Перейти к основному содержанию

ГДЕ ВЫ, УКРАИНСКИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ?

20 июля, 00:00

В трех предыдущих письмах киевлянина Юрия Стадниченко по языковым вопросам («День» от 8.12.2000, 2.03.2001 и 11.05.2001) речь шла о последствиях, которые имеет украинский народ в результате денационализации и русификации. В заключительном письме по этому вопросу речь идет о срочных действиях, необходимых при нынешних условиях.

От пробуждения национального достоинства до настоящего патриотизма — только один шаг. Но без настоящего патриотизма построить цветущее государство, где граждане были бы накормлены, одеты, обуты, защищены, — исключено. Для этого нужно разработать и утвердить на законодательном уровне «Программу национального возрождения Украины». В одном письме, понятно, нет возможности изложить мое видение этой программы в полном объеме, поэтому остановлюсь только на нескольких ключевых положениях, которые, на мой взгляд, обязательно должны в ней быть.

Еще в 1861 году во второй книжке «Основи» отец нашего выдающегося поэта Максима Рыльского — Тадей Рыльский писал о неотложной потребности создания национально сознательной интеллигенции в колониально порабощенной Украине. С того времени миновало почти полтора столетия, мы живем в уже независимом государстве. Но есть ли у нас та интеллигенция, о которой мечтал ученый, которого подавляющее большинство украинских деятелей считало непревзойденным знатоком народной жизни?

Давайте правдиво, объективно, без приукрашиваний нарисуем портрет типичного представителя того слоя нашего общества, который должен бы быть украинской национальной интеллигенцией. Он никогда не сознается в том, что не читал «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына или «Чевенгур» А. Платонова, хотя на самом деле, возможно, этих книг и в глаза не видел. Однако без какого- либо смущения переспрашивает, кто такие Пантелеймон и Николай Кулиши, Улас Самчук, Иван Багряный, Василий Барка, Лина Костенко, Евгений Пашковский, Юрий Андрухович и другие украинские литераторы. Ни сном ни духом не ведает, что существуют такие журналы, как «Сучасність», «Дзвін», «Березіль», «Вітчизна», «Всесвіт». Искать украинскую книжку в его личной библиотеке — все равно что иглу в стоге сена. Явления украинской культуры в его кругу никогда не обсуждают, «потому что подобное просто не принято». Его не убеждает абсолютно ничего: ни то, что Павлу Тычине дважды предлагали войти в число номинантов на получение Нобелевской премии, но он отказывался под давлением Системы; ни то, что за свое поэтическое творчество Лина Костенко в 1995 году получила в Италии премию им. Франческо Петрарки; ни то, что произведения Евгения Пашковского сначала начали печатать по-английски в Британии, а произведения Валерия Шевчука переведены более чем на двадцать языков народов мира; ни то, что немало романов Павла Загребельного в русском переводе печатаются в Москве.

Эти «патриоты» и «интеллектуалы» делятся на две категории — «смирних» и «воинственных». Первые вообще не считают нужным для себя вступать в любые дискуссии по национальному вопросу. Другие же вопят, что «мова- это варварская смесь русского и польского языков», что «на мове в городах Украины никто и никогда не говорил». И это — интеллигенция?

Нет, настоящая интеллигенция — это берегиня нации, ее духа, генератор идей национального развития. Видя уровень русификации нашего общества, настоящая интеллигенция уже давно подняла бы тревогу, требовала бы от всех ветвей власти наиболее решительных изменений, разработала бы четкую, научно обоснованную программу национального возрождения.

У нас есть определенное количество украинских интеллигентов, но украинской национальной интеллигенции как слоя населения у нас НЕТ. Если ее не взлелеем — все неминуемо закончится тем, о чем уже речь шла выше.

Как же взлелеять национальную интеллигенцию? В первую очередь, следует решительно гуманитаризировать (или, если хотите, культуризировать) наше образование. Выпускник нашего любого учебного заведения должен СВОБОДНО владеть украинским языком, достаточно хорошо знать историю Украины и культуру ее народа. Пусть знания студента вуза по грамматике украинского языка остаются на уровне добротного усвоения школьного курса, вместо этого намного больше, чем в школе, должно быть уделено внимания овладению лексикой, средствами стилистики. Курс украинского языка в вузе должен быть построен таким образом, чтобы студент почувствовал очарование, богатство, красоту нашего языка, вызвал потребность разговаривать и читать на нем, убедился, что наш язык ничем не хуже других, в том числе — и русского. Намного больше требований, чем в школе, должно быть к уровню преподавания в вузе и знаниям студентов по истории Украины и украинской культуре.

Однако преподаванию отмеченных выше трех курсов должно предшествовать изучение еще одного — «Язык и нация». В этом курсе на научном уровне с привлечением трудов ученых мира и будет дан исчерпывающий ответ на вопросы: почему нам необходимо внедрить украинский язык во все сферы жизни?

А что делать с имеющими диплом о высшем образовании и работающими в различных отраслях? Ответ простой: посадить за парты. Как когда-то садили всех нас слушать политинформации партийных агитаторов.

Работников с высшим образованием следует обязать употреблять на работе исключительно государственный язык. Против нарушителей языкового режима необходимо применять строгие административные и экономические санкции. Заговорят государственным языком работники с высшим образованием — постепенно перейдут на общение на нем и все другие.

Я не романтический юноша и вполне осознаю, что далеко не каждый человек, прошедший обучение в вузе или вне его стен, о котором только что шла речь, автоматически становится украинским интеллигентом. Однако неоспоримым есть и следующее: подобное обучение будет иметь весьма и весьма существенное влияние на сознание тех, кто учился. Тем самым, после каждого выпуска мы будем получать определенный процент тех, кого уже без натяжки сможем называть украинскими интеллигентами, т.е. людьми, в которых есть внутренняя потребность (определяющая черта интеллигента) в родном украинском слове, родной культуре, которые, наконец, будут болеть за судьбу своего народа, своего государства. Увеличение количества таких людей, рост их массы до критической и приведет в конце концов к позитивным сдвигам.

В-третьих, нам необходимо повести решительное украинское информационное наступление, в первую очередь — на телевидении. Среди других программ на нем обязательно должны выходить в эфир и такие:

— интеллектуальный клуб «Українська думка» (или просто «Думка»), в который приглашать наших интеллектуалов. Люди увидят, что у нас таки существует украинское философское, историческое, политологическое, экономическое и другое мнение, да еще и не простое.

— «Літературна вітальня» докажет, что наши писатели, поэты, литературоведы — очень талантливые люди, что нам есть что читать и чем гордиться;

— музыкальная программа наподобие той, которую еще в советские времена вел на тогдашнем всесоюзном телевидении Игорь Белза;

— «Экран» — программу, подобную «Кинопанораме», которую также еще в советские времена вел Эльдар Рязанов;

— игровую программу, которая бы от известных русских «Брейн-ринга» и «Клуба знатоков» отличалась, главным образом, тем, что половина вопросов была бы посвящена украинистике.

Возможны и другие программы, благодаря которым украинские интеллигенты имели бы возможность постоянно контактировать со всеми желающими.

В-четвертых, украинская печатная продукция, концерты украинских артистов, спектакли украинских театров на государственных каналах нужно рекламировать за счет бюджетных средств.

В-пятых, недопустимо, чтобы снятие налоговой петли с печатной продукции, которое планируется осуществить в ближайшее время, касалось и той продукции, которая издается в Украине на русском языке.

Я не имею ни малейшего желания разбираться в том, будут ли нас за внедрение предлагаемых мной действий обвинять в нарушении прав человека. Вместо этого предлагаю осуществить шаг, в результате которого любые подобные обвинения выглядели бы просто бессмысленными: система образования в Украине должна быть построена таким образом, чтобы каждая девушка и каждый юноша любой национальности, вместе со знаниями украинского языка, истории и культуры, свободно владели бы языком своего народа, достаточно хорошо были бы осведомлены с его истории и культуре.

Предложеное не имеет аналогов в мире. Осуществление этого шага получилo бы широкую огласку, вызвало бы к нам уважение и беспрекословно доказало: мы уважаем людей всех национальностей и не на словах, а на деле создаем все условия для удовлетворения их национально-культурных потребностей.

В конце хочу напомнить тем, кто уже отчаялся в осуществлении национального возрождения: в свое время была полностью «отуречена» Болгария, «онемечены» Чехия, Латвия, Эстония, русифицирована Польша (припоминаете герценовское: «Бедная, бедная Варшава — ни одной польской школы»?). Часто ли сейчас услышите вы в этих странах соответственно турецкий, немецкий и русский языки? Много ли там издается на этих языках литературы и журналов, ставится спектаклей, снимается фильмов, работает учебных заведений? И международные организации к этим странам не имеют никаких претензий.

Чтобы с нами произошло именно это, следует решительно отстаивать свои права, разговаривать по-украински везде. Не хватает духу — начинайте делать это в тех местах, где вас никто не знает — в магазине, на почте, в транспорте, на улице, а уже потом — на работе, с родственниками, друзьями, знакомыми. Заговорите на родном языке — постепенно заговорят на нем и те, кто с вами общается, а потом и другие. Мы не желаем ничего сверхъестественного и незаконного, мы только желаем слышать родное слово так же часто, как слышат его в своих странах каждый итальянец, француз, немец, японец и другие. Ибо мы не хуже их. Мы просто хотим предстать перед миром самими собой. Это — наше право. И во что бы то ни стало мы его реализуем !

ОТ РЕДАКЦИИ: Далеко не во всем соглашаясь с автором письма, мы предлагаем читателям изложить собственный взгляд на современную украинскую интеллигенцию, ее роль в возрождении украинской культуры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать