Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Если у народа лопнет терпение — за забором не отсидишься

Считает луганский бизнесмен, который наладил собственную систему социальной защиты пенсионеров
19 марта, 00:00

Поздним январским вечером по окраине Луганска двигалась старенькая «Нива», за рулем которой сидел тридцатилетний мужчина. Торопясь домой, он все свое внимание сосредоточил на заваленной снегом дороге и не заметил темный силуэт человека, прячущегося за бетонными плитами.

Когда яростный грохот автоматных очередей заполнил переулок, было уже поздно жать на газ, пригибаться к приборной доске, спасаясь от роя злых пуль, молить Бога... Стихли выстрелы, буквально изрешеченный пулями (тринадцать попаданий!), истекающий кровью водитель машины ждал контрольного выстрела в голову, не имея сил пошевелиться. Однако убийца, расстрелявший весь магазин автомата, покинул место преступления, вероятно, полагая, что «заказ» выполнен. Вот так хмурым зимним вечером 9 января 1999 года было поставлено жирное многоточие в судьбе известного в Луганске человека — Владислава Кривобокова. Многоточие, но, к счастью, не точка.

История жизни Влада до такой степени характерна, что по ней можно рассказывать о судьбе сотен тысяч представителей его поколения, которое вступило в большую жизнь во времена недоброй памяти «радикальных реформ» в украинском исполнении. Учеба в Луганском машиностроительном. Армия. Закончив учебу в 1992-ом, работал на заводе. Параллельно учился на патентоведа. Наблюдая стремительное разрушение старого уклада экономической жизни, решает продолжить обучение и осваивает в Москве менеджмент и маркетинг. За успехи в учебе получает возможность пройти практику в Германии. С 1993-го Владислав целиком погружается в ту многообразную, весьма запутанную для постороннего глаза и не всегда спокойную сферу нашей жизни, которую условно называют «предпринимательская деятельность» или «бизнес».

Добившись со своими товарищами успехов в искусстве зарабатывания денег, Кривобоков начинает задумываться о более отвлеченных вещах. Большая часть населения медленно, но верно погружалась в трясину откровенной нищеты. И без того имевший репутацию «красного», Луганск левел все больше и больше. Пришло осознание нехитрой истины: загнанные в угол люди становятся опасны и для себя, и для окружающих. Им можно и нужно помогать. Если органы власти делать этого не в состоянии, наиболее дальновидная и предприимчивая часть общества обязана взять это дело в свои руки. Для этого Кривобоков со товарищи организуют «Движение», позднее переименованное в общественную организацию «За социальную защиту граждан». Очень характерно отношение Владислава к выбранному пути: «Мы занимаемся этим для того, чтобы оздоровить не только людей, их жизнь, но и себя». А на вопрос, является ли подобная помощь правом или обязанностью для преуспевающей части населения, подумав, решительно ответил: «Обязанностью. Каждый бизнесмен обязан позаботиться о своем непосредственном окружении. Если терпение народа лопнет — за забором не отсидишься».

ЗА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ. ОТ ГОСУДАРСТВА, БЕЗ ГОСУДАРСТВА...

Одним из первых направлений работы стало оформление новых паспортов для стариков и инвалидов. Собрать все справки, отстояв в очередях и объездив не маленький город, потратить несколько гривен на фотографию, для многих пожилых людей непосильная задача. Сотрудники центра берут на себя все хлопоты и расходы. Юристы организации ведут бесплатный прием неимущих граждан, предоставляя им консультации, помогая составить необходимые документы. Увы, но несколько десятков гривен, необходимых для простейших юридических процедур, надежно преграждают для большинства украинцев дорогу к Правовому Государству. Какой прок от правосудия, если оно не по карману?

Нельзя сказать, что деятельность этой организации — что-то уникальное для Украины. Кривобоков не первый и не последний, кто занимается поддержкой неимущих. Однако некоторые характерные особенности заметно отличают его деятельность. Во-первых, упор на профессионализм: от сотрудников организации требуют полной самоотдачи, что не в последнюю очередь обеспечивается жестким, энергичным руководством; высокие требования, предъявляемые к ним, позволяют отсеять людей случайных. Во-вторых, разнонаправленность деятельности позволяет охватить практически всех, кто нуждается в поддержке. Организация помогает детским домам, совместно с областным обществом диабетиков организует диетическое питание для многих тысяч больных, проживающих в одном только Луганске, обеспечивает большие, до 50%, скидки на бытовые услуги для пенсионеров в небольших мастерских. В-третьих, не ограничиваясь пределами одного района или даже города, Кривобоков осуществляет планомерный рост организации: на сегодняшний день есть филиалы в Алчевске, Стаханове, Старобельске, Первомайске. Одним словом, вместо самодеятельности — полноценная система социальной поддержки, существующая за счет личной инициативы наиболее ответственных граждан.

Сказать, что Кривобоков известен в Луганске — значит ничего не сказать. Несколько пенсионерок, у которых я спрашивал дорогу, исправно показывали мне направление к офису организации, сопровождая объяснения пространными комментариями. Из них я понял, что большинство местного населения знает о работе организации и поддерживает ее. Что же до людей, которые ее ведут, то тут мнения разделились от «хорошие люди, ничего не скажу. Дай им Бог здоровья» до злобного «Коммерсанты! Наворовали, а теперь кидают нам подачки!»

По словам Влада, в первый год работы все без исключения местные партийные организации активно предлагали ему «работать вместе»: «Спрашиваю, а что конкретно это даст мне, отвечают, что будут мою работу «курировать». Просто хотят прицепить на нашу организацию свою торговую марку, только и всего. Что касается местных властей, то чиновники не мешают и не помогают. Их интересует только собственный карман». И хотя всем без исключения он отвечал отказом, никто не стал открыто с ним конфликтовать — слишком велик авторитет организации среди людей. Сам Кривобоков подчеркнуто аполитичен: «Когда дело касается защиты людей, я готов сотрудничать с любой партией».

ПРОГРАММА, НАПИСАННАЯ КРОВЬЮ. СВОЕЙ.

Размышляя о путях выхода из кризиса, в котором находится страна, Влад считает, что единственным реальным способом что-то изменить является движение «сверху», с верхних эшелонов власти. Проблема общества и государства — отсутствие подлинного лидера: «Лидер — это человек, который видит необходимость перемен, формулирует задачи, вынося на всеобщее обсуждение, предлагает пути их решения и берет на себя ответственность за решение». Именно поэтому свои симпатии он отдает Евгению Марчуку, который кажется ему наиболее подготовленным для решения непростых проблем, стоящих перед нашим обществом. Развивая свои взгляды на пути решения этих проблем, Владислав написал «Антикоррупционную программу действий», с которой в свое время и вышел к избирателям.

Упор в программе сделан на необходимости ликвидации предпосылок для поголовной коррупции государственных служащих, главными из которых являются сращивание Власти и Бизнеса и бескрайние возможности для их взаимопревращения. На мой вопрос, кто и что стоит за покушением на его жизнь, Влад отверг выдвинутую следствием версию о его деловых конфликтах. По его словам, независимость и нежелание прислушиваться к «дружеским советам» раздражают тех «лучших» людей города Луганска, его «элиту», кто, обеспечив победу на выборах для многих первых лиц города, совершенно искренне считает Луганск «своим». Именно они играют роль «крестных отцов», определяющих, кому жить, а кому умереть.

«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД»

Активная жизненная позиция Кривобокова-предпринимателя и Кривобокова-общественного деятеля логично привела его к решению баллотироваться в Верховную Раду. Учитывая огромную популярность возглавляемой им организации среди пенсионеров, составляющих основу избирателей своего округа, Влад справедливо рассчитывал на их поддержку. Однако именно пенсионеры, те самые старички-старушки, которые по всякой надобности семенят в офис общества, и «прокатили» его на выборах. По словам Влада, многие старики приходили в участки с написаным на бумажке или прямо на руке номером «правильного» кандидата или просто требовали: «Покажите мне где здесь этот, ну в общем, где коммунист!». Одним словом, электорат «выбирал сердцем» за неимением головы и собственного ума. Была применена очень примитивная и столь же действенная технология: агитаторы от КПУ стращали несчастных стариков адскими муками, если они не отдадут свои голоса коммунистам. «Не проголосуете за нас — не сможете получать пенсий». Сам Влад считает свое поражение следствием собственных недоработок. В избирательных бюллетенях название организации было указано по-украински: «Рух за соціальний захист». На замороченных истеричной коммунистической пропагандой стариков слово «Рух» действовало как красная тряпка: «Националисты, бандеровцы!». Я спросил Влада — а не возникло ли после этого желание послать подальше всех этих старушек? Мол, хотите коммунистов — вот к ним и обращайтесь. Ответ был категоричен: «Я занимаюсь социальной защитой не ради политических дивидендов. Моя работа не должна зависеть от моих политических взглядов».

Его деятельность являет собой пример того, как граждане нашей страны не только обеспечивают свои семьи, но и добровольно взваливают на свои плечи бремя заботы о тех, кто позаботиться о себе уже не в состоянии. Все два года своего существования организация делает то, о чем все остальные (в том числе и обязанные этим заниматься) только говорят. Нет сомнения, что именно реальные дела являются лучшей политикой. Порочная практика непримиримой политической борьбы «до последнего украинца» должна смениться простым принципом: «Хочешь изменить жизнь к лучшему — начни менять сегодня. Сейчас».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать