Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Донецк очень любит создавать кумиров, а потом их свергать»

Блогер-краевед Денис ЛАПИН — о смыслах и истории города как уникальном неисчерпаемом контенте
22 февраля, 10:33
ДЕНИС ЛАПИН: «ДЛЯ МЕНЯ СИМВОЛ ГОРОДА — ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР, ВЗОРВАННЫЙ В 1931 ГОДУ. ИМЕННО ОН БЫЛ ОБЪЕКТОМ ПЕРВОЙ ФОТОГРАФИИ ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ. ПОСЛЕДНИМ СВЯЩЕННИКОМ СОБОРА БЫЛ ДМИТРИЙ ПОЛИКАРПОВ, НЕКОГДА СЛУЖИВШИЙ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ И НА ИМПЕРАТОРСКОЙ ЯХТЕ «ШТАНДАРТ». В СВОЕ ВРЕМЯ ЭТО БЫЛО САМОЕ ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ ГОРОДА, ЦЕНТР РЕЛИГИОЗНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. НЫНЕШНЕЕ ПОДОБИЕ ТОГО СЛАВНОГО СОБОРА ПОТЕРЯЛОСЬ В ТЕНИ ОГРОМНОГО БИЗНЕС-ЦЕНТРА»

История он-лайн — одна из самых интересных сфер донецкого Интернета. Здесь есть два ресурса, посвященных истории города. Один из них — довольно молодой: «Донецк: история, события, факты» (infodon.org.ua), который может составить конкуренцию краеведческому музею, а по количеству и богатству старых иллюстраций даже его обогнать. Его авторы — программист Алексей Федько и блогер Денис Лапин. Они устраивают экскурсии по городу, снимают видеорассказы. История и краеведение для обоих — хобби, но увлеченность темой делает их ресурс профессиональным. О том, каков характер и смысл Донецка, — в разговоре с Денисом ЛАПИНЫМ.

— Денис, расскажите о проекте «Инфодон». Как он возник? Чем вас привлекает историческая тематика? И есть ли в Интернете спрос на историю Донецка?

— «Инфодону» уже восьмой год. Его начал программист Алексей Федько. Сам он не коренной дончанин, но его очень волнует тема сохранения истории Донецка. Чуть меньше чем через год к этому проекту присоединился я. Правда, я уже коренной дончанин. Меня и в тот момент, и сейчас очень сильно волнует тема именно сохранения истории города. Мы вместе начали развивать этот проект. К нам еще подключаются люди, которые помогают нам время от времени, а мы несем своеобразную «вахту». Насколько это интересно в Интернете? Есть порядка тысячи посетителей в день, которые читают и смотрят. У нас есть отрывки из фильмов, где показан Донецк, историческая кинохроника; кроме того, сейчас мы начинаем видеоподкастинг. География наших читателей самая разнообразная — от Соединенных Штатов до Австралии. А еще мы проводим экскурсии в реале. Зачастую — для иностранцев. Иногда берем в аренду трамвай, катим на нем по первому маршруту (от Донецкого металлургического завода до ж/д-вокзала по ул.Челюскинцев. — Авт.) и рассказываем историю города. Иногда организовываем пешие экскурсии. Возможно, мы будем это делать сейчас для дончан.

— Как-то вы отметили, что в городе много английской культуры. Вы говорили о том, что многое в Донецке построили немцы, например, то же здание Театра оперы и балета. Какую роль иностранная культура, в целом, сыграла в формировании города?

— Думаю, определенную роль однозначно сыграла. И мы до сих пор видим большую популярность футбола в Донецке. Первая футбольная команда как раз состояла из английских инженеров и русских рабочих. Условно говоря, русских, но там были и люди из украинских сел, может быть, еще откуда-то. Иностранные специалисты привили любовь к спорту. В Юзовке был велотрек, очень активно развивался велоспорт. Это, конечно, тоже заимствованное.

— Уроки истории заключаются в том, чтобы их не повторять, — говорил Олдос Хаксли. Можно ли сказать, что Донецк — один из тех городов, которые вынесли урок из прошлого?

— Донецк очень любит создавать кумиров, а потом их свергать. В свое время в городе, недалеко от фабрики игрушек, был Музей Никиты Хрущева. Тогда это было понятно — он длительное время жил в Донецке, был секретарем райкома партии, закончил местный университет, который долгое время носил его имя. А на заводе (в районе Боссе) раньше стоял станок, за которым якобы работал товарищ Хрущев. Это был кумир, на которого все равнялись. Но не успели Хрущева снять, как тут же был разрушен музей и, конечно же, этот уголок на заводе. И вот это — та проблема, которая есть до сих пор.

— Сейчас можно сказать, что Донецк переживает свой ребрендинг: для кого-то он — футбольная столица, для кого-то — оперная. А для вас?

— Думаю, что сегодняшний Донецк разнопланов и многогранен. У дончан есть одна черта, которая их отличает от остальных, — они все делают фанатично. Если нужно было ставить шахтерские рекорды, то их ставили очень серьезно. Если нужно выиграть чемпионат, то они его выиграют. Если нужно показать оперу, то они разобьются, но покажут ее, чтобы все восхитились. Может быть, это оттого, что Донецку всегда надо было доказывать, что это не серенький посредственный городок, а город, который чего-то стоит.

— Сейчас в городе много реконструкций. Например, Поляны Сказок, части парка Щербакова. А чего Донецк лишился, что уже не вернуть никакими реконструкциями?

— Мне жалко, что в горсаде (сейчас там находится торгово-развлекательный центр «Золотое кольцо». — Авт.) пропала чудесная решетка у грота. Мы можем видеть ее на фотографиях Донецка 1962 года. Мне жалко, что Донецк этого лишился. Причем не в 90-е гг., а в советское время. Тогда она была срезана, и на том месте появился знаменитый подземный переход.

Еще — дом Кроля, фасад которого якобы вписан в ТРЦ Green Plaza. И подобные ему дома, которые сегодня разрушаются. Например, здание банка в Южном микрорайоне, которое несколько недель тому назад горело. Дай Бог, чтобы это здание восстановили. Это все-таки одно из немногих старых зданий в городе. Ну, и самое главное, — дом Свицина-Юза. Я думаю, что это будет грандиозная потеря для города, если этому дома дадут полностью разрушиться. На мой взгляд, разрушить дом основателя города и первого директора завода, было бы очень неправильно.

— С чем связано это невнимание к истории?

— Главный мой тезис в том, что многие расценивают Донецк как город, через который они проходят. Таким людям все равно, что после них останется. И, конечно, эта проблема не только Донецка, это стоит подчеркнуть. Мы можем увидеть кондиционеры, которые крепят на лепку, сделанную в 40-х гг. Люди не очень задумываются над тем, что будет, когда они переедут из этой квартиры, и как будет выглядеть фасад этого дома. То же касается и других памятников. Некоторые наши чиновники больше любят строить и укладывать тротуарную плитку, нежели пытаться восстановить исторические здания и вдохнуть в город немного легенды, пусть даже мифов, и этим порадовать сердца туристов и дончан.

— В городе, помимо муниципального творчества, есть еще и авторские работы, которые дончане сами вписывают в городское пространство. Пример тому — стена дома из холодильников. Донецк в этом особенен? Есть ли в этом плане здесь что-то такое, чего нет в других городах?

— Это есть в каждом городе. Помню, я готовил один материал перед Евро-2012 и в Буденовском районе увидел ворота, украшенные символикой Евро. В том доме жил дедушка, и он мне рассказал, что как только узнал о том, что Украина будет принимать чемпионат, раскрасил ворота. Он сделал это не для какой-то награды или еще чего-то, а для себя и для города. Так что такие вещи есть. Сейчас все больше можно увидеть украшенные дворы многоквартирных домов. Кто-то что-то вырезает из старых покрышек, кто-то мастерит из бутылок. Я думаю, что это должно поощряться и приветствоваться.

— На сайте «Дня» «Україна Incognita» есть рубрика «Интеллектуальная карта Украины», куда каждый может вписать свой город, поселок, село с его интеллектуальными достопримечательностями. Какие бы объекты Донецкой области вы могли внести на такую карту?

— Интересный проект. Возможно, я приму в этом участие. Что бы я мог нанести на карту? К примеру, Свято-Покровский храм в Старомихайловке. Это довольно самобытный храм. Я не знаю, правда, почему руководство местного храма решило закрасить все старые фрески и росписи, и сейчас там наносят новые, которые гораздо хуже старых по качеству. Но это единственный храм в Донецкой области, который в советское время не был закрыт. Еще один храм, который можно было бы нанести на эту карту, находится в поселке Землянки в Макеевке. Там в свое время служил Александр Сохновский, который был репрессирован и расстрелян, а позже причислен к лику новомучеников. Кроме того, это наш Художественный и краеведческий музей. По моему мнению, они достойны того, чтобы быть на этой карте. Я уверен, что сейчас будут развиваться маленькие частные музеи и галереи. Что касается архитектурных мест, домов, зданий, не думаю, что это будет важно для Украины. Для Донецка важно, что здесь был Драйзер, что он ходил по этим улицам и посетил ДК им. Франко, который стоит и сейчас. В Донецке гостили и писатели, и ученые. Несколько раз был Даль, Олеша и др., они общались с местной интеллигенцией, проводили вечера. Если говорить о спорте, то в свое время здесь были лучшие теннисные корты, и Николай Озеров очень любил приезжать в Донецк и играть в теннис с начальником местной железной дороги Приклонским. Все это очень интересно для города, но станет ли это интересно для Украины?..

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать