середины 50-х годов прошлого века, с небольшим перерывом в 70-х годах. В 1983 году, когда исламское правительство пришло к власти, были внесены изменения в конституцию страны, которая стала основываться на исламских законах. И тогда же официально была провозглашена священная война — джихад против неверных.
Судан, который по территории занимает первое место в Африке (его площадь 2,5 млн. кв. км) превратился в арену жестокого противостояния в 1983 году, когда Народно-освободительная армия Судана подняла восстание в южных провинциях.
Однако времена меняются. Прежний радикализм сменяет прагматический расчет. Но важнейшим фактором, определившим нынешнюю договоренность о мире, стал нефтяной. Богатые залежи нефти, найденные в Судане, были выявлены именно в районах вооруженных столкновений правительственных войск и Народно- освободительной армии. Правительство без предупреждения начало выселять десятки тысяч крестьян из их домов, граничивших с зоной «нефтяного пояса». Что не могли не отметить правозащитники в разных странах мира, развернувшие громкую кампанию против геноцида. Так что именно в этом общем контексте стоит рассматривать историческое для Судана соглашение о прекращении гражданской войны. Власть пошла на беспрецедентные уступки, которых более двух десятилетий добивались повстанцы во главе со своим лидером Джоном Гарангом.
Наиболее серьезный вызов продвижению к миру на Юге является продолжение издевательств над мирным населением в Западной области Судана Дарфуре. Спонсоры процесса разрядки между Севером и Югом надеются, что политическая стабилизация между этими регионами страны даст возможность умиротворить и Дарфур. Одним из факторов вооруженного сопротивления на Западе стало опасение того, что жители Севера и Юга отрежут от ресурсов страны жителей западного региона, и, возможно, что предложение для них участвовать в новом правительстве национального единства могло бы перечеркнуть их прежние опасения.
Для достижения мира в Дарфуре необходимо развернуть полицейские или военные силы, чтобы дать этим людям шанс вернуться в их сожженные села. Но, понятно, что поставщиком таких миротворческих сил ни в коем случае не может быть правительство Судана, которому его жертвы не доверяют по вполне очевидным причинам. Между тем, у подобной акции нет шансов, в случае если суданское правительство не согласится на нее. Понадобилось дипломатическое давление, чтобы подтолкнуть Судан к переговорам с жителями Юга страны. Очевидно, что и в случае западного региона подобное давление понадобится снова. Но это произойдет только в том случае, если суданское правительство будет поставлено перед фактом, что международное признание и инвестиции в страну станут возможными только в случае урегулирования ситуации на Западе.
Ситуация в Дарфуре только ухудшается. Суданское правительство просто игнорирует решение Совета Безопасности ООН, которое требует разоружения, ареста и судебного преследования арабской милиции «Джанджавид», ответственной за совершение наибольших злодеяний в регионе. Наоборот, практикуется привлечение этой милиции для участия в совместных военных действиях. Безнаказанность продолжает доминировать в Дарфуре, в течение последних двух месяцев не прослеживалось никаких признаков правительственных действий по аресту и преданию суду лидеров «Джанджавид» согласно повторным запросам Совета Безопасности ООН. Таким образом, заключение соглашения между Севером и Югом еще отнюдь не является завершением нерешенного конфликта в Судане. Без решения вопроса гуманитарного кризиса в Дарфуре вообще невозможно говорить о прекращении насилия со стороны суданского правительства. Уже два года, как война опустошает Запад Судана. Очевидно, что противостояние между африканскими крестьянами и арабскими кочевниками в действительности является жестокой кампанией со стороны тоталитарного режима, который, пользуясь слабой реакцией западных стран, содействует расширению конфликта.
Выпуск газеты №:
№17, (2005)Section
День Планеты