Перейти к основному содержанию

«Семейный праздник»

На саммите НАТО могут и не избрать генсека
03 апреля, 20:29

Вчера вечером на немецком курорте Баден-Баден официальным ужином лидеров 28 стран-членов НАТО начались мероприятия по случаю 60-летия со дня подписания Вашингтонского договора. Сегодня юбилейные саммиты Альянса будут проходить в двух городах: французском Страсбурге и немецкому Киле. Участники пересекут мост от Киля до Страсбурга, где ее будет приветствовать президент Франции Николя Саркози, и где пройдет заседание Североатлантического совета НАТО. Характерно, что саммит проходит при участии только членов Альянса. Как объяснил в декабре прошлого года генсек НАТО Яап где Хооп Схеффер, этот будет семейный праздник. Отметим, что в этом празднике принимают участие новички — Албания и Хорватия, которые официально приняты в НАТО.

Несмотря на то что 60 лет существования — неплохой повод для празднования, участники саммита будут говорить о будущем Альянса. «В программе саммита есть церемониальные аспекты: 60-я годовщина, визит президента (Обамы) и празднование возврата Франции в военные структуры НАТО. Заявили о своем желании отметить эти события все страны-союзницы. А по существу дела здесь пройдут углубленные дискуссии относительно отношений с Россией, будущего НАТО и Афганистана», — сказал накануне спикер НАТО Джеймс Аппатурай. Кроме того, во время саммита будет рассмотрена новая стратегическая концепция Альянса и избран преемник нынешнего генерального секретаря НАТО, срок полномочий которого истекает 1 августа нынешнего года.

Следует отметить, что проведение саммита одновременно в Германии и Франции является символическим. Ведь когда-то эти две страны долгое время враждовали, а теперь они являются двигателем Европейского Союза. К тому же, в последний раз саммит НАТО проводился во Франции в 1957 году. А нынешний саммит совпал с возвратом Франции в военные структуры Альянса благодаря усилиям французского президента Николя Саркози. Тем самым в отношениях между Францией и НАТО перевернута страница, которую открыл в 1966 году генерал де Голль, вывевший Францию из военных структур НАТО во имя независимости.

Но полная интеграция Франции в Организацию Североатлантического договора может иметь далеко идущие последствия для военно-политического альянса. С одной стороны, это предоставляет большую легитимность и важность НАТО. С другой стороны, Париж будет пытаться играть большую роль в этой организации, и, в частности, пытаться ее европеизировать. Некоторые французские эксперты отмечают, что одной из важных тем нынешнего саммита должна стать проблема сосуществования НАТО и Европейской системы безопасности, которая функционирует при Совете Евросоюза. В частности, помощник генерального секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии Жан-Франсуа Бюро убежден, что эти две оборонные структуры только дополняют друг друга.

Франция также поддерживает принятие новой стратегической концепции НАТО, в которой все должно быть четко определено. «Французы настаивают на том, чтобы НАТО стало более эффективным, реактивным и гибким, чтобы в этой организации европейцы играли свою роль», — цитирует Агентство Франс-Пресс слова одного из советников Николя Саркози.

Если Франция желает играть большую роль в НАТО, в частности, участвовать в операциях Альянса, то этого нельзя сказать о Германии. Немецкий канцлер Ангела Меркель сдержанно относится к увеличению роли Германии в операциях НАТО, в частности, она не предлагает увеличивать немецкий контингент в Афганистане. А именно поддержки операции в Афганистане со стороны европейских союзников ожидает президент США Барак Обама, который впервые будет участвовать в саммите НАТО. Как отмечают обозреватели, Обама готов больше консультироваться с союзниками по НАТО, но, в то же время, он рассчитывает на то, что они будут прилагать больше усилий для успешности операции в Афганистане.

Кстати, довольно перспективным относительно будущего НАТО и увеличения его участников, является нынешний руководитель этой организации. «НАТО-2020 будет более масштабным, чем Альянс сегодня. Я не строю гипотез о возможных членах и дате их введения, но двери Альянса остаются открытыми», заявил генеральный секретарь Яап где Хооп Схеффер, выступая на форуме молодых «атлантистов» под названием «НАТО в 2020 году: что впереди?» В то же время генсек подчеркнул, что «НАТО не станет всемирной организацией».

Вполне возможно, что одной из таких стран будет Украина. Как известно, на Бухарестском саммите в прошлом году НАТО приняло заявление, в котором отмечается, что Украина и Грузия могут в будущем стать членами Альянса. На днях госсекретарь США Хиллари Клинтон в интервью Рейтерс заявила, что вступление Украины и Грузии в НАТО зависит от соответствия этих стран определенным стандартам.

Фактически эта позиция совпадает с позицией Германии и Франции. После того можно сказать, что Украине следует работать с Берлином и Парижем, чтобы убедить их в готовности страны присоединиться в НАТО. И это, очевидно, будет возможным тогда, когда украинская политическая элита поймет национальные интересы страны и перестанет играться в тему НАТО.

Следует отметить, что по существу единственной интригой нынешнего саммита остается вопрос, кто станет следующим генсеком НАТО. На данный момент наибольшую поддержку среди членов НАТО имеет 56-летний премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен. Однако, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган отказывается поддерживать эту кандидатуру и объясняет это тем, что ряд мусульманских стран призывал турецкое руководство воспользоваться правом вето в НАТО и «перекрыть путь» Рассмусену. Похоже мусульманские страны не хотят простить датскому премьеру его отказ извиниться за публикацию 30 сентября 2005 года в датской газете Jyllands-Posten карикатур на пророка Мухаммеда.

Если европейские лидеры не найдут веских аргументов, чтобы убедить турецкого премьера, то вряд или на этом саммите будет избран новый руководитель Альянса. Вряд ли ведущие европейские страны, Франция и Германия, согласятся на назначение на эту должность министра иностранных дел Радована Сикорского. Хорошо известно, что Париж не в восторге, что Варшава пытается играть большую роль в ЕС. Не исключено, что в результате компромисса генсеком может стать министр обороны Канады Питер Макей. Хотя не понятно, как лидеры НАТО обойдут негласное правило, по которому на эту должность назначается представитель Европы.

КОМЕНТАРИИІ

«Ни в коем случае Украина не должна отказываться от главной цели — стать членом НАТО»

Юрий ЩЕРБАК, экс-посол Украины в США:

— НАТО — самая эффективная безопастностная организация из всех когда-либо существовавших в мире. Это доказал опыт как времен холодной войны, так и периода, наступившего после. НАТО было создано как орган борьбы с имперскими поползновениями Советского Союза на европейскую безопасность, и как противодействие советской угрозе абсолютно выполнило свою функцию, оказалось очень надежным механизмом. По окончании холодной войны НАТО принимало участие в работе различных миссий и показало, что на сегодня другого механизма европейской безопасности нет. Также НАТО провело ряд операций не только в Европе, что дало возможность говорить о глобальности функций Альянса.

Что касается европейской системы коллективной безопасности, о которой иногда говорят украинские политики, то здесь речь идет о каком-то виртуальном понятии, это фикция. Европейцы иногда действительно употребляют термин европейская безопастностная и оборонная политика, но они тогда же откровенно прибавляют, что она касается только определенных политических моментов, и когда возникает потребность в серьезной защите интересов, они обращаются к военным мощностям. Европейская политика безопасности — это soft power, «мягкая сила», но они всегда полагаются на hard power — «твердую силу», силу НАТО. Недаром Франция, все время лоббировавшая создание европейской политики безопасности, сейчас вернулась в военную структуру Альянса.

В то же время сейчас НАТО переживает очень непростой, можно сказать, кризисный период. Это все связано с проведением операций далеко за пределами его географической ответственности, вне границ евроатлантического региона в Афганистане. Эта война долговременная и является очень серьезным испытанием для НАТО.

Что касается предложения министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского о том, что России стоило бы стать членом НАТО, то я разделяю его в том плане, что Организация североатлантического договора должна превратиться в глобальную. Стоило бы включить туда Японию, которая желает стать членом НАТО, Австралию, Новую Зеландию, возможно, Индию, то есть ряд стран азиатского региона, хотя европейский костяк НАТО должен быть сбережен. Сейчас Россия фактически отказалась от своей декларации об особых отношениях с НАТО, она везде пропагандирует, что Альянс — враждебная организация и приближение границ НАТО является угрозой для России. Поэтому трудно себе представить, каким образом пан Сикорский рассчитывал на то, что Россию всерьез примут в Альянс. Я думаю, что это тактический ход человека, являющегося одним из кандидатов на должность генерального секретаря НАТО, он, очевидно, хотел показать свое миролюбие, свои уступки России, как это модно в Германии и Франции. Хочу напомнить, что когда-то были предложения со стороны Советского Союза вступить в НАТО, и все понимали, что это сугубо пропагандистские штучки. На сегодня абсолютно невозможно представить Россию членом Альянса, поскольку она немедленно развалит эту организацию.

Что касается евроатлантических стремлений Украины, то она имеет перспективы вступления в НАТО. Сейчас очень важно не поддаваться панике, ведь нам официально и неофициально объявили, что мы на сегодня не являемся кандидатами на вступление в Альянс, несмотря на декларации Бухарестского саммита. Здесь важно не растерять свои ориентиры, потому что, конечно, будут усиливаться голоса относительно евроазиатского вектора, но это — стратегическая ошибка для XXI века. Украина должна быть членом НАТО, в этом нет никаких сомнений. Единственная проблема — время. Из практических соображений сегодня нужно думать о каких-то других приоритетах, но ни в коем случае не отказываться от главной цели — стать членом Организации североатлантического договора. Военные представители НАТО говорят о том, что военный компонент Украины подготовлен к сотрудничеству с Альянсом, хотя, конечно, существующий у нас политический раздор не украшает страну, которая хочет стать членом НАТО. Мне кажется, наша военная элита тоже очень желает членства в Альянсе. Они понимают, что это обеспечит высокие военные и гуманитарные стандарты. Поэтому мы не никогда не должны терять надежду вступить в эту уважаемую организацию.

«После создания НАТО в Европе не возникло ни одной масштабной войны»

Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:

— Основным назначением Альянса с самого начала было предотвращение масштабной войны в Европе. И фактически НАТО было очень весомым фактором сдерживания возможных агрессивных планов Советского Союза странами Запада. Эффективность НАТО подтверждается тем, что после его создания в Европе больше не возникло ни одной масштабной войны. Но нельзя сказать, что после распада СССР миссия НАТО исчерпалась, она просто видоизменилась. И сами вызовы для Североатлантического альянса очень сильно меняются. С одной стороны, сейчас НАТО продолжает оставаться организацией коллективной безопасности и обороны. С другой, действия Альянса выходят далеко за рамки, собственно, первичной своей цели. На сегодняшний день это, в первую очередь, противодействие глобальным угрозам безопасности, таким как терроризм, пиратство, кибернетическая преступность, угроза распространения оружия массового уничтожения.

Следует сказать, что современные вызовы настолько отличаются от старых, стандартных, что это действительно нуждается в очень серьезном переосмыслении и принятии новых доктрин и освоение новых технологий. На сегодня эта борьба ведется с переменными успехом.

Что касается европейской системы коллективной безопасности, о которой иногда говорят украинские политики, то это один из примеров политиканства или некомпетентности. На самом деле, общая оборонная и безопасностная политика ЕС формируется, но она никоим образом не рассматривается как альтернатива НАТО. Если бы это было не так, то Франция не вернулась бы в военную структуру Альянса, поскольку Париж является одним из главных европейских лоббистов политики безопасности и обороны. Поэтому эти процессы рассматриваются как взаимодополняющие.

Следует признать, что Европейский Союз не является организацией коллективной безопасности и обороны. Эти функции ему несвойственны в принципе. Европейский Союз пытается проводить согласованные военно-политические операции, в первую очередь, миротворческого плана, в различных частях мира, в частности, в Республике Чад есть миссия ЕС. Но это никак не заменяет функции коллективной безопасности и обороны, которую выполняет исключительно Североатлантический Альянс. Поэтому когда мы говорим о явном отличии функций и инструментов, то как мы можем говорить о взаимозаменяемости одного другим? Что касается предложения министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского о том, что России стоило бы стать членом НАТО, то я его поддерживаю. Для Украины некомфортно принимать решение в условиях жестокой альтернативы — Россия или НАТО. Было бы значительно лучше, если бы и Россия также была членом НАТО. На самом деле, это значило бы, что она стала бы демократической, открытой.

Но на сегодня сама модель развития, которая практикуется в России, делает невозможным такое развитие событий. Поэтому ту Россию, какой она выглядит сегодня, никто не сможет принять в Альянс.

Подготовила Алина ПОПКОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать