Перейти к основному содержанию

Бойкот референдума

Македонцы прислушались к призывам НАТО и ЕС
12 ноября, 19:42

На этой неделе на Балканах «топ-темой» был сорванный референдум в Македонии. На нем жители страны должны были решить: предоставлять или лишить албанское национальное меньшинство расширенных прав на территориях компактного проживания. Правительство Македонии, Евросоюз и НАТО предложили бойкотировать этот плебисцит, чтобы он был признан несостоявшимся. Организаторы референдума (правые партии националистического толка) пытались лишить албанцев прав, которые они получили в результате договоренностей 2001 года. Это могло бы привести к новой эскалации напряженности. Македонцы прислушались к призывам со стороны Запада и проигнорировали референдум. Таким образом, Скопье не будет отменять «Закон о территориальной организации локального самоуправления в Республике Македония».

Этот документ, принятый македонским парламентом 16 августа 2004 года, вывел в свое время на улицы тысячи людей, протестовавших против «развала», как они считали, страны, ее разделения на этнические (македонские и албанские) регионы. Стотысячные (по оценке оппозиции) ночные демонстрации, угрозы македонского населения, преимущественно албанских по составу регионов, массово покинуть свои дома и превратиться в беженцев, жесткие дискуссии в парламенте и, наконец, 150 тысяч подписей, собранных оппозицией в поддержку проведения референдума — все это давало серьезные основания для беспокойства за будущее этого региона Балкан, угрожая подорвать хрупкий мир очередным межнациональным конфликтом.

Тем не менее проведение реформы было неизбежным. И, как оказалось, подавляющее большинство населения Македонии это хорошо понимает. К изменениям македонское общество двигалось последние три года своей мирной послевоенной жизни. Тогда, в 2001 году, когда война в соседнем Косово перешла границу и перекинулась на доселе мирную Македонию, главным требованием албанских боевиков, которым они прикрывали свою агрессию против соседнего государства, было предоставление албанскому меньшинству широких политико-социальных прав. В течение всех семи месяцев вооруженного противостояния под патронатом международных организаций велись мирные переговоры. Их результатом стало подписание Охридского мирного соглашения. Реализацией этого соглашения и стало принятие вышеупомянутого закона, которым македонская власть не только ввела новое территориальное разделение, уменьшив количество муниципалитетов (укрупнение районов приводит к увеличению административных территорий, где албанцы будут составлять значительный процент населения), но и предоставила албанскому меньшинству расширенную автономию с правом на самоуправление и официальный статус их языка в областях, где их количество составляет не менее 20% населения. Двуязычной придется стать даже столице Македонии — Скопье. Если раньше в Македонии было 123 так называемых «општины» (района), то отныне их количество уменьшится до 84, причем 16 из них, преимущественно на западе страны, окажутся под контролем албанцев, которые, кстати, составляют около 25% населения.

Идея создать из Македонии нечто наподобие Швейцарии с ее кантонами выглядит довольно-таки необычно для Балкан, где разнообразные идеи «великих» наций — будь то «Великой Сербии» или «Великой Албании» — и до сих пор являются частью реальной политики. Но мировое сообщество с этим настойчиво и терпеливо борется. Иногда терпя неудачи, как на недавних местных выборах в Косово, где ошеломляющую победу получили партии, выступающие за отделение региона от Сербии и полную независимость. А иногда, как в Македонии, — успешно.

Но для многих и, в первую очередь, — для оппозиции, провал референдума стал полной неожиданностью. То, что албанцы бойкотируют его проведение, было известно заранее. Но в отношении македонцев такой уверенности не было. В результате, из 1,7 млн. граждан с правом голоса на участки пришло только 436 тысяч человек, что составляет 26,24% населения. Из них за отмену закона проголосовали 410 тысяч человек, а против — около 20 тысяч. В соответствии с законодательством страны, чтобы результаты референдума были признаны легитимными, в нем должны принять участие не менее 800 тысяч граждан, то есть половина электората.

Организаторы референдума, в частности оппозиционная Всемакедонская революционная организация — Демократическая партия Македонии национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) и Всемирный македонский конгресс — уже обвинили власть в нарушениях демократичности процедуры голосования, заявив, что во многих районах участки вообще не были открыты. Следует признать — немало повлиял на бойкотирование македонцами референдума неожиданный и решительный шаг американской дипломатии. В четверг США приняли принципиальное для молодой страны решение, — признать за ней право называться ее собственным именем — Македония. До сих пор единственной страной, признававшей это название, была Турция, что было продиктовано напряженными отношениями этого государства с Грецией. Как известно, в 1991 году, после распада Югославии, Греция выступила с категорическим протестом против намерения своего нового соседа взять название, идентичное названию области Греции, опасаясь косвенно спровоцировать территориальные претензии Скопье в будущем. И даже ввела тогда экономическое эмбарго против Македонии. Дискуссии по этому вопросу, при посредничестве ООН, безрезультатно продолжались более 10 лет, а славянская страна тем временем вынуждена была именовать себя «Бывшей республикой Югославии Македонией», что воспринималось как унижение. Министр иностранных дел Греции уже высказал по поводу решения США официальный протест послу этой страны и даже отменил свой визит на саммит ООН в Брюсселе, «чтобы разобраться в этом вопросе». В самой Македонии это событие праздновали всю ночь, специально позволив барам работать круглосуточно. И в этом оппозиция также обвинила правительство, увидев в этом разрешении злой умысел. Дескать, македонцы будут утомлены празднованием и утром не смогут прийти на участки. Возможно и так. Но вероятнее другое. Неоднократно различные высокие должностные лица НАТО, ЕС, США отмечали, что отмена реформы серьезно поставит под угрозу перспективы вступления Македонии в НАТО и ЕС.

С подобным заявлением выступил накануне голосования Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, отметив, что «стабильность для Македонии — верная дорога в НАТО», а для этого необходимо провести реформу по децентрализации власти. Экономические выгоды в реформировании увидел американский посол Лоренс Батлер. О том, что путь Македонии в ЕС лежит через предоставление албанскому меньшинству самоуправления, что соответствует европейским демократическим стандартам, напомнил британский министр по европейским вопросам Дэннис Мекшейн.

И македонцы почти единодушно предпочли евроатлантическую интеграцию, поверив обещаниям своих союзников. Представители ЕС, ОБСЕ, НАТО и США в Македонии уже поздравили население страны с таким решением. «Результат референдума, прошедшего в воскресенье, ясно продемонстрировал, что граждане избрали дорогу на интеграцию в евроатлантические структуры», — говорится в их совместном заявлении. Правда, в то же время послы напоминают, что решение этнического вопроса — это еще не все. Необходимо также реформирование судебной системы, борьба с коррупцией и обновление экономики.

Официальный Брюссель также поздравил Македонию. Верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана в своем заявлении по этому поводу отметил, что бойкотировав референдум, граждане Македонии тем самым избрали курс на вступление в Европейский Союз. В среду в Охриде была подписана декларация между лидерами партий, в том числе и партий национальных меньшинств, в которой разные политические силы высказали свое «стремление и твердую решимость и дальше двигаться в направлении развития стабильности, демократии, межэтнической толерантности и интеграции в ЕС и НАТО». Премьер-министр Македонии Хари Костов уже обратился к нации, сказав, в частности, следующее: «Нет победителей, как нет и побежденных. На референдуме победила Республика Македония». Но окончательно это станет понятно только в случае вступления страны в НАТО и ЕС. Македонцы для этого, кажется, делают все — возможное и невозможное. Ирина ПАВЛЕНКО, старший консультант Национального института стратегических исследований, кандидат исторических наук

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать