Горячий почитатель стиля Николая Лысенко
150 лет назад родился композитор Остап НижанковскийУкраинский композитор, хоровой дирижер, педагог, священник, общественный деятель Остап Нижанковский родился в селе Малые Дидушичи Львовской области 150 лет назад, 24 января 1863 года. Закончил Львовскую духовную семинарию, сдал экзамены на учителя музыки в Пражской консерватории, был преподавателем школьного пения, организатором в г. Бережаны на Тернопольщине филиала Львовского общества «Боян», основателем музыкального издательства «Бібліотека музична». Он продолжил линию композиторов-священников и был известен в артистических кругах как горячий почитатель стиля Николая Лысенко и продолжатель его традиций.
В 1896 году Остап Нижанковский сдал в Праге экзамен на учителя музыки. И хотя всегда тщательным образом выполнял свои душпастырьские обязанности, в то же время очень активно и плодотворно занимался музыкально-общественной деятельностью. Так, понимая нехватку печатных нот с произведениями отечественных украинских композиторов, он «на свой страх и риск» основал в 1885 году издательство «Бібліотека музична», которая более всего заботилась о распространении украинского профессионального творчества, особое внимание уделяя изданию произведений Николая Лысенко, а также представителей «перемышльской школы».
В 1892 году отец Остап Нижанковский основал в Бережанах (теперь — районный центр Тернопольской области) филиал хорового общества «Боян» и был его неизменным руководителем на протяжении нескольких лет. Впоследствии руководил хорами «Бояна» во Львове (1895 — 1896) и, получив приход в селе вблизи г. Стрыя Львовской области, взял на себя руководство стрыйским «Бояном».
В мае 1919 года Остап Нижанковский был арестован польской оккупационной властью и расстрелян в Стрые польским офицером без какого-либо обвинения и оснований. Вина его была лишь одна: он был украинцем и писал для украинского народа свою музыку.
Архив Остапа Нижанковского был разграблен чужими и своими мародерами, поэтому значительная часть его рукописей пока еще не найдена.
Остап Нижанковский владел очень ярким музыкальным талантом, но, к сожалению, не имел возможности его развивать, хотя и прожил 56 лет. Поэтому он реализовал себя полнее в традиционных для галицкой музыки жанрах — духовных и светских хорах, в сольном пении, вокальных ансамблях, обработках народных песен, не только украинских, но и других славянских народов, которые он собирал в отдельные «Вязанки». Чутко воспринимая новейшие западноевропейские художественные веяния, в первую очередь романтические и послеромантические, Остап Нижанковский пробовал обращаться и к такому не очень распространенному, новому для украинцев Галичины инструменту, как фортепиано, написав для него несколько миниатюр и большую фантазию «Ветреник».
В вокальном и хоровом творчестве Остапа Нижанковского преобладают сильные драматические чувства, резкие контрасты, интенсивная игра красок. Именно поэтому ему были так близки стихотворения Тараса Шевченко, на которые он создал настоящие вокальные «жемчужины» — песни для сольного исполнения «Вітер в гаю нагинає» и особенно «Минули літа молодії».
Другим поэтом, исключительно созвучным внутреннему миру художника, был Юрий Федькович, «буковинский соловей», который вдохновлял его на создание хоровой сцены «Гуляли» с характерным резким сопоставлением картин беззаботного праздника и душевного страдания главного героя, а кроме того, лирического монолога «З окрушків».
Одним из первых Остап Нижанковский почувствовал красоту символической поэзии Александра Олеся и откликнулся на нее вокально- инструментальным ансамблем «О, не дивуйсь» для сопрано, скрипки и фортепиано.
Песню для сольного исполнения «І молилася я» на стихи Александра Кониского Остап Нижанковский посвятил знаменитой певице Соломии Крушельницкой, которая охотно включала замечательную лирическую сцену, глубоко эмоциональную и чувствительную, настоящую «исповедь несчастной женщины» в свои концертные программы.
Во Львове, на улице Остапа Нижанковского, 2, работает Львовское государственное училище культуры и искусств, выпускником которого является автор этих строк. На улице Остапа Нижанкивского, 5, во Львове работает Львовская государственная музыкальная академия имени Николая Лысенко. Возможно, что на Востоке и Юге Украины об Остапе Нижанковском украинцы знают гораздо меньше, чем на Западе Украины. Но газета «День» постоянно ведет свою просветительскую работу на страницах культуры.
Творчество украинского композитора в средней школе Украины на уроках музыки и пения изучают мало и поверхностно. В советские времена в Киеве работало издательство «Музична Україна», которое издавало много доступной литературы о хоровом пении и музыкальной грамоте, об «украинской дооктябрьской музыке» и тому подобное. В независимой Украине нам уже двадцать один год не хватает средств на музыкальную культуру, на музыкальные инструменты. Но украинская музыкальная культура иногда живет на средства спонсоров, искренних почитателей ее.
Об Остапе Нижанковском можно говорить и писать много. Нам нужно на практике пропагандировать его произведения и постоянно помнить, что в Украине когда-то жил такой человек.
Владимир БРЕНЬКАЧ, артист Львовской народной хоровой капеллы «Лемковина»
Выпуск газеты №:
№13, (2013)