«Железный занавес» для незваных гостей
Свою границу мы обустраиваем по-европейски![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020706/4119-4-2_0.jpg)
— Современная международная практика предусматривает несколько этапов законодательного урегулирования проблем национальных кордонов, основными из которых являются делимитация и демаркация. Какова суть этих работ?
— Делимитация — это согласованное проведение линии государственной границы между двумя странами, которое выполняется на крупномасштабных картах. Одновременно осуществляется ее детальное описание в сопровождающих документах. Карты и описание — неотъемлемая часть основного договора о госгранице, подписываемого между сопредельными странами. В этот же договор включается положение об обязательстве сторон по последующей демаркации и положение о создании соответствующей комиссии. Например, между Украиной и Российской Федерацией сухопутный участок фактически делимитирован, и сейчас Договор о госгранице готовится к подписанию.
Демаркация — второй обязательный этап договорно-правового оформления кордона, во время которого практически осуществляется его обозначение на местности специальными пограничными знаками. После завершения этого процесса готовится пакет итоговых демаркационных документов. Такая последовательность является общепринятой мировой практикой. — Но многие как раз и отождествляют такие работы с первым шагом на пути создания пресловутого «железного занавеса» между народами… — Сама по себе демаркация не только не предусматривает никаких специальных заграждений, но и не может создавать преград к сотрудничеству между приграничными регионами соседних стран. Более того, четкость в разграничении территорий, правовая урегулированность этого вопроса способствует утверждению государственности и укреплению национальной экономики. На нет сводится вакханалия с перемещением товаров, а когда они провозятся через официальные пункты пропуска, то, благодаря поступлениям от таможенных и иных сборов, наполняется бюджет страны, есть возможность своевременно выплачивать пенсии, пособия, дотации малоимущим. На каком-то этапе пограничные формальности могут раздражать некоторых граждан, они возмущаются, что, мол, испытывают дискомфорт, раньше такого не было. Но давайте не беспокоиться о сиюминутной выгоде отдельных личностей, а рационально смотреть и в завтрашний день, и в послезавтрашний. И думать о том, как и за счет чего будут жить наши дети.
Другая сторона затронутой вами проблемы напрямую связана с вопросом укрепления национальной безопасности. Только правовая определенность позволяет вести действительно эффективную борьбу с незаконной миграцией, контрабандой и другой преступной деятельностью. Когда существует четкий механизм прохождения линии кордона, нет и предпосылок для юридических недоразумений, нередко возникающих в ходе разбирательств по задержанным нарушителям. Поскольку больше всего, извините за резкость, спекуляций на эту тему связано как раз с украинско-российским участком границы, приведу такой пример. За пять месяцев текущего года Пограничные войска Украины задержали 921 незаконного мигранта из стран Юго-Восточной Азии. Есть все основания предполагать, что до 70% их проникает в Украину с севера и востока. В то же время по линии погран-представительских встреч нам удалось передать в Российскую Федерацию 218 нелегалов и 135 — в Беларусь. Большинство же неудачных попыток при выдворении задержанных связано с правовой неопределенностью совместной границы: доказать, что граница была пересечена незаконно, подчас бывает сложно. Однако хочу подчеркнуть, что традиционно пограничники сопредельных стран с пониманием относятся к таким проблемам. Кстати, последний случай успешной передачи в Россию 11 ти граждан Индии и одного — Непала состоялось 16 мая в пункте пропуска «Гоптовка» на участке Харьковского пограничного отряда.
— В последние годы страны ЕС очень обеспокоены проблемами незаконной миграции. В мае в Брюсселе обсуждался вопрос создания европейского корпуса пограничной полиции, который совместно с национальными пограничными силами через 4 — 5 лет мог бы выступить на охрану внешних рубежей Европейского Союза. Не грозит ли такой шаг определенной изолированностью для Украины, и не станет ли она своеобразным «накопителем» потенциальных мигрантов?
— Думаю, нет, потому что Украина открыто провозгласила свой стратегический курс и делает все возможное для интеграции в ЕС. И кордоны свои обустраивает как раз в соответствии с европейскими стандартами. К тому же, сегодня и Президентом, и правительством, и СНБОУ, и Госкомграницы делается все возможное, чтобы никто не имел даже морального права упрекнуть Украину в нежелании или неспособности противостоять транснациональной преступности на своих кордонах. И это не просто слова. Вот смотрите, начиная с 1991г., количество задержанных нами нарушителей пограничного законодательства неуклонно возрастало. Пик пришелся на 1999 год, когда было задержано 25918 человек, из которых 14646 были незаконными мигрантами. После принятия ряда кардинальных мер правительством и непосредственно Погранвойсками по практическому обустройству кордона уже в 2001 году удалось положить конец бесконтрольному перемещению людей и грузов. Возрастает количество официально въезжающих в страну граждан и снижается общее количество нарушителей. Взаимодействие всех правоохранительных органов дает свои плоды. А то, что за первые пять месяцев задержано менее тысячи мигрантов, лишний раз убедительно свидетельствует — они уже опасаются идти через Украину.
Выпуск газеты №:
№119, (2002)Section
Подробности