Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жертвами «санитаров рынка» ежегодно становятся 700 предприятий

Однако Уголовный кодекс до сих пор не предусматривает такого понятия, как рейдерство
10 июля, 13:35

Ежегодный объем рынка поглощений и слияний составляет в Украине $3 миллиарда, и 70 процентов из этой суммы ($2,1 миллиарда) приходится на недружественное рейдерство. За примерами далеко ходить не надо. Как известно, 21 июня милиция задержала в г. Первомайске 20 человек, подозреваемых в причастности к вооруженному рейдерскому захвату «Агрофирмы Корнацких». Интересно, что статья Уголовного кодекса Украины, инкриминируемая задержанным, это всего лишь хулиганство. Правда, с применением огнестрельного и холодного оружия. Сообщая об этом, первый заместитель министра внутренних дел Виктор Дубовик сказал, что за это правонарушение предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Дойдет ли это дело до суда, и каким будет реальное наказание? В Украине на этот вопрос ответить непросто. Вполне вероятно, что хулиганов пожалеют и осудят условно, тогда как организаторы вооруженной акции вообще останутся в тени — они-то даже не хулиганили... Как ни странно, но в стране, сильнее других пострадавшей от рейдерства (речь идет не только о людях, лишившихся собственности, но и о государстве в целом, для которого это явление обернулось существенными потерями иностранных инвестиций), Уголовный кодекс до сих пор не знает такого понятия, уже давно замеченного авторами известных энциклопедий мира.

Впрочем, тут есть определенная логика. Само по себе рейдерство в цивилизованном мире не осуждается и не преследуется, поскольку акции предприятий в ходе поглощений скупаются не на проходных предприятий и не в подворотнях общежитий, а на биржах, открыто и гласно. И собственность в результате переходит из рук в руки в соответствии с законом, без подкупов и захватов. Рейдеров даже называют санитарами рынка, поскольку они, как правило, удаляют с него людей, не выдерживающих экономической конкуренции. Криминальных рейдеров в Украине, наоборот, привлекают вполне конкурентоспособные предприятия. Схемы по их захвату чаще всего начинаются с анонимных информационных атак, фабрикации подложных долговых документов, скупки акций подставными структурами и завершаются неправедными решениями судов и захватом предприятий с помощью грубой силы, а иногда и с жертвами.

Как рассказал журналистам советник практики корпоративного права международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов, недавно Кабмин принял к рассмотрению очередной законопроект об усовершенствовании законодательства по борьбе с рейдерством. «Наверное, — отмечает юрист, — это определенная попытка ответить на события, происходящие в последние полгода». Правда, на власти и новые законы он не возлагает особых надежд, а потому не советует бизнесу расслабляться, мол, мы уже в Европе, и предлагает защищаться от рейдерства самостоятельно и, в первую очередь, не пренебрегать оформлением надлежащим образом прав собственности.

Можно прислушаться и к советам на этот счет представителя департамента борьбы с экономической преступностью МВД Украины Алексея Комара (его молчаливо поддерживал напарник из того же департамента Руслан Гаврилюк). По его словам, важно вести постоянный мониторинг изменений в составе акционеров, следить за скупкой акций дополнительных эмиссий, не допускать просроченной кредиторской задолженности, которая чаще всего становится предметом судебных споров и затем — основанием для рейдерских действий. Офицер даже не возражает против использования службой экономической безопасности методов конкурентной разведки... В то же время он жалуется не только на то, что в украинском законодательстве сегодня отсутствует такой термин, как рейдерство, но и на то, что Уголовный кодекс не содержит санкций за соответствующие преступления. Рейдеры могут подвергаться преследованию как мошенники или как хулиганы...

«Что мешает государству победить рейдеров?» — спрашивает директор Антирейдерского союза предприятий Украины Андрей СЕМИДИДЬКО. Он подчеркивает, что реанимация межведомственной антирейдерской комиссии (кстати, она была создана правительством именно по инициативе этой общественной организации) означает, что борьба с рейдерством возможна сейчас в Украине только в ручном режиме, поскольку правоохранительная и судебная системы работают со сбоями.

«В Уголовном кодексе есть целый ряд статей, по которым могли бы квалифицироваться преступления рейдеров», — отмечает эксперт. Он сообщает, что за время существования его организации и примерно 20 тысяч предприятий «попало на орбиту неправомерных недружественных поглощений, связанных с недобросовестной конкуренцией и через неправовые решении судов и действия правоохранительных органов». Семидидько утверждает, что в стране сегодня работает всего 5—7 специализированных рейдерских групп, причем их руководителей никто не знает, они будто обезличены. Тем не менее, в материалах Антирейдерского союза описаны 800 рейдерских конфликтов, отмечены участники нападений, роли, которые они играют. «Эти данные передавались в МВД, но публичная порка, — сожалеет Семидидько, — так и не состоялась. Не говоря уже о привлечении к уголовной ответственности. Рейдеры, как тараканы, неистребимы».

К услугам современного рейдера, недобросовестного конкурента, отмечает Семидидько, «единое окно», в котором сосредоточены схемы рейдерства с участием или невмешательством правоохранительных органов, с явно неправосудными решениями судов, на которые оказывается административное давление. «Если раньше рейдерством занимались, образно говоря, лисы, то сейчас — волки, — утверждает Семидидько, — схемы упростились. Все начинается с проверки. Дальше заводится уголовное дело и готовятся предложения поделиться бизнесом, активами или частью прибыли...»

Глава Антирейдерского союза уверен, что все слова о защите собственности, о правах инвестора будут в Украине оставаться словами до тех пор, пока не будет проявлена политическая воля бороться с рейдерством. «Законодательное поле готово для этого, — говорит Семидидько, и повторяет, — нужна политическая воля».

Обнаружить ее журналистам не удалось. Ответы на их вопросы представителей МВД были крайне неконкретными и уклончивыми.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать