Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ренессанс своими руками

Жители пострадавших от аварии на ЧАЭС регионов начинают самоорганизовываться
19 ноября, 00:00

Сотрудники проектов, работающие с пострадавшими от аварии на ЧАЭС регионами, утверждают, что их население постепенно избавляется от синдрома жертвы: если раньше им был свойственен образ человека с протянутой рукой (которому все вокруг должны, и в первую очередь — государство и мировое сообщество), то теперь они рассчитывают в большей степени на себя. Устав от роли вечного просителя, ожидающего полагающегося ему по праву, население принялось, как модно сейчас говорить, самоорганизовываться.

Конечно, не абсолютно все и далеко не везде. Благодаря Чернобыльской программе возрождения и развития ПРООН (она охватывает села Киевской, Житомирской и Черниговской областей) первые ласточки появились в Неданчичах, что на Черниговщине. Село относится к так называемой третьей зоне радиоактивной загрязненности. После аварии на ЧАЭС жителей этого региона решили не подвергать обязательному отселению, однако запрет на строительство инфраструктуры здесь появился. В результате сельские жители так и не дождались благ цивилизации, и уже уложенные в землю трубы оказались похороненными.

Год назад в Неданчичах образовалась первая громада. Сельчане, особо не мудрствуя, назвали ее «Возрождением» — что в полной мере соответствовало их чаяниям и устремлениям. Неданчичи — это центр сельского совета, в который входят восемь сел. Занимаются здесь в основном разведением коров и свиней, поскольку почва здесь преимущественно не плодородная.

Когда возникла идея объединиться в громаду, мало кто остался в стороне. 169 дворов исправно платят по две гривни в месяц — в общую кассу. Хотя поначалу местные жители все же сопротивлялись: мол, почему я? Государство поможет. Однако разговоры эти быстренько прервались — как только обозначилось место приложения капитала. Да и любителей выждать, пока проблема решится за счет соседа, резко поубавилось, когда было объявлено: раз ты не член громады, а водопровод в доме хочешь — подключайся, пожалуйста, только сначала выложи копеечек в несколько раз поболе. И в громаду вступить можешь, когда захочешь, только уплати все набежавшие за это время взносы. Потому как нянчить дитя свое с пеленок надо, а не когда оно уже своих нарожало.

Начинали сельчане с самого простого — что по силам было, то есть с водопровода. «Всем миром налегли, — хвастаются теперь мужики. — Трансформатор раскуроченный восстановили, столбы с насосами поставили. А знаете, какая у нас вода? Самотеком идет! С глубины 216 метров. Мы уж и позабыли, что такое колодцы. А посмотрите: хоть бы гайку кто свинтил. Нет! Потому что свое, своими руками сделано».

Взялись в Неданчичах и за школьную мастерскую. «Была она у нас, — рассказывает председатель совета Александра Пигарь, — с проваленной крышей и выгнившими полами. Подумали мы и решили: лучше уж приспособить под нее сарай напротив». Вся деревня подалась в строители. Сами бревна пилили, котел устанавливали. Лишь станки ставили приезжие специалисты, чтобы их подключить по всем правилам безопасности. В итоге получилось очень даже симпатично: внутри вкусно пахнет свежим деревом, светло и уютно. А над входом — обязательная подкова. На счастье. Правда, стоит в мастерской «памятник недоверия громаде», как смеясь назвал печку региональный куратор Чернобыльской программы возрождения и развития ПРООН Олег Акушевич. Котел котлом, а вдруг да и не будет обещанного газа... Как печку не оставить?

Как-то приехали в Неданчичи активисты одного из сел Черниговской области — Замглая. У себя в Замглае, как рассказывает Наталья Красковская (замглавы громады «ТЭМП» — «Талантливого, эрудированного молодого поколения»), — они проснулись первыми. Дело нашлось каждому: кто местным клубом занялся, кто задумался над утилизацией мусора. Вначале тяжело было привычное сознание переломить. Многие замглаевцы говорили: «Двести лет мне ваши затеи нужны... Тут бы свое решить...»

Свое — это воз и немаленькая тележка проблем. Замглай создавался как типичный поселок- спутник: возле торфобрикетного завода. И пока тот работал, поселок стремительно развивался. Лет двадцать назад жить здесь было престижно, квартиру получить сложно, а по благоустройству Замглай был признан лучшим в Союзе. Но торф кончился слишком быстро, не за сто лет, а за вдвое меньший срок. Теперь весь поселок стоит на бирже. За пять лет простоя ниши, из которых вычерпывали торф, заполнились водой.

При тотальной сырости в Замглае к тому же отсутствует отопление. Есть здесь старый котел, от которого раньше обогревались, но очень уж неэкономичен, и население не в состоянии проплачивать все затраты. Со строительством нового котла, как тут говорят, Киев затянул. Хотя документы были готовы еще в прошлом году, за работу взялись только сейчас.

Однажды привезли прооновцы сюда швейцарцев. Прочувствовав на себе «бодрящий» эффект холода, они выделили грант в десять тысяч гривен на котельную в фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Это помимо того, что на его ремонт дали около двенадцати тысяч гривен. В ФАПе уже сняли полы, стены с крышей отремонтировали. Для перепланировки подкупили кирпича, сантехники. «Доноры вроде обещали еще ингаляторы и инструментарий для медпункта», — рассказывает глава сельского совета Александр Красковский.

...Словом, шевелиться надо, говорят жители этих сел Черниговской области.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать