«Червона рута-2009»
Через 20 лет после легендарного фестиваля 1989 года Черновцы и вся Украина будут вспоминать первый вкус мировоззренческой свободы и традиции музыкального сопротивления«В 1989 году в Черновцах произошел взрыв, сила которого равнялась устремлениям 35 групп, 78 солистов и 48 бардов выйти из тени неизвестности, второсортности, вырваться из объятий инертной действительности», — так в книге «Лицо музыки» описывает легендарную «Червону руту-89» украинский музыкальный критик Сашко Евтушенко. Именно с этого фестиваля, прогремевшего ровно 20 лет назад в Черновцах, началась история новой, незашоренной и лишенной провинциальности, украинской музыки.
— Конечно, весь этот музыкальный потенциал до 1989 года созревал где-то в андерграунде. Но если бы не «Червона рута», на том же уровне он мог бы и остаться. «Червона рута» в 1989 году, без преувеличения, ознаменовала новую эпоху не только в украинской музыке, но и культуре в целом. Это была музыка нового времени, которая несла новые идеи и новую стилистику. Ценность «Червоної рути-89» в том, что она выявила: именно такая музыка нужна обществу. Кто такие были «Братья Гадюкины»? О них никто не знал. Они играли во львовском подвале. Также «ВВ», игравшие «для своих» в рок-клубе. Кто знал о «Кому Вниз»? А Тарас Петриненко в то время работал в Москве и пел песни на русским языке. Если бы не «Червона рута», в Украину он вряд ли вернулся бы», — констатирует Тарас ГРИМАЛЮК, директор творческого агентства «Арт-Велес», который с 1991 года был приобщен к организации фестиваля «Червона рута».
В нынешнем сентябре, спустя ровно двадцать лет после «взрыва» 1989 года, Черновцы будут вспоминать, каким на вкус был первый, уже почти постсовковый, глоток музыкальной и мировоззренческой свободы. В течение четырех дней — с 17 по 20 сентября все пространство города будет погружено в эту атмосферу. Впрочем, Тарас Грималюк, выступающий одним из главных организаторов «Рути-2009», призывает не рассматривать будущее действо как возрождение фестиваля, который фактически ушел в небытие в 1997 году.
— Это юбилейные мероприятия по случаю 20-летия первой «Червоної рути», — объясняет Тарас. — Мы будем вспоминать первую легендарную «Руту», говорить о том, как она изменила мировоззрение целого поколения. Ведь благодаря фестивалю люди на самом деле стали свободнее, они поняли, что свобода — это прекрасно.
В разговоре с Тарасом Грималюком главный редактор «Дня» Лариса Ившина отметила, что «Червона рута» — это одно из тех событий, на которое стоит ориентироваться и которых за историю независимости Украины было не так много, ведь «всех увлекла суета разборки «старой хаты».
— Мне кажется, что это было такое веселое диссидентство. Своего рода репетиция Майдана. Ведь именно те, кто создавал «Червону руту», «заварил» Майдан в 2004 году. Это опыт веселого сопротивления, пробивающего любую броню.
Между прочим, именно Тарас Грималюк был режиссером сценической части оранжевой революции...
— Своеобразная карнавальная, смеховая культура как реакция на запреты. Стеб в стиле «ВВ» и «Братьев Гадюкиных» обладал страшной силой, — говорит он о фестивале. — Люди смеялись над своими недостатками и одновременно над жалкой властью, которая в то время уже была запугана и растеряна, — добавляет Тарас. — У «Руты» всегда был нюх на таланты. Если посмотреть на двадцатилетнюю историю фестиваля, то почти каждая украинская звезда вышла из «Червоної рути». Начиная с «Братьев Гадюкиных», «ВВ», Тараса Петриненко — вплоть до Ани Лорак, Александра Пономарева и даже Виктора Павлика и Натальи Могилевской. Фестивалем занимались люди с головой, видевшие, из кого будет толк, а из кого — нет.
Тарас Грималюк появился в нашей редакции не просто как гость, а прежде всего как читатель «Дня» — с предложением интеллектуального партнерства. Ведь среди длинного списка запланированных «Червоной рутой-2009» действ — не только музыкальные и культурные развлечения-зрелища, но и интеллектуальная коммуникация.
— В Украине продолжается информационная, культурная, экономическая, политическая оккупация. Если раньше наши деды брали оружие в руки и шли воевать, то сейчас технологии значительно хитрее. Внешне все будто бы нормально, а в действительности ведется жестокая борьба. Ее можно проиллюстрировать так: на ринг вышли два боксера (условно говоря, Россия и Украина). Одному из них перед боем нанесли десятки ножевых ранений, а потом сказали: деритесь, это равный бой, это рынок, конкуренция, — красноречиво проводит параллели Тарас Грималюк.
Собственно, вопросы культурной «честной конкуренции» и пути построения честной конкуренции без кавычек, а также общий культурный контекст Украины после «Червоної рути» будет обсуждаться на втором круглом столе, соорганизатором которого Тарас предложил стать газете «День». Надеемся, тезисы и принципы, выработанные при участии интеллектуалов старшего и поколений помоложе, не повиснут в пустоте, а воплотятся в отдельном меморандуме.
Еще один круглый стол, за которым соберутся журналисты, эксперты-музыковеды и музыканты, будет обсуждать трансформации украинской музыки, которые произошли на протяжении последних 20 лет. Речь пойдет не только об индустрии и информационном пространстве, но и об идее, концепции, путях развития украинской музыки.
Сегодня ниша «Руты» как площадки, «кующей» таланты, остается свободной.
— Для многих талантов сегодня нет выхода. Фестивалей такого формата нет, живых клубов с концертами нет, эфиров на телевидении и радио нет, — перечисляет Тарас Грималюк. — Музыканты приходят на «М1», а им говорят: давай 400 баксов за один показ клипа... и транслируют «Поющие трусы». Спасибо Виктору Пинчуку за то, что он приобщает нас к современному искусству, но вместе с тем музыкальные каналы, которые ему принадлежат, душат украинскую музыку. Он привозит старых рокеров, тратя на них миллионы долларов и по дороге создавая себе пиар на международном уровне, в то время как его «М1» и «М2» просто душат своих же музыкантов. Во всем мире телевидение зарабатывает на рекламе, на чем угодно, но не на музыкантах. Наоборот! В цивилизованном мире и радио, и телевидение платят музыканту за то, что они крутят его песни. Это все зависит прежде всего от политики владельцев...
Одновременно, кроме 20-летия фестиваля «Червона рута», в сентябре Черновцы будут праздновать 65 лет со дня рождения Владимира Ивасюка, а также 40-летие песни «Червона рута». Соответствующий указ был издан Президентом Виктором Ющенко.
На незначительные средства, выделенные государством, организаторы юбилейной «Руты» уже выстроили грандиозные, как говорит Тарас, наполеоновские планы. Кроме музыкального конкурса и юбилейного пятичасового концерта, они предусматривают открытие мемориальной доски Владимиру Ивасюку, а также выставки, театральные, литературные, киномероприятия и ярмарки народных мастеров, кобзарский цех и еще целый ряд событий. Так что организаторы продолжают активный поиск спонсоров — чтобы наполеоновские планы все-таки воплотить в жизнь.
«День» внимательно будет следить за развитием событий вокруг фестиваля и будет сообщать читателям о самых главных новостях «Червоної рути-2009».
Выпуск газеты №:
№138, (1996)Section
Панорама «Дня»