Петр ТАЛАНЧУК: «Нищий унижает государство»
Говорят, что с возрастом человек возвращается к Богу. Кто-то замаливает грехи, кто- то делает богоугодные дела. Таланчук пошел другим путем — его университет «Украина» ориентирован на самые обездоленные слои населения — инвалидов, а в перспективе — заключенных и военных. Платное заведение для самых уязвимых в материальном и моральном плане...
Таланчук считает иначе:
— Действительно, сейчас такое время, когда всем трудно. Благодаря Богу, Украина возвращается к проблемам инвалидов. Да и как иначе: число инвалидов, по данным экспертов, составляет около 6 млн. человек различных групп заболеваний. Кроме того, каждый год, в первую очередь за счет инвалидов детства, это количество увеличивается на 250 тысяч. Меняется качественный состав населения, на это нельзя не обращать внимания. Ведь среди инвалидов много трудоспособной молодежи, им только нужно помочь получить хорошую профессию, по которой он может работать — из этого получит пользу и он, и общество. Это, во-первых, информационные технологии, телекоммуникации и прочее, что инвалид может делать, не выходя из дома. Кстати, американцы сейчас практикуют домашний труд даже для здоровых, там где есть даже наименьшая возможность. Не нужно создавать рабочее место, не нужно тратить попусту время на переезды...
Я думаю, что отечественных инвалидов сейчас волнует «немного» другое — кусок хлеба и как сохранить самоуважение на фоне мизерных пенсий и обезразличивания общества. Нельзя признать нормальным, если права инвалидов ущемлены. На первый взгляд такое хорошее дело, как создание интернатов, различных спецзаведений — это, по сути, советская форма социальной защиты. Она плоха в силу того, что мы изолируем людей, делаем из них какую-то касту, развиваем комплекс неполноценности. Вы можете предположить, чтобы у нас инвалида избрали президентом? А в США дважды вносили поправки в конституцию, ведь инвалид Рузвельт был президентом четыре срока вместо двух. Речь должна идти о создании новой системы защиты, когда инвалиды интегрируются в жизнь общества. Иными словами: они должны иметь одинаковые права и обязанности. Кстати, недавно в Украине создан Союз трудоспособных инвалидов. Пусть государство предоставит возможность учиться и работать, ведь нищий унижает, во-первых, государство, не говоря уже о личных страданиях. У нас есть расчеты, которые показывают, что лучше вложить деньги в его обучение и трудоустройство, нежели на соцпомощь. Думаю, что в ближайшее время мы их опубликуем. Что же касается финансов, то я не могу пока сказать, что нас не замечают. Во-первых, это Киевсовет и КГГА, где Омельченко, Яловый, Бидный идею создания университета энергично поддерживают. (КГГА — один из соучредителей открытого университета «Украина» владеет 34% акций. — Е.Т. ). Они предоставили помещение, создана отборочная комиссия для направления инвалидов на учебу. Я имею заверение руководства города, что в случае набора 300—350 студентов Киев найдет возможность отыскать средства для возмещения стоимости обучения. От 50 до 100 процентов. Во- вторых, это Фонд Украины социальной защиты инвалидов — руководитель Валерий Хабаров. Несмотря на их проблемы, они все-таки нам помогают — в частности, материально- технической базой через наши филиалы.
— Это одиночные случаи или система?
— Системой это назвать трудно. Хотя и Куратченко, и Тигипко заинтересовались «Украиной», рекомендовали службам рассмотреть вопрос о передаче нам недостроенного санатория в Святошине. Кроме того, и комиссия по вопросам инвалидов при КМ также пытается помочь... Но я бы сказал, что государственных финансов не так уж и много требуется. Это, собственно, коммунальный уровень. Вот сейчас делаем информационные письма с объяснением работы КГГА, рассылаем в регионы, чтобы они взяли это на вооружение. Об инвалидах должны, в первую очередь, заботиться местные власти. Так испокон веков в Украине заведено. Кроме того, и сам университет, когда накопит фонды, сможет дотировать и сирот, и отличников. Даже в этом году предусмотрено зачисление медалистов и призеров республиканских олимпиад без экзаменов. Я не думаю, что уже в первый год к нам придет много людей, но уже то, что такая традиция заложена...
— Конечно же, люди придут, когда и педагоги, и методика будут устраивать.
— И цена. Мы лицензированный вуз с платным обучением. Но, принимая во внимание основной потенциальный контингент (хотя мы принимаем всех), наши расценки ниже чем в государственных вузах с платной учебой. Что же касается методики обучения... Понимаете, мы создаем университет со сквозной системой — от садика до, собственно, университета. В учредители «Украины» входят такие известные в Украине педагоги, владельцы авторских садов-школ как Мария Чумарина (Львов), Людмила Матвиенко (Николаев), Татьяна Цуканова (Сумы) и ряд других. Кроме того, сочетая в университете гуманитарные, технические и точные науки, мы преследуем цель создать современное заведение, где бы объединялись гуманитарные тенденции с техническим мышлением. Это касается как изложения, так и научной работы. Кроме того, учитывая, опять-таки, контингент и присутствие региональных отделений, где не всегда можно получить нужную лицензию из-за отсутствия кадров, мы будем базироваться на дистанционном обучении. В регионах будут идти основные занятия, а специализированные материалы будут высылаться из Киева, что не исключает появления со временем высококачественных кадров на местах.
— Дистанционное обучение в стране с зародышевым состоянием информационных технологий?!
— Во-первых, в основных региональных центрах уже есть компоненты электронной связи. Однако мы — реалисты, и потому будем разрабатывать методические материалы и учебники по всем видам: бумажном, электронном, аудио-, видео-. Кстати, это даст возможность со следующего года упростить правила приема. От принципа «экзамен — это лотерея», когда отсекается много знающих абитуриентов, мы перейдем к тестированию, когда неудачник, с какими-то недостатками в образовании может купить у нас нужные ему методики, пройти повторный тест и стать полноценным студентом. К тому же, наши преподаватели будут помогать ему как можно лучше подготовиться.
— Кстати, о преподавателях. Где вы их берете?
— Исходя из того, что заведение негосударственное, мы можем самостоятельно устанавливать оплату. Но, учитывая значительную долю в уставном фонде коммунальной собственности, мы базируемся на государственных расценках с коэффициентом 1,5. Это потому, что работать с инвалидами значительно труднее. Мы не требуем, однако, чтобы преподаватели приходили к нам с трудовыми книжками — пусть работают по контракту. Знаю, что хороший лектор может работать в нескольких местах, два-три раза в неделю приходя читать лекции. Однако скажу, что мы будем пытаться, конечно, мягко перекупить к себе наилучших преподавателей. Уже сейчас я использую свои связи, у нас работают талантливые организаторы учебного процесса, которые, прежде всего, выступают моими личными консультантами.
— Не думаю, что такое понравится ректорам других вузов?
— У нас очень хорошие взаимоотношения со многими заведениями. Информационные технологии и кибернетику студенты будут изучать на базе КПИ, пищевые технологии в Киевском техникуме пищевых технологий, автомобильные технологии — на базе регионального центра автомобильного сервиса и ПТУ-35. Кстати, сейчас очень неплохой набор в регионах, следовательно, нашим преподавателям и технической базе доверяют...
— Впрочем платная учеба в беспросветно нищей стране не кажется прибыльным делом.
— Ну, а мы и не преследовали целью прибыль. Знаете, Украина занимает 49—50 место (вместе с Беларусью) в мире по уровню учащихся на 100 тыс. населения. В США — 5,235, у нас — 1,70. Кстати, и в Союзе Украина занимала 13-е место. Поэтому, когда я еще министром подписывал письмо-разрешение на платное обучение, то исходил как из потребности изменить материальное состояние учебных заведений, так и из того, что должны существовать все формы собственности. Кстати, за письмо меня до сих пор благодарят многие ректоры, которые не нарушая условий обучения (позволялся платный прием 20% общего количества студентов. — Е.Т. ), смогли содержать определенное время материальную базу и преподавательский состав. Другое дело, что сейчас это все выглядит как профанация. Ведь понятно, что новые учебные заведения следует создавать, но с высоким качеством, чтобы работали только классные специалисты. Дело даже не в отборе, а в технологии обучения. Сказать, что у нас очень объективно отбирают, — я не могу. Дело в том, что какой бы человеческий материал ты не взял, нужно подготовить классного специалиста. Приглашая к нам, я понимаю, что к новому нет доверия, но у нас очень гуманное заведение, гуманные задачи и верю, что у него будет хорошее будущее. Смотрите, даже государственные заведения массово переходят на платное обучение. Но одно дело — лекция на 100 лиц, а другое — преподаватель работает с небольшой аудиторией — это уже абсолютно другой уровень преподавания. Отсюда, во всем мире специалисты — выпускники платных заведений ценятся выше.
Выпуск газеты №:
№147, (1999)Section
Общество