Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Всемирное пресс-фото» можно делать в Украине»

28 сентября, 21:14

Начало на 1-й стр.

На нем — «Дедушка», «Друзья», природа — то, чему, к сожалению, часто не хватает места во взрослом мире. «Мир взрослых — дисгармоничен. И очень хорошо, что в этом дисгармоничном, иногда парадоксальном мире «День» нашел гармонию, которую всегда привносит детское мировоззрение», — указал многолетний автор «Дня», доктор филологических наук, профессор Киево-Могилянской академии Владимир ПАНЧЕНКО.

На выставке — все победители. К фотоакции «Дня» в этом году присоединилось свыше 40 партнеров. Благодаря им победители ушли с открытия с охапками подарков. Тем не менее среди всех призов авторам работ, наверное, хотелось получить самые главные: гран-при и Приз Призов «Золотой День».

Гран-при в этом году получил профессиональный фотограф Владислав Мусиенко из издания «Главред» за работу «В приюте. Пырятин». Кстати, именно Владиславу удалось «поймать» часы Breguet на запястье российского патриарха Кирилла, и эта фотография также представлена в экспозиции этого года.

Приз Призов «Золотой День» — награда от редакции «Дня», которая должна побудить не только к моральному сочувствию героям фотографий, но и к материальному участию, которое не менее важно, — присуждается второй год подряд. Герои снимка, которому присужден «Золотой День», получат помощь от редакции и наших партнеров. В этом году Приз Призов получил впервые принимающий участие в фотоконкурсе «Дня» фотограф Евгений Машуров за свой снимок «Свадьба на все село». Эта фотография имеет удивительную историю. На страницах «Дня» ее расскажет сам автор.

Как показала Фотовыставка «День-2009», в сегодняшней Украине журналисты ценят хорошую работу своих коллег и всегда готовы об этом рассказать. УНИАН, «Укринформ», «Главред», «Україна молода», «Радио «Свобода», «1+1», 5 канал, «Телекритика», «Первый» «Сити», ICTV, «Культура», ТЕТ, ТВі, ТРК «Черноморская» — таков перечень СМИ, внимание которых в этом году привлекла Фотовыставка. Мы благодарим коллег за корпоративную солидарность и внимание к сегодняшней Украине.

Так что негласный девиз нынешней Фотовыставки «К настоящей Украине!» оправдал себя. Мы увидели ее — настоящую. А первые впечатления участников и посетителей — прямо сейчас.

Владислав МУСИЕНКО, обладатель гран-при XI Международного фотоконкурса «День-2009»:

— Фотография, которая получила гран-при, сделана летом в Пирятине на редакционном задании. Мы с журналистами ездили в несколько заведений для людей с ограниченными возможностями, и среди них посетили этот пирятинский приют — заведение для детей. По-видимому, не стоит объяснять, какое у меня было впечатление — гнетущее. Тяжело видеть человеческое горе, особенно детское. В таких заведениях работают просто святые люди. Они каждый день это человеческое горе пропускают через себя. Благодаря этим людям детки там находятся в хорошей психологической атмосфере. Тем не менее, попадая туда, переживаешь шок. Соответствующее настроение у снимков из этой серии. Конечно, работа пессимистическая, как сказал представитель «Проминвестбанка», который вручал мне главный приз. Но мне хочется верить, что такие работы не просто будут шокировать зрителя, но и привлекать внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями. Приятно, что мое стремление высоко оценено. Хочу поблагодарить коллектив газеты «День», главного редактора Ларису Ившину за возможность показать свой профессиональный уровень, оценить других, просто пообщаться с коллегами, друзьями. Желаю, чтобы настроение фотографий будущих победителей было более оптимистичным.

Марина ОСТАПЕНКО, пресс-секретарь председателя Службы безопасности Украины:

— Фотовыставка газеты «День» — это яркое подтверждение настоящей Украины, которой не увидишь по телевизору. А настоящую Украину не видят только те, кто не хочет ее видеть. Меня очень поразили фотографии «Мир глазами детей». Ведь, в первую очередь, их интересует природа, животные, и все это мы видим на фотографиях. Ежегодно приходя на фотовыставку «Дня» я получаю большой заряд позитивной энергии, поскольку все эти снимки передают настоящую жизнь. Молодые воспринимают ее более органически, поскольку у них впереди вся жизнь, а пожилые — более эмоционально. Очень хорошо, что все эти фотографии собраны в одном месте, потому что именно таким образом можно увидеть сконцентрированное выражение жизни: страдания, радости. Мир является таким, каким он есть, и очень хорошо, что благодаря газете «День» его можно охватить буквально за полчаса.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории Украины НАН Украины:

— Сравнивая нынешнюю фотовыставку с прошлогодней, я могу сказать, что в этом году на фотографиях намного меньше политики. Главный сюжет фотовыставки 2009 года — это наша повседневная жизнь. Конечно, без сатиры, то есть политики, не обошлось, но сегодня преобладает юмор, причем юмор мягкий, а иногда даже и меланхоличный. Эти фотографии — это срез жизни нашего общества. В зависимости от сюжетов, ощущение меняется: становится горько или радостно. Я, как автор многих исторических книжек, знаю насколько тяжело иллюстрировать книги, поэтому, могу сказать, что как раз через 50 лет фотографии газеты «День» станут мощным архивом для будущих иллюстраций. Но это будут не просто иллюстрации, а часть больших трудов. Газета накопила уже достаточно большой опыт в организации подобных фотовыставок, а это имеет огромное значение для будущего. Газета «День» — это не просто газета, это явление в нашей общественной жизни.

Игорь СМЕШКО, руководитель Центра стратегических исследований и анализа, экс-председатель СБУ:

— Лариса Ившина является уникальным человеком на фоне политической элиты нашей страны. Она своим волынским сердцем ощущает Украину, привнося в наше общество наиболее нужные вещи: общемировую культуру и любовь к Украине. Уровень произведений, представленных на фотовыставке, выше национального — он мировой. В этих снимках присутствует христианская мораль, доброта, любовь, вера, то есть качества, которые, в отличие от политиков, присущи рядовым гражданам. И именно рядовые граждане создают сегодня новую, сильную, независимую, гордую Украину. Мы с вами сейчас остановились около маленького татарского уголка, где на фотографиях отображено возвращение крымских татар на Родину, в родное село, Рефата Чубарова. Какая здесь изображена любовь, печаль, благородство, толерантность братского нам народа! Тут присутствует высокое патриотическое украинское мышление. Я каждой год прихожу на фотовыставку газеты «День» с огромным удовольствием, потому что здесь из первоисточников мы имеем то, чего нам так не хватает — культуры, культуры и еще раз культуры. Только она поднимет нас. Пока мы в сердце не будем нести христианскую мораль, до тех пор у нас будет господствовать серость, безответственность и непрофессионализм.

Константин МАТВИЕНКО, политолог, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:

— Я посещаю фотовыставку «Дня» уже более пяти лет и с каждым годом эмоциональное впечатление становится все сильнее. Я удивляюсь, где берутся все эти талантливые фотографы и сюжеты? Действительно, эмоциональный уровень выставки возрастает — и это очень приятно. Это свидетельствует о том, что в фотоискусстве происходит общественная рефлексия. Безусловно, ту Украину, которую я не увидел по телевизору или путешествуя по Украине, я увидел здесь. На этой фотовыставке очень много разных ракурсов, которые может увидеть только фотограф. Конечно, такую выставку нужно проводить, а главное — архивировать все фотографии. Абстрагируясь от обычных комплиментов, хочу сказать — большое спасибо «Дню».

Евгений МАРЧУК, общественный деятель Украины:

— К большому счастью, я никогда не верил телевидению, как единственному объективному источнику информации, хотя, безусловно, слежу за всеми украинскими и мировыми событиями. Но по телевизору не увидишь ту Украину, которая присутствует сегодня на этих фотографиях. В этом году на конкурс были представлено 1637 работ от 171 автора, из них выбрали 220 наиболее актуальных. Чем отличается нынешняя фотовыставка? А тем, что на фотографиях почти отсутствует современная так называемая политическая элита, которая потеряла свою репутацию в народе. Ведь, все эти снимки представлены разными фотографами, в том числе, детьми, и все они, кроме трех человек, не из газеты «День». То есть аполитичность фотовыставки 2009 года только подтверждает социологические рейтинги недоверия к политикам. С другой стороны, есть много других фантастических работ, которые дают своеобразный философский ключ к определенному, зафиксированному фотографом моменту жизни. Для этого только нужно присмотреться и прочитать. В этом году я побывал на фотовыставке газеты «День» в городке Чечельник, что на Винниччине. Хочу отметить, несмотря на то, что люди там территориально находятся далеко от Киева, по своему уровню они не являются периферией. Свидетельством этого стал их большой интерес к фотовыставке. Поэтому, я подтверждаю, — то что делает газета «День» при помощи своей фотовыставки, разъезжая по всей Украине, это своеобразное телевидение на колесах. Но телевидение специфическое, которое фиксирует и концентрирует. Поэтому я поздравляю всех участников конкурса, в частности, и коллектив газеты «День», который скрупулезно собирает, отбирает и организовывает эту фотовыставку. Относительно победителя конкурса — фотографии «Свадьба на все село» — это заслуженно и правильно.

Зина КАЛАЙ-КЛАЙТМАН, посол Государства Израиль в Украине:

— Выставка замечательная. Если сравнивать ее с прошлогодней, то становится ясно, что сегодня упор был сделан на ежедневную жизнь украинцев, на более человеческие, жанровые картины. Мне это очень близко. Запомнилась фотография, на которой мамы идут с колясками, фотография «Жінки» — там современная девушка на высоких каблуках стоит рядом с монахиней. Я люблю неожиданные ракурсы. Прошлогодней выставке нынешняя не уступает ни в коем случае, она просто немножко другая, нежели обычно, но уровень ее высокий. Мы смотрим на эти фотографии и видим: люди продолжают жить повседневной жизнью, несмотря ни на что, мы видим в людях что-то симпатичное, а иногда — и не очень. Многим фотохудожниками удалось отразить украинскую реальность очень верно.

Михаил РЕЗНИКОВИЧ, художественный руководитель, генеральный директор Театра им. Леси Украинки:

— Каждый раз, когда прихожу на вашу выставку, меня переполняют положительные эмоции, которые не так часто возникают в нашей сегодняшней жизни, и поэтому настроение улучшается. Здесь мы прикасаемся к подлинному фотоискусству. Что больше меня лично задевает и потрясает? Одна из фотографий буквально переворачивает душу — это работа под названием «Две правды». На ней запечатлены руководители нашей державы, а спиной к нам стоит старик — смотришь на этот запечатленный миг, и становится очень грустно. Это грустно по жизни, но очень талантливо по мгновениям... Замечательна фотография «Заместитель фемиды» — на ней запечатлен член Конституционного Суда, закрывший глаза руками. А еще запомнилось некое хулиганство фотографов. Например, ворона сидит на светофоре и горит красный свет (эта фотография вызывает улыбку), или показан мир за забором и две собаки. Я поздравляю вас с тем, что и в этот раз представлена прекрасная выставка, где запечатлены такие разные моменты нашей сегодняшней жизни.

Всеволод ЛОСКУТОВ, Временный поверенный в делах Российской Федерации в Украине:

— Фотовыставка «Дня» — явление уникальное. Я не знаю в Украине другой газеты, которая проводит фотовернисажи такого высоко уровня. Ежегодно эту выставку ждут, и она не разочаровывает, а кто хоть раз побывал на ней, то уже знает, что увидит мозаику сегодняшних реалий. Каждая работа — мини-рассказ о событии, о человеке или каком-то явлении и это большое фотоискусство. Здесь можно увидеть разные регионы Украины и пусть традиция проведения фотовыставок «Дня» будет продолжаться еще много-много лет. Язык фотографии лаконичен, а работы, сделанные мастерами, и представленные ныне, дают возможность лучше узнать нашу современность. Участие в выставке заставляет многих фотографов относиться к своей профессии, как искусству, а те, кто получил призы — действительно лучшие из лучших. С каждым годом фотовыставка становится все полнокровнее, разнообразнее, открывая новые имена фоторепортеров. Приятно, что второй год подряд на ней представлены работы детей и молодежи, и это прекрасно, т.к. постепенно вырастает новое поколение фотохудожников. А еще выставка является хроникой начала XXI столетия. Здесь много интересных работ и трудно выделить какую-то одну. Для меня наибольший интерес представляют те работы, которые отражают знаковые события в жизни Украины, в частности, открытие прекрасного стадиона «Донбасс-Арена» в Донецке — на сегодня лучший в Европе; понравились и сценки из деятельности украинского парламента, демократически отражающие работу некоторых депутатов; а также фото известных политиков и знаменитых людей (в неожиданно пойманных фотографами ситуациях из жизни VIP-персон).

Алексей ГНИЛУША, ведущий программы «Факти», ICTV:

— Нынешняя выставка произвела на меня очень сильное впечатление. Здесь мы видим разнообразие жанров. Особенно мне нравится то, что на этих фотографиях есть лица. Лица очень фактурные, очень характерные. И это очень важно. Когда мы с коллегами решали, кому вручить приз от нашего канала, в первую очередь руководствовались именно этим принципом. Мне кажется, что фотографы-художники видят страну, ее действительность именно через людей. Ведь если люди видят людей, то это значит, что со страной все хорошо. Я пользуюсь фактически одним и тем же принципом, оценивая все произведения искусства. Произведение должно оставлять послевкусие. Если ты после контактирования с искусством продолжаешь думать об увиденном, так это ОНО! Я думаю о вашей выставке уже в течение нескольких дней, потому что имел возможность просмотреть фотографии раньше, — чтобы определиться с работой-победителем. До сих пор некоторые вещи всплывают в памяти — они являются знаковыми, во всяком случае, для меня. Я думаю, что этой выставкой вам действительно удалось открыть Украину для украинцев, возможно, не на сто процентов, но на процентов 70 — точно. Вы провели мощную работу, за что спасибо «Дню» и отдельно — Ларисе Ившиной.

Владимир ГАРБУЗ, художник:

— Сегодня в Украине довольно мощная фотошкола. Но главное, что в Украине существует непочатый край творческой работы для фотохудожников. Отмеченные призами работы сделаны преимущественно где-то в глубинке. Особенно интересны фотографии-типажи, фото-характеры наших дедов, отцов... Фотохудожники при помощи своего объектива фиксируют, в каком упадке находится село, земля. И поэтому мне кажется, что на уровне социальном фотохудожник становится философом жизни. Он умеет подметить очень интересные грани. Я считаю, что эти фотографии были бы интересны не только украинцам, но и всему миру. Не изобразительное арт-некрофильство, а вот такие фотографии, которые ретранслируют различные грани украинской жизни, фотографии живые, которые проговаривают к зрителю. Они волнуют душу. И именно в этом роль настоящего искусства.

Александра КОВАЛЬ, президент Львовского форума издателей:

— Несчастная, одинокая старость, разоренные села, грустные люди. То, что я вижу везде, — это и здесь. Поэтому, наверно, фотовыставка является отражением реальности. Когда-то к фотографии относились более ответственно, когда-то этот процесс нуждался во времени. Следовало долго и нудно снимать на пленку, проявлять собственноручно. Фотографирование в те времена было каким-то особым событием. Фотографии собирались в альбомы, их просматривали, и это была летопись жизни. Тогда не фиксировался каждый момент, фрагмент, а только важнейшие мгновения жизни. А сейчас, как и многое в нашей жизни, фотография стала какой-то примитивной и легкодоступной, и из-за этого — безответственной. Я не говорю, что это касается данной экспозиции. Фотографии, которые представлены здесь, бесспорно, тщательно отобраны, но в целом все очень примитивизируется. Последний раз я была на фотовыставке «Дня» два года назад, и должна сказать, что тематика такая же. Уровень удерживается, однако каких-то открытий для себя я не сделала.

Николай КНЯЖИЦКИЙ, генеральный директор телеканала ТВ-і:

— На ежегодные выставки «Дня» я хожу регулярно, потому что они мне интересны. Лично меня в этом году больше всего поразили детские работы. Фотовыставка «Дня» представляет очень разные подходы к фотографии, и она, по-видимому, является наиболее значительным явлением в сфере современной фотографии в Украине. Более того, я не знаю другого средства массовой информации в нашей стране, которое уделяет столько внимания фототворчеству. Хотя для журналистики фотография является очень важной. Главное, что этой экспозицией удалось показать разных украинцев. Мне кажется, что доступность фотографирования для всех не делает фотографию массовым явлением, потому что так теряется ее качество. Писать романы также может каждый, однако мы читаем только те, которые написаны талантливыми авторами. Сегодня фотография стала, по сути, близкой к литературе, и в этом плюс, на мой взгляд.

Павел ГУДИМОВ, музыкант, руководитель «Гудимов арт проект»:

— Представленный в этой экспозиции материал очень разный, он не повторяется. Репортажная фотография в Украине недостаточно развита. Особенно это касается культурного направления, я встретил здесь только несколько таких фотографий. В большинстве это политика, люди, которые нуждаются во внимании. Грустно смотреть на такие вещи. Однако понять, до чего мы довели Украину, без «ведра холодной воды», которое выливает на нас газета «День», невозможно. Репортажная фотография — это своеобразная рефлексия эпохи, наверное, один из важнейших документов, который оставляет время. Очень хочется, чтобы, кроме организации фотовыставки, выпускались еще и ежегодные фотокатологи этих экспозиций. Вообще, хочу сказать: то, что делает Лариса Ившина, я очень уважаю. Газета «День» — патриотическое издание, именно патриотическое, а не фанатичное, она касается именно тех вопросов, которые очень волнуют и меня. Это вопрос культуры, возрождения нации и социальных проблем. Именно на таком уровне следует их освещать.

Евгений ЗИНЧЕНКО, ведущий «ПроСпорт», «1+1»:

— Просматривая выставку, я думал о том, что с подобным материалом я имею дело каждый день. Ведь фотография и подвижное изображение, то есть видео, находятся приблизительно на одной плоскости. Поэтому рассматриваю я любое изображение как возможность что-то сказать зрителю, показать ему несколько больше, чем просто картинку. И здесь, на фотовыставке, я автоматически ищу то же, что и при отборе видео для сюжета — эмоциональности. Я сосредоточиваюсь на эмоциональной составляющей фотографии. Поэтому больше всего понравились мне те фотографии, на которых есть лица. Я увидел разных украинцев — по профессии, возрасту, эмоциям. Особыми мне показались фотографии, сделанные детьми, потому что они искренние, непосредственные. Ребенок более подвижен и в физическом плане, и в эмоциональном. Поэтому детские фотографии интересны. Здесь есть такие фотографии, глядя на которые хочется просто улыбнуться, они заряжают позитивом. Очень благодарен «Дню» за возможность увидеть такую разнообразную палитру украинской жизни.

Инна КУЗНЕЦОВА, директор Киевского бюро службы «Радіо «Свобода»:

— Только тогда, когда я посещаю такие выставки, я жалею, что работаю на радио, а не в печатных СМИ. Я открыла какие-то новые грани в Украине. Как правило, те, кто живет в Киеве, видят только столичную Украину. А такие выставки помогают увидеть страну глубинно, изнутри. Меня очень поразила фотография Владислава Мусиенко «Приют». Черно-белых цветов сейчас очень мало, даже газеты отошли от этой гаммы. А вот когда видишь черно-белую фотографию — она как-то привлекает. Сейчас фактически в каждой семье есть фотоаппарат, и это дает возможность «запечатлеть» все, что происходит. А вот настоящих художественных фотографий недостает. Но даже репортажные снимки могут нести художественность. Именно такие фотографии должны публиковаться на страницах газет.

Ирина ГОРДИЙЧУК, заместитель главного редактора журнала «ТелеCity»:

— Мне всегда очень нравятся выставки, которые организовывает ваше издание. Потому что искусство фотографии мне иногда больше по душе, чем видеоискусство. Эти застывшие мгновения, которые, наверное, уже никогда не повторятся. В этом году фотоконкурс менее заполитизирован, и мне это нравится. Очень много интересных, профессиональных фотографий, которые даже невозможно уложить в один какой-то определенный жанр. Мы живем в настолько заполитизированное время, что я, абсолютно аполитичный человек, обращаю внимание на трогательные, милые фотографии, которые вызывают такие эмоции, без которых просто невозможно жить. Это прекрасная традиция, поэтому нужно ее продолжать.

Ольга ТАУКАЧ, редактор журнала «Зовнішні справи» Министерства иностранных дел Украины:

— Вы знаете, я ежегодно хожу на фотовыставку, которую организовывает газета «День». И лишним свидетельством того, что это высококлассная экспозиция, где представлены высококлассные, талантливые художники, является то, что репортаж превращается именно в произведение искусства, а не в какие-то будничные вещи. Фотографии, которые представлены здесь, по моему глубокому убеждению, являются произведениями искусства. Нынешняя выставка, как и предыдущие, очень тонко передает чувства, нерв и настроения, которые существуют в обществе сегодня, независимо от того, какой это уголок нашей Украины, какая это область. Большинство посетителей, и я была свидетелем того, смеялись. Смеялись, в том числе, и над собой, над тем, какими мы есть. Однако есть и грустная нота. Так мне, во всяком случае, показалось. В этом году отмечали фотографии преимущественно социальной тематики. Очевидно, это о чем-то говорит. Большое вам спасибо и за Украину глазами детей. Это тот момент, который действительно дает надежду на светлый завтрашний день. Детские работы не омрачены сегодняшним днем, как работы взрослых. Они оптимистичны, излучают свет, солнышко и дают надежду на то, что все же завтрашний день будет намного лучшим, чем сегодняшний.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, театральный режиссер, руководитель театра «Сузір’я»:

— Искусство — это нематериальное средство приобщения к бессмертию. Хотя фотография — это материальное средство... Тем более такая, которая поддерживается и награждается. Эти фотографии могут составить своеобразный банк моментов жизни. И кто-то будет просматривать эти альбомы через сто лет, и он, возможно, поймет, почему наши лица, те, которые сегодня на фотографиях, не имеют ничего общего с теми, которые были сто лет назад, и почему эти лица меняются. Вот что меня интересует прежде всего. Тут есть еще одна особенность. Многие из этих снимков — это и фотография, которую увидели журналисты, у которых свое впечатление о происходящем сегодня в жизни людской. Сегодня каждый может быть фотографом, имея фотоаппарат даже в телефоне. Но далеко не все фото выведены мыслью на определенный уровень, где фото становится уже материалом для общения, что-то подытоживает, на что-то обращает внимание, о чем-то сигнализирует. Поэтому фотография мне дорога, прежде всего, как средство обобщения и общения. Если посмотреть на гран-при прошлых лет, то там больше трагической ноты. Сегодня в этой выставке много жизнеутверждающих фотографий с чувством юмора, тонкой иронией. В этой сумме фотовпечатлений, которая называется фотовыставкой газеты «День», больше всего мне дорога — именно оптимистическая нота и ироническая. Эти две ноты могут составить музыку нового времени. Поскольку они формируют в человеке разумное отношение к жизни.

Анатолий ГАЙДАМАКА, художник:

— Я слежу за вашими выставками. Мне кажется, тут мы видим более реальную Украину, чем, предположим, в телевизоре. Так как здесь, в этих выхваченных моментах заложена душа. Фотохудожники — тоже гении. Здесь есть действительно гениальные работы. Перепады настроения, конечно, большие, но если в фотографии есть находка, то она — явная. Наиболее ценна для меня, как художника, постановка кадра, композиция, то, как человек компонует кадр, — так же как живописное полотно. К тому же, находит сюжет, какие-то ассоциации. Фото может вдохновлять художника. Мы также ходим с фотоаппаратами, чтобы зафиксировать какие-то интересные моменты. Например, состояния природы, а потом уже, в своих работах, привносить в них свои ассоциации, отношение, настроение. Средства у фотохудожника и традиционного художника разные, но мышление похоже.

Сергей ЯКУТОВИЧ, художник-график:

— Так тяжело везде, а сюда приходишь — и становишься радостнее. Фотовыставка «Дня» — это интеллигентый разговор о нашей стране — с юмором, иронией, но все-таки немного приукрашенный. С другой стороны, вездесущая «чернуха» всем уже надоела. В экспозиции есть не просто хорошие фотографии, схваченные на них образы не просто сняты мимоходом, они увидены... Здесь собран образ Украины и есть среди этих фото — просто находки. Хотя мне, как графику, немного не хватает черно-белой репортажной фотографии. Вообще, фото сейчас вышло на первое место. Потому что кино нет. Документалистики нет. А фото уделяется много внимания. Хотя из-за того, что фотографии стали в основном цифровыми, теряется индивидуализм фотографа. Раньше был контакт с пленкой. Фотограф, как и художник, — он перебарывал материал.

Ежи ОНУХ,директор Польского института:

— Украина тут очень разнообразная. Вы добавляете к транслируемому СМИ образу еще один голос. Что касается моих личных впечатлений, то я смотрю на фотографию как на некий эскиз или уже завершенную творческую картину. Для меня весомо не только содержание, не только то, что оно касается важных вещей, но и то, как она сделана, как выглядит визуально, притягивает ли она меня. Мои рецепторы направлены прежде всего на это. Если говорить вообще о фотовыставке, то в Украине есть такое прекрасное слово — «нормальная». Нормальность проявляется в том, что есть диапазон, т.е. это не попытка показать один тип видения или одну Украину. Поскольку нет какого-то одного конкретного образа Украины, нет единого образа украинца. Даже стереотипов много. Вы показали, что «Уорлд Пресс Фото» можно делать здесь, в Украине. Прессовая фотография имеет очень большой потенциал, она несет мощный месседж. Из нее могут рождаться даже художественные проекты.

Лукьян СЕЛЬСКИЙ, ведущий, ICTV:

— С большой радостью я созерцал положительные фотографии, смешные, остроумные, которые никоим образом не касаются политических или социально-острых вопросов. Улыбающиеся девочки, бабушка, которая едет на телеге. Вот такие моменты, которые, несмотря на трудности в Украине, дают большой позитив. Если сравнивать с прошлым годом, то опять есть кавказские мотивы, политическая тематика, хотя ее меньше, и это радует. Больше фотографий посвящено социальному аспекту украинской действительности. Ни в коем случае профессиональные фотографы не должны быть узурпаторами этой профессии. Я уверен, что каждый может поймать именно то мгновение и навечно сохранить его в фотографии.

Алексей ПОГОРЕЛОВ, генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы:

— Я сам фотограф-любитель, интересуюсь фотографией, люблю снимать пейзажи. Считаю, что фотография — это самодостаточное искусство. В этом году выставка мне показалась более динамичной, интереснее прошлогодней, менее пессимистичной, потому что в прошлом году было много катастроф, катаклизмов, много фотографий с негативной окраской. В этом году больше позитива, больше улыбок. Мне кажется, что больше внимания нужно уделять тому, что Украина — это читающая нация, нация, которая уважает печатные СМИ, читает газеты, журналы. Буду настаивать, чтобы в следующем году фотовыставка «Дня» сказала что-то специально по этому поводу. Более позитивные настроения фотографий создают в целом более позитивное впечатление от выставки. Мне больше всего запомнились работы, передающие настроение, — портреты и детские фотографии.

Лилия ПУСТОВИТ, дизайнер:

— Во-первых, я очень рада, что на выставке совсем мало политики. Во-вторых, я заметила, что на фотографиях очень много села — такого красивого, настоящего. А я в последнее время все больше убеждаюсь, что Украина сохранила свою идентичность только благодаря селу. Только там всегда была какая-то сила духа, нравственность. Еще одна тема, которая для нас, можно сказать, постоянная, — это уход «совка». Это тоже здесь зафиксировано. Очень много интересных, настоящих кадров с людьми, побеждающими жизненные обстоятельства. Вместе с тем, есть не только социальный призыв, а просто эстетически красивые фото. С каждым годом, как мне кажется, фотовыставка становится все тоньше. Появляются настоящие произведения искусства, а не просто хорошо схваченные моменты.

Оксана ПАХЛЕВСКАЯ, Римский университет «Ла Сапьенца», Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины:

— Удивительная выставка. Каждая фотография — это отдельная людская история, история страны, история открытий. Это некий ответ всему тому, что делается в стране. На фото очень хорошо видно, что у нас есть политический клан, который будто живет на другой планете, и люди, у которых своя жизнь. Они борются, выживают, защищают самое дорогое, что у них есть. Вот, например, запомнилась одна работа: свинья, рвущаяся во властный дворец — «Свой к своему». Интересно комментировала эти фото иностранная делегация: они сравнивали украинских политиков со своими — у кого лучше мафия, у кого больше коррупции. А что касается человеческой жизни — об этом напишет газета «День». Просто дай вам Боже всегда прорыва, во всех формах вашей работы, вашего журналистского бытия. Эта газета — действительно прорыв, новое мироощущение. Никакой банальности, каждый раз открытие. Ты не просто читаешь, а открываешь что-то новое, не просто общаешься, а обмениваешься мнениями. Постоянно чувствую эту солидарность, чувство товарищества, которое создается внутри и вокруг «Дня». Очень вас люблю, вы большие молодцы.

Сергей БАБАКОВ, творческий директор агентства «Прес-кіт»:

— Фотовыставка «Дня» — это своеобразный камертон нашего сегодняшнего фотомастерства. Очень четко можно увидеть, какой сегодня уровень фотографии в Украине. И должен сказать, что общий уровень работ достаточно высок. Отмечаю уже знакомых мне авторов. Приятно, что в выставке стабильно участвуют известные фотомастера. Из года в год вижу прекрасные фотографии Александра Клименко, Руслана Канюки — наберется десяток работ, которые я бы назвал шедеврами. И отмечаю, как всегда, фотографов Президента: у них есть такие эксклюзивные возможности, каких нет ни у кого. Приятно видеть работы детей, некоторые из которых могут посоревноваться с работами взрослых. Подрастает новое поколение, и есть все основания надеяться, что украинское фотоискусство выйдет на довольно высокий уровень.

Марина ЛАПА, художник:

— Как только вошла на выставку — заметила, какое здесь интересное, позитивное настроение. Осень, везде прохладно — а тут тепло и весело. Приятно, что на фотографиях много улыбающихся людей, много детей. На фоне кризиса и всех невзгод, приятно на такое посмотреть. Больше всего запоминаются фотографии политической, общественной тематики. Открываются какие-то жизненные моменты, которые иногда хочется скрыть.

Александр ХАРВАТ, Ровно:

— Я приветствую инициативу газеты «День», поддерживаю мнение, что «День» сделал самую лучшую выставку репортажной фотографии в Украине. Моя работа «Сельские развлечения» была сделана совсем недавно — летом, в августе. Я был с художниками на пленэре в селе на Виннитчине. Художники, соответственно, рисовали, а я тем временем фотографировал. На берегу речки я увидел мальчиков, которые купались и прыгали с такой железной штуки, на которой была надпись «Худобу не випасати — берег травлений». Это фото и другие, представленные в экспозиции, я отправлял на фотовыставку «Дня» в самый последний момент, поскольку организовывал свою выставку. Однако очень рад, что сегодня я здесь и имею возможность пообщаться с коллегами, посмотреть экспозицию. Очень хорошо, что в этот кризисный год «День» все же держит марку и на высоком уровне организовывает выставку.

Олег НЫЧ, пгт Чечельник:

— Я уже в четвертый раз участвую в фотовыставке газеты «День», фотографирую для вас и уже являюсь корреспондентом. Считаю «День» лучшей газетой Украины. Причин тому очень много — в газете есть прекрасные статьи: Ларисы Ившиной, Мыколы Сирука, Надежды Тысячной и многих других очень интересных авторов. Создатели фото — Руслан Канюка, Костя Гришин, Леонид Бакка. Карикатуры Анатолия Казанского, афоризмы газеты «День», которые стоит выпустить отдельной книгой. Все это в комплексе дает такое нерядовое явление, как «День». Один из афоризмов несколько лет назад мне запомнился особенно, к сожалению, не помню автора. Звучит так: «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно темноты для тех, кто не хочет». Так вот, я считаю, что газета «День» создана как раз для тех, кто хочет видеть. История фотографии «А обещал «Мерседес» простая — свадебная. Когда я фотографировал одну из свадеб, на улице стоял обычный трактор, и вместо того, чтобы фотографироваться на фоне «линкольнов-мерседесов», я предложил молодым такую контрастную идею, которая им понравилась, еще и подняла настроение гостям.

Александр КЛИМЕНКО, г. Киев:

— История моей фотографии — это Либерия, страна Западной Африки. Африканская деревня, основной промысел жителей которой — делать камни. Они берут большую глыбу и молотками разбивают ее на щебень, который потом продают. Ребенок с самого раннего возраста, как только научится держать в руках молоток, сразу отправляется на каменоломню. И девушка на фото из этого села. Я был там в 2007 году и впервые ее там увидел, она тоже била камни. В следующем году, когда я снова приехал, увидел ее набирающей воду. Мне она показалась действительно похожей на Мадонну благодаря африканской грации, сочетанию внешности этой юной особы и глубокого внутреннего мира, мудрости. Вообще, по глазам детей Африки видно, что они уже взрослые, будто прожили жизнь. Свойственной украинским детям беззаботности и наивности в них не увидишь. А вообще, я фотографирую то, что люблю, поэтому, возможно, и фото получаются такие удачные. Люблю Африку и Карпаты и снимаю африканцев и гуцулов.

Максим НЫЧ, пгт Чечельник:

— Фото «Друзья» было сделано во время празднования Ивана Купала у нас в Чечельнике. Отец мальчика, изображенного на фото, был афроамериканцем, но мальчик родился в Украине и разговаривает на украинском языке. Папа умер от болезни, мальчика воспитывает мама. Он очень коммуникабельный, почти ничем не отличается от других детей, кроме цвета кожи. Хотя, как по мне, сейчас в нашей стране цвет кожи не может быть препятствием для чего-либо. Девочка в украинском костюме очень активная, участвует в общественной и культурной жизни города, и вот на празднике выступала. Дети дружат, именно поэтому, я считаю, фото отражает истинную суть вещей.

Александр БУРКОВСКИЙ, г. Киев:

— Я принимаю участие в фотовыставке уже не первый год, и с каждым годом она все лучше и лучше. Особенно радует, что на этой фотовыставке присутствуют настоящие мастера фотожурналистики, и не только столичные, а и из других областей и городов. Переполняет гордость за свою профессию и за коллег. Очень часто наши издания пользуются услугами зарубежных фотожурналистов, я считаю это абсолютно лишним. Украинские фотокорреспонденты имеют высокий уровень профессионализма, изобретательности, и могут конкурировать на любом уровне. Я часто бываю за рубежом и вижу, как работают наши фотографы. В сравнении с зарубежными, таких отчаянных ребят еще нужно поискать. Конечно, хочется поблагодарить газету «День» и лично Ларису Алексеевну за то, что она уделяет такое огромное внимание фотографиям, современным и оригинальным, не украденным из интернета, как это часто практикуют другие издания. Спасибо за возможность читать качественную европейскую прессу, наполненную смыслом от текста до изображения.

Татьяна САВЧЕНКО, директор художественной галереи «Триптих»:

— Не лишним будет заметить, что фотовыставка «Дня» — один из самых лучших культурологических проектов Киева, который, что важно, уже имеет свою традицию. Кроме того, газета «День» занимает существенное место в политической, культурной, интеллектуальной жизни страны, и это явление трудно не заметить. Поэтому я — со всеми комплиментами к газете «День» и лично к Ларисе Ившиной, которая посещает нашу галерею «Триптих», поддерживает нас, о нас пишет. Галерея наградила своими призами многие очень хорошие работы. Особенно ярко мне запомнились две фотоработы. Одна из них — «Богатая натура» Анны Лавровой. Вторая — это Кости Гришина, там изображена пожилая женщина, рукой прикрывающая рот. Портрет производит тяжелое впечатление, но очень запоминается. Все детские работы, конечно, очень трогательные как для начинающих, они конечно прелестны, и это нужно поощрять. Фотография — не самое худшее, чем могут заняться дети, и большое спасибо газете «День» за то, что она эти начинания поддерживает. Так что эта фотовыставка — мудрое и культурное событие.

Ольга БЕЛЕЦКАЯ, автор работы «Эффект высокого неба», приз от компании «Адамант»:

— История фото очень простая: мы с подругой поехали отдыхать в красивое и живописное место, известное многим киевлянам — музей под открытым небом в Пирогово. Там было так красиво, к тому же было хорошее настроение, фотоаппарат под рукой — и так получилось фото. На нем, кстати, моя подруга. Она очень довольна и благодарна, что я ее прославила хотя бы таким образом. Дальше я планирую заниматься профессионально фотографией, пока что основное место работы не позволяет уделять этому достаточно времени, но очень нравится. Тем более, теперь есть стимул, потому что впервые приняла участие в конкурсе и сразу, как говорят, в яблочко. Я работаю в биографическом журнале «Личность», пишем об известных людях, которые изменили ход истории. Поэтому у меня творческая работа, и фотография способствует этому. Я уже ознакомилась со всей выставкой, на мой взгляд, в каждом снимке должен быть какой-то пунктум, чтобы он сразу привлекал взор и нес какой-то смысл, т.е. не просто красивая девушка или ребенок, а чтобы заснятое объективом что-то означало и рассказывало маленькую историю. Современная украинская фотография настолько разнообразна, ведь каждый фотограф уникален, у него есть запас хороших, веселых и грустных кадров, есть с чем принимать участие в следующих выставках.

Анатолий СТЕПАНОВ, автор работы «Современная жизнь песочника», приз от телеканала СІТІ:

— Моя заслуга только в том, что я увидел, как дети пьют пиво в песочнице во время каникул, а с фотографической точки зрения моя работа слабая, сильная только тем, что показывает одну из главных проблем современного общества — дети не знают, куда себя девать, родители заняты, а возможно, махнули рукой, а государству тоже безразлично. Огорчает, что дети играют уже во взрослую жизнь. Если говорить о себе, то фотографией я занимаюсь всю жизнь. Для меня это возможность выразить себя, самореализоваться. Сейчас я редко хожу с фотоаппаратом, не хватает на это времени, но по мере возможности выделяю для этого отдельные дни.

Александр ПАДАЛКО, автор работы «Антибарби», приз от компании СКМ, и «Леди-гитара», приз от художника-эмальера Юлии Бородай:

— Мое фото я назвал не «Антибарби», как сейчас на выставке, а «Иду на Вы». Оно снято в Мариинском парке. Я гулял здесь вечером и увидел, как две девочки играли в шахматы. Сначала незаметно, довольно грустно, без всяких эмоций, я около них походил буквально полчаса, а потом вижу, что они вошли в азарт, все эмоциональнее играют. На фото одна девочка как будто нападает на вторую, у которой ужас на лице. Еще один снимок — «Леди-гитара», где изображена женщина преклонного возраста с гитарой в руках. Фото сделано также случайно, в квартире, т.е. в обстановке нестудийной. Я был у друга, а он — гитарист и имеет несколько гитар, я его и фотографировал. В это время зашла из кухни его бабушка, взяла инструмент, и я сделал кадр. Сейчас начинаю заниматься профессионально фотографией, потому что это именно то, чем бы хотел заниматься в жизни. А по профессии я педагог, несколько лет проработал в школе, преподавал математику и информатику. Теперь фотография — на первом месте.

Олег КАЗЫКИН, автор работы «Джаз-банд из Херсона», приз от телеканала «1+1»:

— Моя фотография была сделана во время джазового фестиваля в «Артеке», который проводился, чтобы объединить детей какими-то высокими целями. В этом году здесь организовали Детскую лигу наций, в этом контексте и были собраны наиболее талантливые коллективы детей из Украины, которых пригласили выступить в Артеке. Для меня этот коллектив из Херсона был чем-то необычным, эти дети — настоящие мастера, например, девочка Полинка играет на всех инструментах — трубе, баяне и т. д. Я познакомился с ними за полгода до фестиваля, где имел задание фотографировать для каталога, но этот кадр я заснял просто для себя, даже не думал, что он что-то завоюет. В том же году я еще принимал участие в детской номинации вашей выставки, теперь в ней мой брат Евгений Казыкин. Мы уже шесть лет посылаем свои работы, первые четыре попытки были неудачными, потому что тогда был только первый год занятий фотографией. Сейчас я студент Национального университета театра и кино им. И. Карпенко-Карого, во многом мне помогает преподаватель, в плане фото. Например, сейчас под его кураторством я снимаю серию «Духовные этюды» — о детях, священнослужителях, украинских церквях, есть различные варианты фотографий, но все они связаны с духовностью. Уже почти год мы работаем над этим проектом и будем выставлять работы в Киево-Печерской лавре, уже отснято много материала. Эта тема для меня очень интересная, потому что сейчас в Украине волна духовного спада, люди мало во что верят, а духовность должна быть у нас в любом случае, если эта выставка поможет решить проблемы, я буду рад.

Алексей ФУРМАН, автор работы «В маршрутке», приз от арт-галереи «Триптих»:

— Я очень часто пользуюсь маршрутками, когда еду в университет (сейчас учусь в Институте журналистики при Национальном университете им. Т. Шевченко) и оттуда домой, и вообще по городу много езжу. Однажды, когда ехал в маршрутке, вместо человека на сидении сидела собака. Честно говоря, когда все вокруг такое серое-серое-серое, а здесь — бац — такое яркое пятно, какая-то молния, вспышка — просто поразительная картина, которую хочется запомнить. Я сидел на заднем сидении, быстро достал фотоаппарат, потому что с ним я всегда хожу, куда бы ни ехал, и стал снимать, сделал кадров двадцать, и на выставке — один из них. Даже не ожидал, что он выиграет, но приятно. Кроме того победила еще одна моя фотография, где фотокорреспондент фотографирует собачку. Я внештатный фотокор УНИАН, и это я запечатлел своего коллегу за работой, также получилось интересно. Еще сложно сказать, буду ли заниматься фотографией профессионально, сейчас это хобби. А там посмотрим.

Валерий ШАРГОРОДСКИЙ, автор работы «Многообещающее начало», приз от Мирового банка и Гостиничного комплекса «Залески», «Когда-то были пионерами» — приз от «Я Галереи», «Гудимов арт проект» и от Украинского дома фотографии:

— На выставку отобрали четыре мои фотографии, три из них получили награды. В прошлом году в нашем городе проходил праздник «Седневская осень», а я люблю такие народные гуляния, потому что там всегда можно найти что-то интересное. Когда праздник закончился, мы уже собирались уезжать, и тут я увидел рядом старый пионерский лагерь. Думаю, дай загляну, и вижу во дворике стоит статуя, которая уже пережила себя, даже ностальгию почувствовал, потому что как-никак это символизирует советские времена, когда я жил. Второй снимок — молодожены сидят на асфальте, а новобрачный держит руль в руках, они якобы едут в светлое будущее. Этот кадр был снят этим летом, я заранее знал, что буду на этой свадьбе и попросил новобрачных приготовить на всякий случай руль. И когда пришла очередь фотосессии, мы выдумывали всякое с этим рулем, импровизировали, и в результате получился интересный кадр. Еще одна фотография «Забытые рецепты», не получившая никакой награды, но как-то по-особому мне дорога. Это было также народное гуляние, после выступления молодых хоровых коллективов на сцену вышли бабушки и начали показывать, как это делалось в их времена. На мой взгляд, получилась душевная фотография.

Александра ПИНЕГИНА, автор работы «Сама нежность», «Тихое счастье» — приз от Международного благотворительного фонда Александра Фельдмана:

— Как-то мы с друзьями поехали на озеро, где игрались пятеро маленьких щенков. Как только мы вышли из воды, а было жарко на улице, они подошли и начали облизывать нам ноги. Я не могла удержаться и сделала фотокадр. О самом конкурсе я узнала из газеты, поскольку люблю заниматься фотографией, решила, почему бы не попробовать. Послала девять фотографий, но выбрали только четыре. В дальнейшем я планирую сделать это профессией, потому что это настолько захватывающе и интересно. Ведь ты можешь видеть мир в деталях, если даже посмотреть на стол, кто-то увидит просто стол, а фотограф — маленькую свечечку и салфетку на нем. Я обожаю снимать такие детали, точно так же, как и определенные эмоции людей, природу, пейзажи.

Роман ХИМЕЙ, автор работы «Всех переклацаем», приз от Волынского национального университета:

— Я получил приз за работу «Всех переклацаем», даже не надеялся на это, потому что фотографией занимаюсь не так давно — всего два года. Очень хочу поблагодарить своего наставника и учителя, который помогал мне — пана Ярему Процива, он участник Союза фотохудожников Украины, а газете «День» — отдельная благодарность за возможность показать свое творчество. Сейчас я учусь в Национальном университете театра и кино им. И. Карпенко-Карого на кинооператора, готовясь к экзаменам, много фотографировал. Как-то зашел на Андреевский спуск, увидел такой момент: из толпы туристов отделились двое девушек, которые фотографировались, почему-то понравился этот эпизод, и я решил его снять. А в целом люблю снимать репортажи. Есть еще одна работа, отобранная для выставки, —«Брось сигарету», где изображен мальчик, который курит сигарету. Это было сфотографировано в моем городе Коломыя. Я хотел показать проблему, которая особенно касается молодежи, не мог пройти мимо, потому что видел, как взрослые, проходившие мимо него, ничего не говорили. А мальчик маленький — лет десяти. Сначала он не понял, что я его снимаю, а потом спросил, для чего я это делаю. Если бы я ему сказал заранее, то не получилось бы такое репортажное фото.

Юрий ПАВЛЕНКО, министр по делам семьи, молодежи и спорта:

— Впечатления очень приятные, многие зафиксированные здесь моменты — это те, в которых я участвовал непосредственно, мог видеть и переживать, например, различные политические моменты в Верховной Раде, митинги, встречи. Конечно, интересно это вспомнить сегодня, те эмоции и впечатления, которые были на тот момент. Сейчас мы стоим возле фотографии, на которой запечатлены депутаты, поздравляющие президента футбольного клуба «Шахтер» за выигрыш кубка УЕФА. В этом году министерство поддержало конкурс детских работ. Я также лично принимал участие в отборе победителя, и хочу отметить, что было очень много интересных работ. Особенность детской фотографии в том, что она более наивна, возможно менее профессиональна, но более искренняя, нежели взрослая. Потому что взрослые ищут какое-то совершенство, а дети совершенно иначе воспринимают мир. Мы довольно долго просматривали снимки, казалось, что определить победителя просто невозможно. В дискуссии сошлись на двух участниках конкурса — Марии Штанько и Максиме Ныче, которые не просто самой работой поразили, но и тематикой, подходом, и показали, что могут стать очень хорошими профессионалами. Сказать, что они лучшие, нельзя — они лучшие из лучших, просто кто-то один всегда побеждает, а они оказались в этом году сильнейшими. Министерство наградило их путевками в детские лагеря «Молодая гвардия» и «Артек». Думаю, что оттуда они привезут новые коллекции фотографий, новые впечатления и создадут новый этап в истории детских лагерей. В целом на выставке увидел больше позитива, не чувствуется в ее атмосфере пессимизма. Да, Украина разная, многогранная, она имеет как успехи, так и некоторые неудачи, победы и поражения, но при этом Украина двигается, развивается, становится сильнее, ее граждане становятся более обеспеченными и уверенными в своем государстве. Этим и полна выставка, каждый человек, который здесь зафиксирован, в той или иной степени повлиял на исторический ход нашей страны. Поддерживает или он нет какие-либо действия, это украинский человек, имеющий свою ценность, и его нужно уважать за эту позицию.

Наталья ЗАБОЛОТНАЯ, директор центра делового и культурного сотрудничества «Украинский дом»:

— Для меня Украина предстает здесь в наиболее ярких цветах, во всех оттенках, запахах, эмоциях — все есть в фотографиях, представленных в Украинском доме на выставке газеты «День». Самое главное — эти работы высокопрофессиональны, несмотря на то, что участвовали в конкурсе и профессионалы, и любители. Мы также отобрали снимки-победители, один из них называется «Храбрый мальчик», где мальчик идет на фоне картины Василия Цаголова, известного украинского художника. Это высокопрофессиональная работа человека, не лишенная чувства юмора. Вообще дети нового поколения совсем другие, они опережают нас, идут на несколько шагов вперед. Детей нужно всегда замечать, поощрять. Возможно, «День», не ставя это себе как цель, выращивает хорошее поколение будущих фотожурналистов и фотографов. Сейчас фотография мира очень развивается, как искусство она стоит на уровне с живописью, на многих биеннале, мировых арт-ярмарках художники высоко котируются. Не каждый еще понимает фотографию как искусство, что уже признано мировыми критиками и арт-кураторами, но это нужно чувствовать. Естественно, живопись, графика и все, что делается руками, никогда не исчезнет с лица земли, но фотография будет все больше наступать им на пятки, поэтому вы на верном пути, ведь вы ищете новых звезд фотоискусства.

Максим СТРИХА, заместитель министра образования и науки Украины:

— Эта выставка хороша тем, что Украина предстает здесь радостной и трагической, то есть является адекватным отображением сегодняшнего общества. Здесь намешано, как и в нашей жизни, позитива и негатива, выразить это числовыми показателями невозможно, лучше воспринимать так, как оно есть. Много хороших снимков есть даже не в категории гран-при — например, фотография, где люди танцуют в таком порыве, страстно в инвалидных колясках, а рядом с ней — фото с Леонидом Даниловичем «Е-мо-е», показывающее, какой бывает наша элита. Интересен сюжет с выборами, где бабушка с внуком или правнуком бросает бюллетени. Здесь нет слабых кадров, каждый из них по-своему сильный. Выбирая победителей, необходимо учитывать момент соответствия жизни и эстетический фактор, так как фотография является произведением искусства, это не просто репортажный снимок. Приятно, что почти все работы соответствуют этим критериям.

Людмила ГАРАРУК, директор по развитию студии ювелирного дизайна «Гарарук», которая во второй раз изготавливает для конкурса «Дня» Приз Призов «Золотой День»:

— Поскольку мы занимаемся предметами роскоши, а роскошь не может быть в стороне от общественной жизни, потому что это наша страна, а мы — украинские производители, украинская ювелирная студия, решили, что должны присоединиться к проекту, который проводит газета «День». Когда Лариса Ившина пришла к нам, мы понравились друг другу и начали сотрудничать. Работа-победитель мне нравится, потому что это грандиозная фотография, символизирующая народную радость — она оптимистичная и веселая. А чтобы получить такую награду, как «Золотой день», фотография должна быть именно оптимистичной, вселять надежду на лучшее будущее, веру в будущее и быть аутентичной.

Николай ИВЧЕНКО, руководитель информационно-аналитического центра «Forex Club»:

— На фотографиях изображены различные чувства: человеческое счастье, горе, красота. Но их объединяет то, что это наша страна. Наше главное богатство — люди. Если посмотреть на этих молодых людей (авторов фотографий. — Ред.), видно, что они трудолюбивые и талантливые. И я считаю, что они достойны жить хорошо. И хотя на этой фотовыставке немало и грустных работ, однако глаза украинцев «светятся». Они излучают надежду на будущее.

Яна БОЙКО, компания спутникового телевидения «Ego-TV» (приз за работу «Почти золотая рыбка»):

— Мы выбрали роботу под названием «Почти золотая рыбка», где старушка ловит рыбу, почти колдуя над ней... Сегодня таких капель оптимизма нам часто не хватает. Поэтому я желаю оптимизма не только этой бабушке, но и всем нам, нашей стране. Ведь впереди у всех нас важные задачи, обязанности, которые мы должны выполнить с оптимизмом. На выставке немало грустных работ. Но нам хотелось сконцентрироваться именно на положительном: оптимизм, хорошее настроение — вот наш выбор.

Даниил КЛЮЧНИКОВ, глава Представительства Adobe Systems в Украине (призы за работы «Тихое счастье», «Снова каникулы», «Весна и осень»):

— Впечатление от выставки очень положительное! Что касается нашего фаворита, очень долго думал. Ведь это было непростое задание: с одной стороны, выбрать профессиональное фото, с другой стороны — образ, с третьей — ценность. В качестве ценности я выбрал семью. Это фото, где семья сидит на берегу моря. Очень приятно смотреть на такие фотографии. Такая же ценность — дети. Здесь есть дети, которые радуются и которые грустят, потому что одиноки. И эти эмоции — именно то, что привлекает внимание в рамках фотовыставки. Невзирая на мировой кризис, такие вещи, как фотовыставка «Дня», несут позитив. Здесь следует отметить организаторский талант вашей газеты. Ведь «День» сумел привлечь к участию ведущие компании, чтобы обратить внимание, с одной стороны, на фотографии, а с другой — на людей, которые их создали, на творческих профессионалов.

Владислав КРАВЕЦ, член правления «Проминвестбанка» (гран-при за работу «В приюте. Пирятин»):

— Мы уже традиционно принимаем участие в этом конкурсе. Планируем продолжить и в дальнейшем эту добрую традицию. Сделаем все, чтобы «Проминвестбанк» был всегда на фотоконкурсе «Дня». Ведь каждый год здесь атмосфера праздника... Относительно фотографий, хочу отметить их жанровое разнообразие. Почти две трети работ, которые мы видели, — это интересные жизненные моменты, смешные случаи и тому подобное. Они вселяют оптимизм. А одна треть — это нелегкие реалии нашей жизни, которые пробирают до глубины души.

Сергей ЕРМИЛОВ, глава Национального агентства Украины по вопросам эффективного использования энергетических ресурсов:

— Просматривая нынешнюю выставку, переживаешь настоящую бурю эмоций: радость, горе и даже бессилие. Очень поражают лица старых людей. Ты видишь перед собой не одну, а несколько жизней. И каждая фотография — это отдельная жизнь. Мой совет читателям: если вы хотите настоящих жизненных эмоций, то посетите фотовыставку «Дня». В театре вы этого не почувствуете. Мне кажется, что в этом году выставка более разноплановая: меньше политики, грусти, больше лирики. Фото, получившие гран-при в предыдущие годы, напоминают о прошлом и предоставляют возможность сравнивать с современным. Впечатляют работы детей и о детях.

Сергей ТУЛУБ, народный депутат Украины:

— Выставка ярко передает сегодняшние реалии Украины: и политические, и социальные. Лично меня очень поразили две фотографии: «Путь в бизнес» (на ней ребенок радостный) и сразу же через пару фотографий ребенок плачет. Вот этих детей поманили, дали повод для радости, а на следующем фото они уже плачут. Очень понравились работы, которые тонко отображают все особенности наших политиков и нашей политической жизни (этого не увидишь по телевидению). Когда смотришь на фото «Столб парламентаризма», «Свой к своим», то сразу ощущаешь, что фотограф не просто фиксирует какие-то сцены. Он работает и как сатирик. А эта ворона на светофоре с красным светом, которая «тоже знает и уважает правила». Понимаете, эти фотографии — настоящая жизнь, которая окружает нас каждый день, но мы ее не успеваем увидеть за каждодневными проблемами. На фото одновременно счастье, боль, тонкий юмор. Их можно найти в каждой детали, но необходимо быть мастером, чтобы показать их в одной фотографии. В целом же мне нравятся не только фото, а и издание, его коллектив. Каждый день с интересом читаю вашу газету. «День» — словно зеркало, которое отображает каждую деталь нашей жизни. На его страницах ты видишь каждый день, но с пояснениями, с душой и с оптимистической верой в будущее.

Ярина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор по корпоративным коммуникациям компании «Майкрософт Украина» (призы за работы «Возвращение», «Кутузов» и «Плод познания»):

— Выставка показывает, что Украина прекрасна и очень разнообразна. По телевидению это видно не всегда, ведь акценты могут расставляться не на приятных моментах. Было интересно увидеть рядом работы зрелых и молодых авторов, которые иногда даже не уступали в мастерстве друг другу. Кроме того, понравилось то, что на выставке представлена красочная жизнь из разных уголков страны. Иногда это был юмор, иногда — боль. Но лично у меня каждая фотография вызвала ощущение очарования той страной, в которой мы живем. Чрезвычайно благодарна газете и конкурсу, ведь они напоминают, что мы все-таки живем в прекрасной стране.

Павел КАЧУР, исполнительный директор Альянса «Новая энергия Украины»:

— Фотовыставка дает сгустки позитивных эмоций, которые от телевидения можно ждать и не дождаться. Ты окунаешься в мир, не похожий на реальный. В этом мире обостряются все ощущения. Через фото открывается намного более многогранный мир, чем он нам кажется в повседневной жизни. Обычно на украинских экранах доминирует политика. На этой же выставке главные герои не политики, а обычные люди, которые каждый день выводят Украину из различных кризисов и неудач. На фото запечатлены наилучшие моменты (возможно, не всегда веселые), которые показывают многогранность жизни. Фотографии-парадоксы заставляют видеть жизненный трагизм и в то же время красоту. Если бы давали гран-при за самое лучшее название, то я бы присудил его работе «Свой к своему», где поросенок бежит в Верховную Раду. В целом выставка оставляет непревзойденное впечатление. После ее посещения ты получаешь море удовлетворения.

Владимир РЯБЧЕНКО, экономист:

— Прекрасная выставка — так держать и дальше. Каждый посетитель видит не просто жизнь Украины. В работах он видит себя, свои будни. Он смотрит и думает: «Это действительно мой день. День прекрасный. Возможно, иногда он грустный, но это то, чем на самом деле живет страна». И увидеть украинцам настоящий украинский день помогает главный редактор издания — пани Лариса Ившина, которая понимает, что страна должна знать свое вчера, видеть сегодня и ощущать завтра. Среди всех работ очень впечатляют фото с людьми преклонного возраста. Ты получаешь от них просто какой-то безумный уровень противоречивых ощущений. Поражает и сочетание на выставке грусти и юмора.

Андрей ГУЛАЙ, представитель Мирового банка в Украине (призы за работы «Многообещающее начало», «Память о язычниках» и «Тупиковая ветка»):

— Выставка очень красочная и в целом создает более положительное настроение. Она правдиво отображает самые интересные моменты реальной жизни украинцев. И когда мы определяли победителей, то сначала выбрали 25 работ, которые были потенциальными претендентами. Это свидетельствует об очень высоком уровне мастерства участников. Надеемся, что и в следующем году фотографы удивят всех интересными, непревзойденными и реальными работами. Мы с нетерпением ждем появления новых работ, в которых будет отображена реальная жизнь.

Андрей ГАЙДУЦКИЙ, помощник заместителя председателя Национального банка Украины:

— Фотографии, сделанные украинскими фотографами, поражают уровнем мастерства. Большинство работ могут принимать участие и в международных фотоконкурсах и получать гран-при. Почему? Потому что они передают моменты из реальной жизни, которые просто берут за душу даже без слов. Эта выставка еще раз подтвердила истину, что фотографы — большие мастера. Ведь на одном снимке они фиксируют все то, что телеоператор вмещает в одном видеоролике. Желаю вашему изданию и в дальнейшем поддерживать эту традицию, а фотографам — быть наготове, ведь не за горами очень яркая и колоритная пора для сбора фотогалереи человеческих эмоций и судеб.

Борис КУШНИРУК, экономист:

— Я заметил такую особенность: на выставке присутствуют не только украинские города. И это прекрасно, что выставка приобретает интернациональный характер. Второй момент — в кадр попадают обычные вещи, события, люди. Но манера их подачи и необычные названия создают ощущение чего-то особенного и совершенного. На этих фото — жизнь без фальши: рядом идут размышления, страдания, радость, горе, слезы.

Олег ЛЯШКО, народный депутат Украины:

— Польза от вашей выставки не только в том, что она дает сильные эмоции и впечатления. Она имеет и практический смысл. Например, я увидел фото девушки с ребенком в полуразрушенной избе. Я попросил организаторов узнать, где она проживает, и мы обязательно поможем решить ее квартирный вопрос. Желаю, чтобы газета «День» отметила еще и 130 день рождения.

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед:

— Я очень люблю выставки фотографий, которые организовывает газета «День», и посещаю их на протяжении нескольких лет. Что бросилось в глаза на этот раз — это то, что стало меньше политики, а больше добрых и светлых работ. Практически все работы освещены любовью к людям, природе, животным, к своему краю, к жизни, но не просто к жизни, а к позитиву, который есть в нашем украинском характере. Мы же, украинцы, — позитивисты! Наш народ пройдет сквозь все невзгоды! Украинцы смеются даже сквозь слезы, потому что все равно когда-то будет по-нашему! И нынешняя выставка это подтверждает. На ней можно увидеть немало работ с теплым юмором, также здесь освещена жизнь во всех ее формах: политической, социальной, культурной, спортивной. Удивляет, как фотохудожники и фоторепортеры умеют «словить» моменты радости и печали, катастрофы и баталии, но все эти работы все равно дают надежду — все у нас будет хорошо! А юмор — так это же наша украинская ментальность! Мне понравилась работа, которая называется «Столб парламентаризма» — когда за колонной виднеются только руки и ноги какого-то депутата, а еще — когда поросенок лезет через забор к зданию Верховной Рады, а подпись к фотографии — «Свой к своему» — так оно и есть... Мне нравится, что газета (не только на выставке, но и в каждом номере) очень придирчиво относится к иллюстративному материалу, и большое внимание уделяет отбору фотографий, а многие из них являются высокохудожественными произведениями. Фотографии — особый вид искусства, а фотокорреспонденты «Дня» — великие мастера! Так держать!

Коррадо КАЛАБРО, юрист и поэт (Италия):

— Когда внимательно рассматриваешь работы, то лучше понимаешь, насколько высокопрофессиональные произведения представлены на этой выставке, и какие талантливые люди их сделали. Потому что ухватить и остановить мгновение жизни на фотографии — необыкновенное искусство. Здесь нет фотографий, где герои позируют, или тех, которые были сделаны в студии, а все работы — репортерская съемка, и у каждой есть интересный ракурс или неожиданный момент, который фотограф сумел уловить. Эти мгновения реальной, а не показушно-гламурной жизни — самое ценное, и именно эта правда без прикрас заставляет внимательно присматриваться к фотоработам. Мне очень понравились фотографии молодежи, представленные на выставке. Очень интересно увидеть, как дети и молодежь видят сегодняшний день: природу и жизнь.

Никола Франко БАЛЛОНИ, директор Итальянского института культуры в Украине:

— Я уже несколько лет обязательно прихожу на фотовыставку «Дня», потому что здесь можно увидеть, как постепенно меняется Украина. Это не просто праздник фотографии и знакомство с лучшими профессионалами этого жанра искусства, а яркое событие. Больше всего мне понравилось фото, где стоит женщина-ветеран войны, которая уже седая, имеет много наград, но у нее маникюр, и даже в пожилом возрасте она все равно остается женщиной. Видно, что она многое пережила, но она полна энергии, и является настоящей женщиной, несмотря на годы. Когда смотришь на эту выставку, то больше узнаешь о вашей стране в различных проявлениях жизни. С юмором передана на нескольких фотографиях политическая жизнь страны, и как говорится, «кто умеет посмеяться — то сумеет преодолеть препятствия».

Евгения СОХАЦКАЯ, профессор Каменец-Подольского национального университета им. Ивана Огиенко:

— Фотовыставка газеты «День» «играет» в унисон с твердо обозначенной программой издания: быть в гуще событий, держать, как говорится, руку на пульсе эпохи, ловить мгновения жизни современности Украины. И действительно, все фото — это выхваченные моменты из жизни такой разной Украины. Как сказала на открытии фотовыставки главный редактор «Дня» пани Лариса Ившина: «Украина предстает на работах настоящей и мудрой, и печальной, и ироничной, и возвышенной...» Мой взгляд выхватывал, прежде всего, те фотокартины, которые помечены печатью национального колорита, украинского духа («Свадьба на все село», «Высокая кухня», «Забытые рецепты», «Счастливая пара», «Украинская застольная», «Козацькому роду нема переводу», «Мир души», «Скороходы», «Второй день на свадьбе» и др.). Органичными, принимая во внимание позицию газеты, являются фото, так сказать, государственнического плана — «Вперед, Украина», «У памятника жертвам Голодомора», «Как к святому. Памяти Джеймса Мейса», «Помните», «Не обманите», «Быковня». Поражают фото об обездоленных людях («Обед аристократа», «Думи мої, думи») и детях («Живу один»). Лично я бы выбрала две фотокартины — «Новая сила» и «Бабушкины цветы». Порыв и сентиментальность, молодость и вечные ценности выражают они. Отрадно, что на фото превалирует молодежный аспект: много молодых лиц, вдохновенных, одержимых порывом к высотам бытия («С мечтой о небе», «Эффект высокого неба», «Умка», «Новая сила», «Дойдем ли мы?», «Джаз-бенд из Херсона»). Высокий регистр серьезных по сути фото «разбавляется» картинами философско-ироничными, например: о закулисных играх наших политиков («Подпольное рукопожатие», «Игра цвета»), о неожиданном ракурсе видения известной личности («Киевский мэр на открытии ипподрома»). Не могут не вызывать улыбку фото, выхватывающие из жизни обычных людей с их недостатками и пристрастиями («Антибарби», «Кутузов», «Богатая натура», «Рядовые электоральных фронтов», «Умные герои всегда идут в обход», «Всех переклацаю» и др.). Их лица радостные, живые, они убеждают — жизнь есть, она развивается. Хочется сказать несколько слов о моменте награждения призеров конкурса. Призы вручали известные фирмы и государственные организации, были и награды от Секретариата Президента. Все их представители сходились на одном: газета «День» успешно строит дом, жители которого хранят Украину в сердце. Украинскую атмосферу праздника усиливали некоторые подарки, цветы и книги для Ларисы Алексеевны, музы и вдохновительницы праздника, она же чувствовала себя настоящей именинницей. Это банка меда от пана Кралюка (Острожская академия) — «чтобы пани Ларисе подсластить жизнь, которая часто отдает горечью будней», или подаренный редакции «Дня» украинский вышитый рушник от Центра вышивания. Оптимистическую атмосферу праздника создавал тот факт, что владельцами только что полученных наград были не седовласые фотокорреспонденты, а молодые, порой совсем юные люди. Именно они хотят видеть Украину украинской и в то же время модерной и открытой для мира. Vivat, «День»! Поздравляю с творческим успехом! Будьте всегда с людьми и творите для людей!

Юрий ГОНЧАРУК, торговый менеджер:

— Хорошая выставка, вдохновляет на что-то творческое. Сразу хочется и самому фотографировать, фиксировать какие-то интересные моменты. Мы живем в таком быстром темпе, что самой жизни иногда и не замечаем. А на фото мы видим эти моменты зафиксированными, это наша память. Больше всего понравилось фото старушки, которая ловит рыбу. Супер.

Светлана АНДРИЙЧУК, менеджер по продажам:

— Мы приходим сюда уже третий год. Разнообразие и глубина фотографий каждый раз поражает. То, что всегда трогает, — это война, больница, приют. По-видимому, потому что лучше запоминается плохое, чем хорошее. Мне кажется, эта выставка может помочь сделать мир лучше, если и дальше будут такие талантливые авторы. А зрители будут понимать, что до них хотят донести.

Богдан, школьник:

— Мне запомнились работы, сделанные детьми. Хотя все они старше, мне десять лет. Но все они очень талантливые. Больше всего понравилось фото зайчика, который испугался, смешной такой. Мне нравится природа, и люди тоже. А политика не очень нравится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать