Жонглирование на отскок
В национальном характере украинцев хорошо проявляется склонность к личностному «самокопанию», чего нельзя сказать о самоанализе политическомЖертвами психологических манипуляций становятся люди, которые подсознательно хотят быть манипулируемыми. Осмысленно человек этого, как правило, не понимает. Если же и понимает, то вряд ли признается, боясь показаться в глазах других неадекватным, инфантильным, слабовольным или еще каким-нибудь в подобном духе. Отсюда растут корни того, почему психоманипуляции играют, пожалуй, ключевую роль в коммуникациях украинских политиков с народом. Если нет реальных преимуществ, с которыми можно выйти к избирателям, в силу вступает блеф, а порой и грубый обман.
Но манипуляции массовым сознанием — это не то же самое, что и ложь. Они не настолько однозначны. Говоря о современных видах промывки мозгов, мы подразумеваем искусство соблазна, игру на слабостях, а поскольку эта игра нечестная, следовательно, манипулировать означает совершать моральное преступление. В то же время отчетливо видеть признаки информационно-психологических манипуляций (власть, в очередной раз поднимающая перед выборами языковой вопрос, и оппозиция, которая яростно борется с инициативой власти по телевизору, но не в Раде) и все равно верить своим «героям» означает совершать моральное преступление против себя самого.
В национальном характере украинцев хорошо выделяется склонность к личностному «самокопанию», чего нельзя сказать о самоанализе политическом. Слабый уровень политкультуры, гражданские страхи, идеологическая неразборчивость — все это создает отличные возможности для психоманипуляций. Особенно в период предвыборной кампании.
Отметим несколько типичных манипуляционных уловок, которые активно используются в текущей парламентской гонке (чтобы отметить все, не хватит, наверное, целого номера газеты).
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Гражданская сеть «Опора» в начале сентября обнародовала информацию о наиболее распространенных нарушениях, к которым прибегали кандидаты и политические партии в августе. Негативный рейтинг возглавил административный ресурс как форма незаконного участия и влияния должностных лиц на избирательный процесс. Представители общественной организации зафиксировали 109 инцидентов во всех регионах страны и 76 в мажоритарных округах. Первое место в списке лидеров-нарушителей занимает Партия регионов. Второе — самовыдвиженцы, третье — КПУ, четвертое — «Батьківщина».
Админресурс можно разделить на два типа: организационно-технический и коммуникативно-психологический. Если для первого типа достаточно, чтобы у чиновника просто-напросто отсутствовала совесть, то для второго необходимо еще уметь запугивать и вселять тревогу. Та легкость, с которой у нас осуществляется административное давление, объясняется, прежде всего, тем, что у многих украинцев на подкорке сидит патологический страх перед властью и «сильной рукой», которая может больно ударить. Это — след авторитарной истории, которому украинские граждане часто сдаются без боя.
НЕВЫПОЛНИМЫЕ ОБЕЩАНИЯ
Когда видишь программы отечественных кандидатов в депутаты, складывается впечатление, что они собираются попасть не в парламент, у которого есть определенные полномочия, а в какой-то царский трон с неограниченными возможностями. Преимущество абстрактных обещаний над конкретными и невыполнимых над реальными — это бич украинской политики. Но борцам за власть так легче завоевывать сердца избирателей, потому что конкретное и реальное включает рассудок, а невыполнимое и абстрактное — эмоции.
На днях автор был в Луганске и видел предвыборный бигборд, который обрел славу уже по всей стране. На нем содержится призыв голосовать за местного кандидата в депутаты Владислава Кривобокова, «потому что он единомышленник Путина». Веский аргумент, не правда ли? Но дело не в этом. На главной странице сайта луганского евразийца размещена его «клятва», в которой он подчеркивает следующее: «Мы заставим провести всенародный референдум по вопросу полноценного вхождения Украины в объединение России, Белоруссии и Казахстана». А ведь кто-то же верит, что это возможно...
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦОПРОСОВ
Когда социологи предают огласке данные предвыборных исследований, они не только показывают состояние общественного мнения, но и формируют его. Здесь срабатывает стадный инстинкт: человек видит, кого якобы поддерживает большинство, и приобщается. В Украине распространена практика либо полностью сфабрикованных, либо не совсем корректных и достоверных соцопросов. В данном случае главная ценность заключается не в науке, а в косвенной пропаганде с помощью «мягкой силы».
Почему в результатах различных соцопросов Research & Branding Group наблюдается систематическое угодничество регионалам — вопрос риторический. Наверное, основатель этой компании Евгений Копатько, которого связывают с президентской командой, парировал бы данное замечание какими-нибудь экспертными и беспристрастными доводами, но автор бы лично не верил...
Помимо вышеописанных видов психоманипуляций, в этой избирательной кампании (впрочем, как и во всех предыдущих) популярны такие нечистые техники, как «наперсточная игра» с цифрами и эмоциональное пустословие, чувственный заряд которого вводит реципиентов в состояние, когда оценивать сказанное трезвым разумом уже не получается. Ну, и, конечно же, куда без «нашего любимого» отвлечения внимания от невыгодных реальных проблем (социально-экономических) в пользу выигрышных надуманных (национально-культурных)...
Как воевать с политической промывкой мозгов на массовом уровне? Психолог Равиль Гарифуллин в своей книге «Психология политического блефа» пишет, что для этого нужно:
1. Повышение уровня политической активности населения;
2. Экономическое благосостояние;
3. Культурное развитие;
4. Открытость суждений;
5. Информированность масс, видение многообразия структур организации социальной жизни;
6. Развитие средств массовой коммуникации.
Да, картина кажется немного идеалистичной в сегодняшних украинских условиях, но, как минимум, пункты 1, 3 и 5 в наших с вами руках. Никто нам не мешает вырабатывать собственную гражданскую позицию и выражать ее на выборах или в общественной деятельности. Мы вольны обогащаться интеллектуально и эстетически. И, наконец, сейчас в стране все-таки можно найти достойные СМИ, которые не обслуживают интересы какой-либо политической группы.
ЦИТАТА «Дня»
Вадим ВАСЮТИНСКИЙ, заведующий лабораторией психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии НАПН Украины:
♦ «Главный фактор формирования симпатий украинцев на выборах — региональный. Когда-то мы провели исследование причин того, как голосуют украинцы, и победил ответ «как люди, так и я». С психологической точки зрения, голосование за «своих» — не простая инертность граждан, а отчасти желание убедить самих себя в том, что они сделали правильный выбор. Им трудно отказаться от него, несмотря на то, что их кандидаты не выполнили обещаний».
♦ «После Майдана и разочарования в оранжевой власти наше общество очень обессилено. Кроме того, все очевиднее, что оно незрелое, еще с советских времен депривированное, «плохо воспитанное». Поэтому уровень реальной готовности что-либо делать, проявлять солидарность, несмотря на недовольство властью, не очень высок».
(pravda.com.ua, 2 октября 2012 г.)
Выпуск газеты №:
№178, (2012)Section
Подробности