Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Дегенерализация» армии

27 февраля, 00:00

Министерство обороны Украины, судя по всему, созрело и в недалеком будущем произведет ряд новаций в кадровой политике. Во всяком случае, говорить о качественно-количественных соотношениях в офи церском составе (звание — должность, выслуга — звание, выслуга — должность, компетентность — должность, старшие офицеры — младшие о фицеры и т. д.), а также о несоответствии этих соотношений усредненным стандартам НАТО в ведомстве стали активнее. В понедельник на брифинге начальника Главного управления кадровой политики, генерал-лейтенанта Николая Нещадима подтвердилось, что кадровые планы Минобороны на ближайшие несколько лет вполне конкретные. То есть — не менее наполеоновские, чем и сама стратегическая задача, — закончить реформирование до 2010 года созданием относительно небольшой, современной и боеспособной армии образца государств Альянса.

Прежде всего до 2010 года предполагают сократить число служащих офицеров до 30 000 человек (или в 2,4 раза), а соотношение из расчета на рядовых и сержантов (на текущий момент — один офицер на 3,7 солдата), вывести на показатель один к пяти. Пик «уплотнения» запланирован на ближайшие два-три года (в 2003-м — «минус» 11 500 офицеров, в 2004-м — «минус» 9 250 и в 2005-м — «минус» 8 400). Масштабы и темпы реформирования, таким образом, заявлены не шуточные. И это, учитывая разговоры о кардинальном сокращении финансовых выплат офицерам «за выслугу лет» в конце прошлого года, не может не смущать.

Н. Нещадим сказал, что с бюджетным обеспечением реформ все будто бы в порядке. Однако, отвечая на вопрос «Дня», признал, что в октябре-декабре масса офицеров изъявили желание покинуть ряды ВСУ именно в связи с возможными изменениями в Законе «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей». «Никаких изменений не произошло», — подчеркнул он беспочвенность офицерских опасений и сказал, что Конституция не позволяет государству решать финансовые трудности за счет своих граждан. Идея, безусловно, примечательная. Особенно, если верить источникам из профильного комитета Верховной Рады: без пугающих офицеров изменений в законодательство (снижение выходного пособия) сократить их численность вряд ли удастся. А также, если судить по опыту сокращения выплат «за выслугу» во времена премьерства Ющенко. Изменения, кстати, в данный момент находятся на рассмотрении Верховной Рады, но что они, собственно, будут менять, пока неизвестно.

А вот в Министерстве обороны менять собираются не только количество, но и саму структуру офицерского состава. Так, если принять за 100% нынешнее общее число офицеров, то на сегодняшний день в ВСУ служат: 23,41% — лейтенантов (в странах НАТО — 36,43%); 28,63% — капитанов; 24,25% — майоров; 14,77% — подполковников и 8,19% — полковников. Приведенное процентное распределение плохо не только тем, что в Украине на уровне «лейтенант- капитан» нарушена пирамидальная структура управления, а удельный вес полковников и подполковников оказывается гораздо большим, чем в армиях Альянса (там соответственно 4,39 и 11,62%). На практике избыток старших офицеров приводит к «застою кадров» и так называемым «тупиковым должностям» (после которых повышение в звании не сопровождается повышением в должности). Что соответственным образом, негативно отражается на материальной и социальной мотивации к карьере офицера.

«Первые два-три года будут особенно динамичными и в этом плане», — пообещал Н. Нещадим. Если коротко, то, «изучая опыт стран Запада», в Министерстве обороны вышли на простую концепцию: увеличить срок пребывания в офицерском звании (в среднем — на полтора года) и таким образом повлиять на будущую динамику должностных ротаций, а также граничный возраст присвоения очередного воинского звания. Это, по сути, означает не что иное, как управление карьерой офицера в ручном режиме. И если вопрос целесообразности тут очевиден (увеличив минимальный срок выслуги на каждой ступеньке вертикали: лейтенант — капитан — майор — подполковник — полковник, вполне можно ожидать автоматического сокращения числа полковников), то реально подобные меры вряд ли исправят ситуацию с должностями, назначение на которые и сейчас зависит не только от звания.

В общем и целом сам факт, что кадровые преобразования в украинской армии в очередной раз были объявлены без соответственного финансового анализа, весьма неоднозначен. С одной стороны — начинания Минобороны можно приветствовать (особенно двадцатипроцентное сокращение генеральских должностей в этом году). С другой — без четко определенных источников финансирования любые разговоры о социальных гарантиях для военнослужащих не имеют смысла. Равно как и о ротации должностей и повышениях в звании — без соответственного повышения зарплаты военным...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать