«Что-то я вам, господин политик, не особо верю»
Ведущий программы «P.S. День Сіті» Сергей ДОЙКО — о долге журналиста «копать глубже»После вечернего выпуска новостей в эфире телеканала Сіті — политическое ток-шоу «P.S. День Сіті». Такие программы воспитывают граждан, поэтому обойти вниманием эту передачу невозможно даже глубоко аполитичным людям: актуальность насущных проблем сегодняшнего дня, подведение политических итогов дня экспертами-профессионалами, профессионализм и харизматичность ведущего — все это способствует тому, что зритель смотрит программу с первой минуты и до последней. Каким должен быть следующий украинский лидер? С какими составляющими современных политтехнологий следует быть осторожными украинским избирателям? Каково место программы «P.S. День Сіті» в будущих политических процессах? На все эти вопросы и многие другие отвечает ведущий программы, политический обозреватель Сергей Дойко.
— Сергей, знаем Вас, прежде всего, как ведущего радио. Однако сейчас вы уже и ведущий телевизионной программы. Как именно произошло изменение имиджа?
— Довольно быстро. Однако я бы не назвал это именно «изменением» имиджа. Программа «P.S. День Сіті» стала для меня, скорее, уточнением этого имиджа, его своеобразным оформлением. Мне всегда хотелось, чтобы мои программы не только слышали, а еще и видели. Я человек эмоциональный, люблю жесты, мимику. И часто есть темы, при которых интересно именно увидеть, как реагирует на вопрос гость студии: как меняется его выражение лица, оживляются глаза, нахмуриваются брови и тому подобное. Такую картину может дать только телевидение. Так же и реакцию ведущего на ответ гостя лучше все же видеть. Например, на радио мне приходилось часто так откровенно и говорить: «Что-то я вам, господин политик, не особо верю». А на телевидении достаточно улыбнуться, слегка покачать головой, совершенно ничего не говоря. Потому что все и так будет понятно, без всяких слов.
— Часто можно услышать, что ведущим радио, привыкшим работать в закрытых студиях и видеть во время программы только гостя и режиссера, перестроиться на специфику роботы телеведущего довольно сложно. Как чувствуете себя вы?
— Это правда. Часто это очень сложно. Когда видишь за стеклом лишь звукорежиссера, а рядом с собой — гостя, это достаточно уютные и комфортные условия работы. А когда студия огромная, операторы, гример, несколько камер, яркий свет, плазменные экраны, гость... Но в это время нужно сосредоточиться именно на госте и следить только за его словами, а не за чем-то другим. Но до работы над программой «P.S. День Сіті» у меня уже был некоторый телевизионный опыт. Программу «От первого лица», которую я вел на радио, последние несколько месяцев снимала телекомпания, и радиоэфир проходил как съемка телепрограммы: свет, операторы, режиссер, гость. Поэтому мне адаптироваться в студии «Сіті» было намного легче, чем другим радио-коллегам.
— Планируете ли вносить какие-то ноу-хау в «P.S.»? Или формат останется таким же, каким был при Владимире Фесенко?
— Наша команда постоянно в поиске. Мы всегда обсуждаем, что и как можно было бы улучшить. Надеюсь, что к программе добавят еще пять минут и «P.S. День Сіті» будет длиться не 15, а 20 минут. Ведь некоторые темы, которые мы затрагиваем в программах, стоят одного-двух часов эфира. За 20 минут тему можно раскрыть лучше, чем за 15. А еще у меня есть творческая мечта, чтобы когда-нибудь программа «P.S. День Сіті» предусматривала общение в прямом эфире гостя студии с нашими зрителями. На радио у меня было именно так. Поэтому и я, и мои гости хорошо чувствовали настроения людей: интересна людям тема или не интересна, интересен разговор или нет, верят люди тому, что говорит гость, или не верят. Обратная связь в прямом эфире — это настоящий драйв.
— Неоднократно слышала, что вы со многими политиками на «ты». Насколько такое утверждение является правдивым?
— Дело не в том, на «ты» ли я, как вы говорите, с политиками. Дело в том, чтобы и они со мной были на «ты» — доверяли, желали участвовать в программе, а в общении были максимально откровенными и интересными. Поверьте, именно до и после эфиров я слышал часто такие вещи от гостей, что вряд ли эта информация когда-либо станет достоянием широкой общественности. Мне же это нужно как журналисту. Я должен знать больше и, как говорится, «копать глубже». А так, действительно знаю многих политиков. И не только украинских. У меня есть хорошие знакомые в сейме Польши, правительстве и парламенте Грузии, Госдуме России. Это идет только на пользу моей работе. Со многими политиками познакомился в Страсбурге во время очередных сессий ПАСЕ, на освещение которых меня часто приглашают.
— Сергей, вы человек с PR-опытом. Не приглашала ли вас какая-либо из партий присоединиться к их PR-кампании?
— Были разные предложения... Но в глазах любого политика от любой политической силы я, искренне надеюсь, всегда выглядел честным, откровенным и незаангажированным ведущим. Полагаю, мне это удалось. Есть идеологические оппоненты, которые часто друг друга просто разорвать готовы, но все они меня воспринимают именно как журналиста, которому интересны любые противоположные точки зрения и позиции.
— В январе 2010 года пройдут президентские выборы. Как вы оцениваете предвыборные кампании кандидатов?
— Откровенно говоря, пока я ничего нового от кандидатов не услышал. Все согласны, что Украина должна быть мощной и богатой европейской страной. И все, как один, говорят, что за следующие пять лет сделают ее именно такой. Проблема в том, как именно они это будут делать? С чего конкретно начинать? Где этапы развития страны, где экономические расчеты, где реальные прогнозы? Я говорю именно о реальных прогнозах, а не таких, чтобы их сначала распространить, а уже через минуту думать, как потом объяснять избирателям, почему эти прогнозы не осуществились. Посмотрим. Все еще только разворачивается. Но уже сегодня слишком много раздается обещаний. Когда-то мы уже что-то подобное слышали, вам не кажется? Каждый из нынешних кандидатов, кто на что гаразд, пытается убедить людей в том, что президентская булава именно в его руках — спасение для Украины. Но почему именно в его руках? Кто идет рядом с ним? Из кого будет состоять его будущая команда? Будут ли там люди профессиональные, верные лидеру, преданные стране, патриотичные, незапятнанные? На эти вопросы ответов я что-то пока не слышу.
— То есть, кандидаты делают ставку не на политические программы, а исключительно на пиар-ходы?
— В современном мире без пиар-ходов не обойтись. Как можно о себе громко заявить и привлечь максимум внимания, если не использовать такие ходы? Как удержаться на волне, а не попасть под нее? С другой стороны, не стоит презирать политтехнологов. У них такая профессия, и им постоянно нужно шлифовать свое мастерство. Главное, чтобы это не заходило слишком далеко, как, например, это произошло в 2004 году, когда у Украины вдруг появились какие-то «сорта» и страна чуть не разлетелась на эти «сорта». Это был результат «работы» именно политтехнологов. Причем — не украинских.
Таким образом, заработок — хорошо, но жить в Украине всем нам. Поэтому нужно уважать самих себя, думать и анализировать, а не «вестись» на всю ту грязь, которой иногда пытаются накормить избирателя «маэстры» политтехнологической эквилибристики.
— Какой лидер, на ваш взгляд, нужен Украине?
— Независимый! Этот человек, безусловно, должен знать, уметь и четко понимать, как сделать богатой всю страну, а не только себя. Но самое главное — такой лидер не должен сразу же после дня инаугурации бросаться отрабатывать «долги» перед теми политиками или бизнесменами, которые привели его к президентскому креслу. Поэтому я и говорю — независимый! Зависим он должен быть только от людей. Только от своих избирателей и больше ни от кого.
— Насколько острой может оказаться проблема недоверия граждан к институтам власти в 2009—2010 годах?
— Полагаю, все будет зависеть от того, как именно будет проходить кампания. Кто и с какими лозунгами придет к высшей власти и не взорвется ли после такой его «победы» вся страна? Если такое, не дай Бог, случится, то, боюсь, доверие к власти может не вернуться никогда.
— Как вы считаете, выльется ли социальное напряжение в массовые акции протеста и беспорядки?
— Опять же, все будет зависеть от того, как именно пройдут выборы и цивилизованным ли образом эта кампания закончится. Под «цивилизованным образом» я имею в виду, прежде всего, то, признают ли побежденные победителей? Если признают, страна будет нормально двигаться дальше. Потому что в жизни всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает, это естественно. А вот если не признают, а еще и политтехнологи поднапрягутся и раздуют «из мухи слона», то все может случиться. Но чего-чего, а такого точно не хотелось бы. У каждого из нас есть семьи, дети, родители. Всем хочется жить в мире и покое.
— Быть ведущим итоговой политической программы во время выборов — очень ответственно. Какое место вы отводите программе «P.S. День Сіті» в будущих политических процессах?
— Если говорить о месте или роли программы, стоит, убежден, посмотреть на людей, благодаря которым это место или роль могут состояться. У программы — супер-команда. Это люди, которые живут творческим поиском. Я как ведущий выдаю на всеобщее обозрение то, что долгое время готовится, обдумывается, обсуждается всеми теми людьми, для кого передача «P.S. День Сіті» — часть их жизни.
Поэтому в программах «P.S. День Сіті» мы будем говорить людям правду. Будем делать все для того, чтобы и гости студии говорили именно правду. Очень хочется, чтобы наша передача стала действительно народной программой. Такой, где каждый из зрителей найдет ответ на свой вопрос. Каждый!
— Каковы темы встреч и кого из власть имущих мы сможем увидеть в ближайшее время в «P.S.»?
— Безусловно, главная линия — президентские выборы. Будем приглашать на программу людей известных и интересных, тех, которые, что называется, «в материале». Пригласим самих кандидатов в президенты, чтобы те четко и понятно объяснили избирателям, «с какой ноги» он или она встанет, когда вдруг 8 февраля 2010 года проснется Президентом Украины. Уверен, зрителям будет интересно. Поэтому призываю всех: смотрите нашу программу!
— И в завершение нашего разговора традиционный журналистский вопрос: каковы ваши пожелания зрителям программы «P.S. День Сіті» и читателям газеты «День»?
— Всегда иметь собственное мнение и собственную гражданскую позицию. Но в то же время обязательно прислушиваться к мнениям и точкам зрения других людей, сколько бы этих мнений не было. Я сам уже успел убедиться: не существует и не может быть одной точки зрения по тому или иному вопросу. Они должны быть разными, и их должно быть несколько. Иначе как тогда искать правильную?