Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ОСАДКИ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

«...И — о погоде»
09 августа, 00:00
«Я часто слушаю украинское радио, чаще, чем ТВ. Однако прогнозы погоды очень общи (восток-запад). А главное — в них отсутствуют температурные значения для крупных городов Украины, кроме одного Киева. Почему?

Между тем российское радио регулярно, каждый час, сообщает температуру не только в Москве и Санкт- Петербурге, но и во многих городах России. Гражданам Украины должно быть просто обидно, что ее бывший «старший брат» — Россия — сообщает погоду «по-европейски» (был в Германии, Англии — там погодная информация всесторонняя), а у нас по-прежнему по-азиатски .
В. Невчук, Харьков»


Главное в информационных вы пусках — новости, в прогнозе же погоды — все- таки прогноз. Нас интересует близкое, чтобы знать, что одеть завтра. Нас интересует отдаленное — как спланировать уик-энд. Мы просто планируем — как провести отпуск. Фермеров интересуют виды на урожай, вернее, как его защитить от непогоды. Поэтому, что именно несут циклоны и где именно проходит их фронт с антициклонами — это для них необходимая информация. Астматикам и гипертоникам нужно знать все об атмосферном давлении. Киевляне невнимательны к погоде в регионах, жители областей про себя отмечают, что все-таки столичная погода всегда «просчитывается» точней. Наши требования к новостям о погоде высоки: в отличие от министров и депутатов, постановлений и решений, спектаклей и выставок она нас «достает» ежеминутно. Поэтому, какая именно информация будет считаться полноценной или, как говорит наш читатель — европейской, трудно найти оптимальный вариант. Каждый канал решает эту проблему по-своему. Готов ли сам зритель разобраться в причинах и следствиях происходящего в небесах — или ему достаточно слепо доверять выводам метеорологов? Обычно отечественные информационщики отдают предпочтение последнему — полуфабрикатному варианту, который можно украсить на свой вкус — и зритель ваш. Чтобы убедиться в этом — достаточно внимательно посмотреть, как «работают» с прогнозом наши телевизионщики. Об этом — в спецобзоре и интервью «Дня».

«...И — о погоде»

Прогноз погоды на наших телеэкранах теперь можно узнать чуть ли не каждый час. К нашим услугам целые «виртуальные студии» и улыбчивые ведущие, готовые предоставить информацию о погоде, сдобренную разнообразной полезной информацией. Как, например, на Первом национальном, где Елена Мациевская вам увлеченно расскажет об очередном церковном празднике или живописном уголке Украины. Нужна ли такая информация в одном из самых консервативных по форме видов телевизионной продукции — вопрос спорный. Но факт, что такая тенденция, заимствованная у Запада, тоже имеет право на существование. Достаточно вспомнить знаменитый фильм «Близко к сердцу» с Мишель Пфайфер, где головокружительную карьеру ведущей новостей ее героиня начинала с прогноза погоды. Творческий подход к такому процессу как банальная начитка городов и температур стимулирует как творческий рост (достаточно вспомнить заигравших новыми гранями Руслану Пысанку и Ольгу Буру), так и, по большому счету, со временем определяет лицо канала. Например, «Новый» уже сложно представить без Геннадия Попенко, чья фирменная, почти голливудская улыбка стала одной из «фишек» телеканала. Кстати, в их варианте «Прогноза погоды» существует и интересная новинка. Помимо погоды в столицах регионов, в каждом выпуске дается и информация по одному из районных центров. Одной из первых в «незалежном» эфире появилась «Мыколына погода» (ICTV). Аляповатый и не всегда нравящийся зрителям, Мыкола берет другим. Он может выйти в эфир в огромных игрушечных очках, пожонглировать «тучами» и вообще выкинуть что-нибудь этакое. В общем, пытается сделать шоу.

В одном из писем, пришедших в редакцию «Дня», наш читатель жаловался, что метеосводки подаются слишком обобщенно (по принципу Запад — Восток). И действительно, за вычурно-дорогими «виртуальными студиями» порой информативности не так уж много. Но, по большому счету, это нормальный процесс для «рыночного» телевидения. В пять минут эфира, помимо непосредственно сведений о температуре, ведущий должен еще вставить N-ное количество рекламных объявлений, да еще связать их с контекстом передачи. Наиболее удачно это получается делать у «интеровской» команды. Руслана Пысанка, а под ее чутким руководством и Алексей Дивеев-Церковный, говорят об этом ненавязчиво.

Желание СТБ сделать новости погоды полезными нашло отражение в самом названии. «Полезная погода» уже успела полюбиться зрителям. Но теперь она исчезла из эфира. Как сообщили «Дню» в пресс-службе телеканала, это связано с окончанием срока контракта между каналом и авторами программы. Впрочем, с нового телевизионного сезона «СТБ» планирует выпускать новый вариант прогноза погоды, который, по их уверениям, будет также интересен и познавателен.

Не осталась на наших телеэкранах задушевная фраза «И о погоде», зато появилась конкуренция в ее изложении, новые формы подачи, журналисты, ставшие популярными благодаря ей. В общем, вечно актуальная тема находит новые пути проявления.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ

Идеала пока нет

«День» обратился к главному метеорологу страны, руководителю Украинского гидрометеорологического центра Николаю КУЛЬБИДЕ, чтобы узнать, насколько он как специалист удовлетворен тем, как подают прогноз погоды отечественные телеканалы.

— Николай Иванович, как по- вашему, получают ли телезрители необходимую информацию по погоде на завтра?

— В целом, да. Мы составляем прогнозы погоды как по территории Украины в целом, так и по отдельным регионам, а также по Киеву и области. Некоторые каналы передают нашу информацию о погоде в Европе. Кроме того, мы готовим специальные сообщения о резком изменении погоды, даем тенденцию ее развития на несколько дней вперед. (Правда, информация о движениях воздушных масс с прогнозом на несколько дней вперед не пользуется большим спросом). Считаю, что мы передаем достаточно информации, и она должна удовлетворять нашего зрителя. Хотя, конечно, каждый канал подает ее по- разному. Наш Гидрометеоцентр осуществляет только информационное обеспечение телеканалов, и мы не вправе как-то влиять на форму подачи нашей информации. Тут для нас главное — ее точность.

— По каким каналам вам интересней всего смотреть прогноз погоды?

— Интер и «1+1». На мой взгляд, они наиболее полно используют нашу информацию. Уточню: Украинский гидрометеоцентр обеспечивает своим прогнозом УТ-1, Интер, «1+1», агенстство «Вікна» (ТЕТ), а также Тонис и Ютар. Не обслуживаются нами Новый канал, СТБ и ICTV.

— В чем могут конкурировать наши передачи с зарубежными программами о погоде?

— Из зарубежных программ, которые можно смотреть в Украине — это CNN и некоторые российские. Находясь в командировках за рубежом, я смотрел французские, английские, шведские, чешские, австрийские программы. Они все построены примерно так же, как у нас. Единственное отличие, на мой взгляд, — это техническое оснащение телеканалов, которое по всем меркам в западных странах гораздо лучше нашего. Такое оборудование позволяет представлять более качественно видео-прогноз. Ведь слово, даже очень удачное и точное, не всегда «слышно» с экрана. Его «услышат», когда оно обретет определенную изобразительную форму, когда оно будет наглядно. У нас, к сожалению, почти все каналы страдают отсутствием специальных программных технических комплексов, которые готовят информацию для показа прогноза по телевидению. В Европе на сегодняшний день разработано несколько таких систем. В чем мы можем с ней конкурировать? В принципе, подача информации у нас одинаковая. Поэтому здесь не столько о конкуренции может идти речь, сколько об удовлетворении зрителя полученными сведениями. В США есть телеканалы, где круглосуточно поступает информация о погоде во всех регионах страны. Для нас это пока далекое будущее, но, очевидно, спрос на такие новости у нас есть — при чем каждую минуту. Эту нишу пока пытается занять Интернет.

Хотелось бы доводить до населения сверхкраткосрочные прогнозы погоды на ближайшие один-три часа. У нас таких не составляют, потому что система подготовки телевизионных программ рассчитана на достаточно продолжительный период. В прямом эфире сегодня ни один канал погоду не передает, кроме утренних передач на УТ-1 и «Завтрака с «1+1».

— Как вы представляете идеал телепередачи о прогнозе погоды?

— Я считаю, что идеальных передач на сегодняшний день нет. По-моему, наиболее удовлетворяет потребности зрителя в информации о погоде Интер. Хотя последнее время передача Р. Пысанки сократилась в несколько раз и идет меньше минуты. Естественно, за это время невозможно донести до населения необходимую информацию, даже ту, которой мы обладаем.

Ольга АЛЕКСАНДРОВИЧ
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать