Перейти к основному содержанию

Гармонии пограничья

Украинские композиторы и музыканты успешно выступили на представительном международном фестивале
26 декабря, 00:00

У польского ежегодного форума «Личность пограничья» хронологически недавняя история. Однако за несколько лет существования этот форум добился бесспорного признания в международной арт-среде. Причиной тому — оригинальнейшая идея пограничья: по сути, речь идет о своего рода сакральной географии, соединяющей в одном пространстве-времени светское искусство и духовное, эзотерическое измерение.

Местечко Сейн интересно своим расположением — у самого пересечения границ Польши, Беларуси и Литвы. Этот край — настоящий сад конфессий. На небольшой территории соседствуют православные церкви, синагоги, католические храмы. История пестрит печальными примерами, когда такое соседство приводило к жесточайшим раздорам. Однако в Сейне энергию религиозного разноголосья использовали совершенно уникальным образом. Ведь момент пересечения границы, понимания или отталкивания от Другого (человека, народа, верования и т. д.) является краеугольным для искусства, в том числе искусства музыкального. Вот на этой идее понимания и пересечения (очень современной, кстати — достаточно вспомнить концепцию «трансавангарда», развиваемую западными интеллектуалами) и построена «Личность пограничья». Еще один впечатляющий ход — исполнение совпадающих программ в разных помещениях, — костелах, церквях, синагогах. Такое пересечение границ дает возможность составить уникально богатую картину из множества духовных и эмоциональных оттенков, которыми музыка и храмы наполняют друг друга.

Фестиваль носит «именной» характер, то есть — каждый год посвящен конкретной выдающейся персоне, которая, по мнению устроителей, существует на границе, постоянно преодолевая ее. В этом году «персоной пограничья» был избран великий композитор Арво Пярт.

Выбор — как нельзя более точный. Удивительны талант, сила духа и толерантность этого человека. Пярт — эстонец, протестант, перешедший в православие, при этом пишет великолепные произведения для католиков. Его жена — еврейка, дети — баптисты. И это не просто дань политкорректности — но умение создавать вокруг себя атмосферу, в которой, действительно, отменяются сковывающие условности, рушатся ненужные барьеры. Именно поэтому, как представляется, Пярт и стал тем, кем стал — выдающимся композитором, чьи сочинения играют лучшие исполнители по всему миру. Он и в жизни своей преодолевал даже границы, казалось, предписанные ему судьбой. Начав еще в СССР, в 60-х, как очень своеобразный авангардный композитор, вытесненный из страны академическими мракобесами, через тяжелую болезнь и творческий кризис он сумел как бы заново создать себя.

Организаторы, впрочем, не ограничились лишь одним именем. В Сейне высадился впечатляющий десант мастеров: достаточно лишь назвать всемирно известный вокальный ансамбль «Хиллард», великолепную британскую певицу Джоан Лунн, органиста Кристофера Боуерса-Бродбента, молодого немецкого дирижера Андераса Келлера, создающего вокруг себя каждый раз заново прекрасные оркестры. Еще одно событие, которое нельзя не отметить — визит фотографа Роберта Мазотти, истинного летописца композиторского искусства, близко знакомого не только с Пяртом, но и с многими иными живыми классиками, оформителя дисков фирмы «ЕСМ», которая выпустила все мало-мальски интересное в современной серьезной музыке. Цикл фотографий партитур Пярта, сделанных Мазотти, смотрелся как выставка шедевров нотной графики.

Поэтому можно понять, какой честью и признанием для украинской композиторской школы было приглашение на «Личность пограничья» — лично от самого Пярта — трех украинских композиторов — Виктории Полевой, Богдана Сегина и Александра Щетинского. Ценность такого приглашения особенно возрастает, если учесть, что произведения мастера, исполняемые на фестивале, вступали в своего рода диалоги с опусами Моцарта или Белы Бартока. Впрочем, наши сочинители выглядели в этой компании достойно. «Помилуй меня Боже» и «Триптих для хора а капелла» Полевой (ее вокально-хоровые опусы — это, вообще, особая статья даже в богатом композиторскими талантами Киеве), «Блажен муж» Сегина, «Латинская литургия для хора и органа» Щетинского блестяще прозвучали также благодаря исполнению Львовского хора «Глория» (дирижер — Владимир Сивохип). Причем — прозвучали и в Белой синагоге, и в Базилике Сейна.

Одним словом, нашим талантам удалось легко — с первого же раза — преодолеть границу между Украиной и современной Европой. Или, если угодно, воссоединить первую со второй. То есть сделать то, о чем безрезультатно говорят не только отечественные политики, но и многие коллеги по художественному цеху.

Собственно, вывод не нов. Каждый истинно творческий, одаренный человек уже находится на пограничье, и имеет в себе силу и голос обратиться ко всем Другим — на другой стороне, и тем самым перешагнуть непреодолимую, казалось бы, дистанцию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать