Перейти к основному содержанию

Наиболее перспективный вид капитала

Не стимулируя его, государство несет потери
29 сентября, 00:00

Проблемы использования прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС) и их коммерциализации в последнее время приобрели чрезвычайный вес и актуальность. И это недаром, ибо общая экономическая ситуация в государстве в условиях рыночных отношений тесно связана с состоянием и развитием патентной системы. В Украине практически отсутствуют действенные структуры, которые содействовали бы гармоническому развитию рынка интеллектуальной собственности и эффективному контролю за ним. Усилия отдельных субъектов патентной системы направлены на то, чтобы найти выход из трудного положения, сложившегося в этой сфере, сократить экономические, финансовые и интеллектуальные расходы (научные, технологические, кадровые), которые несет Украина, однако этого недостаточно.

Главный интерес государства в отношении деятельности в сфере охраны и реализации прав на ОИС, как и в любой другой, где монопольные права собственности принадлежат, как правило, независимому субъекту предпринимательской деятельности, — получение выгоды от налогообложения прибыли субъектов предпринимательской деятельности, доходов авторов ОИС, полученных ими от использования их разработок как на отечественном, так и на мировых рынках. Кроме того, это способствует росту имиджа страны в мире, в силу чего объемы товаров, защищенных охранными документами на ОИС, постоянно растут. Опыт США свидетельствует, что стоимость одного патента там приравнивается к $500 тысячам, а удельный вес интеллектуальной собственности в стоимости капитала производственных фирм и предприятий США достигает 35%. Вообще коммерческое значение ОИС на мировом рынке имеет тенденцию к росту.

Мы живем в эпоху приоритетов информационных технологий. Украина также идет таким путем. Но становлению полноценной паритетной патентной системы в Украине мешает отсутствие единой государственной политики в области охраны прав на ОИС. Существуют и другие проблемы, которые объективно мешают развитию системы охраны ОИС.

Кроме того, заявители, владельцы и авторы ОИС нуждаются в высококвалифицированной юридической помощи независимых профессионалов-специалистов в этой сфере. Сегодня такие специалисты в государстве существуют — это представители по делам интеллектуальной собственности (патентные поверенные), большая часть которых объединилась во Всеукраинскую ассоциацию патентных поверенных.

К сожалению, государственные структуры занимают пассивную позицию в проведении лицензионной политики по экспорту и импорту новейших технологий. Они игнорируют организационно-правовой опыт бывшего СССР по защите интересов государства, владельцев и авторов ОИС, в создании мощной и доступной пользователям информационной базы. Нельзя, в частности, не сказать и о низкой правовой подготовке отечественных лицензиаров и лицензиатов, что выявляется при заключении соглашений с иностранными импортерами и экспортерами новейших технологий. А это объективно приводит к занижению рыночной стоимости экспортных отечественных технологий и завышению цены импортных технологий в процессе переговоров, выбору неоптимальной структуры лицензионных соглашений на использование ОИС или соглашений на передачу прав на ОИС. При наличии специализированных структур, которые консультировали бы предпринимателей — участников экспортно-импортных операций, можно было бы избежать ошибок и значительно повысить эффективность их коммерческой реализации.

На международном семинаре по вопросам лицензирования интеллектуальной собственности, который проходил в октябре 1998 года, пришлось услышать и такую точку зрения: ограничить права всех владельцев ОИС по режиму лицензирования как введением экспортного контроля, так и обязательным предварительным патентованием результатов работ в Украине. Если говорить о правах на ОИС, которые находятся в собственности государства или совместной собственности государственных и частных собственников, то полный контроль со стороны государства в этой ситуации еще можно объяснить. Когда же ОИС принадлежит частному предпринимателю, то на каком основании мы должны ограничивать его конституционные права? Для государства прежде всего должно быть выгодно стимулировать ускорение процессов обращения различных видов отечественных капиталов, которые приносят доходы их владельцам, в том числе и прав на ОИС, как наиболее перспективного вида капитала.

Все это в совокупности привело к значительному снижению интеллектуального потенциала Украины, в том числе к потере прав отечественных владельцев ОИС на полноценные охраноспособные объекты промышленной собственности (особенно это касается физических лиц — патентовладельцев), снижению экономической эффективности их использования. Всем органам государственной власти и управления нужно отказаться от ведомственных и личных амбиций, учитывая уже понесенные Украиной невозвратимые потери в этой сфере, и совместными усилиями остановить разрушительный процесс, уменьшить будущие потери.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать