За что критикуют Президента?
Эксперты «Дня» — об итогах встречи в Милане
Время становится еще одной стороной переговоров с Россией, и игнорировать ее очень трудно. Не потому ли поздним вечером 16 октября, именно накануне саммита в Милане и встречи с президентом России Владимиром Путиным Порошенко, без оглядки на критиков в стране, подписал закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который Верховная Рада приняла ровно месяц тому назад. Возможно, это был аванс с его стороны, возможно — часть каких-то негласных договоренностей с президентом России.
Рассказывая об итогах переговоров, Порошенко отметил: «Мы не смогли достичь каких-либо практических результатов в газовом вопросе. Но мы надеемся, что к 21 октября, до встречи в Брюсселе делегаций Украины, России и Еврокомиссии, нам удастся найти решение в этом вопросе». Тем не менее, Порошенко явно говорит об итогах Милана в позитивном ключе: «У нас есть определенный сдержанный прогресс в газовом вопросе. Мы договорились об основных параметрах контракта: Украина будет с газом, Украина будет с теплом. Это итог вчерашних договоренностей. Но на условиях защиты украинских национальных интересов». Президент пояснил, что на переговорах в Милане российская сторона отстаивала цену газа в $385 за тысячу кубометров на весь год. В итоге такую цену решено зафиксировать до 31 марта 2015 года. «Процесс победы», как считал вначале переговоров глава Минэнергоугля Юрий Продан, пошел?
«Мы говорили о том, что должны быть две цены, — рассказывает Порошенко, — как и на европейском спотовом рынке есть две цены: цена — зимой, когда спрос увеличивается и экономика обосновывает наиболее высокую цену, и цена летом, когда спрос падает, потому что нет спроса. Наше совместное предложение с ЕС заключалось в следующем: 325 ($325 за тысячу кубометров — ИФ) — летом, 385 ($385 за тысячу кубометров — ИФ) — зимой». Достигли согласия, де-факто приняв украинскую позицию. Давайте сейчас говорить только о зиме и до 31 марта фиксировать цену в 385. Россияне на это согласились». Президент также сообщил, что до 21 октября, когда в Брюсселе состоятся переговоры Украины, России и Европейского Союза по газовому вопросу, руководители соответствующих ведомств двух стран должны подготовить согласованный протокол.
БЛАГОДЕТЕЛЬ
Естественно, более высокую оценку не оформленным пока газовым договоренностям дает президент РФ Владимир Путин. По его словам, достигнутый прогресс заключается в том, что «мы договорились с украинскими партнерами по условиям возобновлениям поставок газа в Украину, хотя бы в зимний период». При этом Путин отмечает, что проблемным вопросом является «кассовый разрыв на Украине». Россия пошла на уступки Украине и готова пересчитать цену газа, поставленного во втором квартале 2014 года по цене в $385 за тысячу кубометров газа, заявил он на пресс-конференции в Милане. В результате общая сумма долга за поставленный газ снизится с $5,5 миллиарда до $4,5 миллиарда. Путин не преминул напомнить, что долг за газ, поставленный в ноябре-декабре 2013 года (на $1,4 миллиарда и по такой же примерно цене), Украина все равно не платит, как и за первый квартал, когда газ поставлялся по самой низкой цене — $268 за тыс. кубометров, Украина не доплатила $500 миллионов. «Мы больше не можем поставлять (газ. — Авт.) в кредит — это невозможно. И я считаю, что в данной ситуации наши европейские партнеры, как я уже говорил, должны Украине подставить плечо и помочь.
УДОВЛЕТВОРЕННЫЕ
«Сейчас завершаются переговоры по поводу источников покрытия дефицита необходимых средств для финансирования контракта», — сказал Порошенко журналистам по завершении переговоров в «нормандском формате». Дефицит средств НАК «Нафтогаз Украины» на закупку газа Украина может восполнить, говорит он, как бы отвечая на путинские упреки. «Было предложено несколько схем. Я не могу сейчас их обсуждать, но они в целом были согласованы, каким образом Украина покроет этот дефицит», — отмечает он и указывает, что в этом предусматривается участие европейских партнеров. «У нас есть несколько разных вариантов, начиная от средств Международного валютного фонда, которые будут направлены туда, и завершая средствами международных финансовых организаций, которые поддержат НАК «Нафтогаз», — сообщил Президент и рассказал, с чем связан дефицит. «Украина на сегодняшний день поставляет значительную часть объемов природного газа в Донецк и Луганск. Но ни одной копейки НАК «Нафтогаз» из Донецка и Луганска не получает», — сказал он.
Удовлетворены итогами переговоров и в странах ЕС. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Украина и Россия близки к достижению консенсуса по соглашению об условиях транзита российского газа в Европу. По словам французского лидера, «соглашение по газу теперь находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Это очень важно для Украины и весьма обнадеживает Россию, которая действительно хочет, чтобы ей заплатили», — цитирует французского лидера ТАСС. Олланд также отметил, что Москве и Киеву удалось договориться об ускорении процесса обмена пленными на востоке Украины.
ДОГОВОР МЕЖДУ ГАЗПРОМОМ И НЕФТЕГАЗОМ КРЕМЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ИЗМЕНЯТЬ
А вот у Продана несколько другая позиция. Он не боится дать переговорам оценку, отличную от той, которую озвучил Президент Украины. Он не без оснований обвиняет Россию в том, что она отвергла основные положения ранее согласованного проекта протокола, предложенного Европейской комиссией. «Когда мы встретились, на словах чувствовалось, что есть некоторая настроенность на конструктивные переговоры с российской стороны, — сказал Продан Интерфаксу-Украина, — Мы думали, что, руководствуясь предложенным ЕК базовым протоколом, сможем достигнуть договоренностей. Однако, когда российская сторона предложила свой вариант протокола — мы увидели, что она практически полностью отказалась от основных положений протокола, разработанного ЕК».
«В первую очередь, российская сторона отказалась зафиксировать в протоколе объем газа, который она обязуется поставить украинской стороне. Во-вторых, она отказалась зафиксировать цену $385 за тысячу кубометров как коммерческую цену, которая должна быть внесена в дополнительное соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом». Также отказалась от положения, что эта цена не должна меняться до марта 2015 года, и практически настаивала на том, чтобы осталось влияние на уровень цены, в зависимости от решений российского правительства». «Российская сторона категорически отказалась от внесения изменений в контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом», которые бы отображали договоренности, достигнутые в протоколе. Российская сторона считает, что «Газпром» не должен подписывать этот обязывающий протокол, быть стороной этого протокола. Таким образом, российская сторона отказывается от подписания какого-либо промежуточного соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» до окончательного решения арбитражного суда», — подвел свой итог переговорам министр. Более того, отвечая на вопрос одного из журналистов об итогах переговоров, министр, как сообщает ТАСС, употребил выражение, литературным аналогом которого является слово «конец».
Не противоречат ли его выводы тому, о чем рассказывает Президент? И что же в действительности произошло в Милане? Об этом «День» беседовал с экспертами.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК отмечает, что Путин, говоря об украинских газовых долгах, как бы смеется, потому что понимает, что Россия за Украину платить не будет, а европейцам это тяжело делать. По мнению эксперта, с точки зрения защиты национальных интересов соглашение на полгода, к которому все сейчас идет, это самое плохое, что можно было придумать. И все же в современной политико-экономический и военной ситуации у Порошенко не было альтернативы. Его решение вмешаться в переговорный процесс по разрешению газового конфликта Украины и России, уверен Корольчук, будет способствовать достижению компромисса, хотя одновременно Порошенко восстанавливает негативную «традицию» всех предыдущих президентов вмешиваться в переговорный газовый процесс и влиять на цену и условия поставок газа. Фактически Порошенко переводит газовый вопрос с экономической в политическую плоскость, возвращая время, когда газовые вопросы решали президенты (Кучма, Ющенко, Янукович).
Корольчук отмечает, что возвращение президента в газовую тематику обусловлено позицией премьер-министра Арсения Яценюка, которая сводилась к затягиванию переговоров и постоянного поиска новых конфликтов в отношениях с Россией. Вместе с тем, как отмечает Корольчук, Порошенко договорился с Путиным всего лишь о том, что было известно еще 26 сентября. Даже такой «шаг навстречу» «Нафтогазу» со стороны «Газпрома» относительно выплаты сначала $1,45 миллиарда, а не $2 миллиарда — это условность. Ведь в любом случае до конца 2014 года нужно заплатить 3,1 млрд. долл. Так что же тогда Украина выиграла? Однако, факт остается фактом, уверен Корольчук, что Порошенко выполнил за Яценюка его работу. И теперь правительству придется реализовывать договоренности Порошенко с Путиным. А Минэнерго и «Нафтогаз» как исполнители расписались в своей неспособности решить газовый вопрос. При этом Порошенко озвучил то, о чем так старательно и скромно умалчивают в правительстве — «Нафтогаз» продолжает оставаться убыточным, его придется поддерживать за счет иностранных кредитов. Похоже, и в ближайшие годы реформ в «Нафтогазе» мы не увидим. И это — упрек правительству Яценюка и «Нафтогазу».
«В договоренностях, к которым пришли в Милане, речь идет в основном о чем-то временном, кроме выплат задолженностей Украиной», — отмечает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей ДЯЧЕНКО. По его мнению, это не радует. И в связи с этим выплачивать долги нельзя до тех пор, пока вся проблема не будет решена в целом и все договоренности не лягут на бумагу, т.е. не превратятся в документ или контракт. Нельзя упустить и транзитный вопрос, который также обсуждался в Милане, но не нашел своего отражения в прессе. «Я считаю, что идеальный вариант для Украины был бы тогда, если бы временные миланские договоренности были утверждены Стокгольмским арбитражем, в котором сейчас рассматривается газовый спор, — говорит эксперт, — Я не считаю, что в этих договоренностях есть что-то, что угрожает Украине. Разве что предоплата при покупке газа — это очень неприятная вещь, момент для нас нежелательный». Эксперт считает, что в настоящее время «играть с Россией в правовые игры просто опасно — соглашения не выполняются, аргументы противоречат здравому смыслу». «Поэтому предоплата, по мнению Дяченко, должна сопровождаться четкими гарантиями третьей, европейской стороны».
«Когда мы стоим перед выбором получить проблемную зиму с вероятным появлением нескольких «Алчевсков» на территории страны или договариваться, то лично я выбрал бы последнее, что собственно, и было сделано в Милане Президентом Украины», — сказал «Дню» директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ. Он считает, что ущерба для Украины нет, договоренность временная, хотя еще большой вопрос, как она будет оформляться. Дополнительное соглашение к контракту не подходит, потому что в таком случае мы вносим коррективы в контракт, в связи с чем иск в Стокгольмский арбитраж превращается в ничтожный. Что касается возможности внести изменения в контракт о транзите газа, то Землянский считает идею об этом абсолютно правильной. Однако он отмечает, что реализовывать ее следовало бы не в ультимативном порядке, как это делает сегодня Арсений Яценюк, заявляющий о том, что в случае, если Украина не договорится с Россией по этому вопросу, то нельзя будет гарантировать Европе транзит газа через нашу территорию — это ультиматум. Такой язык и такой стиль общения никто в мире не воспримет, — отмечает эксперт.
КОММЕНТАРИЙ К ТЕМЕ
«Президент не может вмешиваться в газовые переговоры»
Станислав БАТРИН:
— После вмешательства в газовый конфликт Петра Порошенко, имевшего место в Милане, неожиданно появилась информация главы «Газпрома» Алексея Миллера о том, что Украина согласилась платить цену за газ в 385 долларов за тысячу кубометров на всех условиях Российской Федерации.
До момента поднятия данного вопроса на уровень Президента, Украина успешно защищала позицию, которая заключалась в неприемлемости условий Российской Федерации и необходимости именно юридического решения спора в Стокгольмском арбитраже.
Вмешательство Президента в газовый вопрос является выходом за пределы компетенции, которая ограничена статьей 19 Конституции Украины. Это правило хорошо известно и Виктору Ющенко, который принял позицию о невмешательстве в газовые переговоры правительства Юлии Тимошенко.
Следует напомнить, что арбитражное рассмотрение в Стокгольме началось с подачи украинской стороной запроса об арбитраже и направлении собственных требований, вытекающих из Контракта на поставки газа № КП от 2009 года, изменений и дополнений к нему.
В ответ российская сторона направила в НАК «Нафтогаз України» встречные требования относительно взыскания задолженности на основании указанного контракта. С учетом однородности требований сторон они были объединены в одно производство.
Споры между сторонами рассматриваются Арбитражным институтом Торговой палаты г. Стокгольм на основании пункта 8.2. Контракта на поставки газа № КП и по своей природе являются спорами между хозяйничающими субъектами.
Таким образом, отношения между НАК «Нафтогаз Україна» и ОАО «Газпром» не тождественны межгосударственным, а являются отношениями между юридическими лицами как самостоятельными субъектами ведения хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 6 ЗУ «О нефти и газе» (государственное управление в нефтегазовой отрасли) Кабинет Министров Украины и другие уполномоченные на это органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом, реализуют государственную политику в нефтегазовой отрасли и осуществляют управление ею.
В соответствии с п. п. 1, 2, 11, 16 устава Национальной акционерной компании «Нафтогаз України», национальная акционерная компания «Нафтогаз України» (далее — Компания) является юридическим лицом, публичным акционерным обществом, может приобретать имущественные и личные неимущественные права, обязанности и осуществлять их, заключать договоры (контракты).
В соответствии с п. 21, 22, 32 Устава Национальной акционерной компании «Нафтогаз України», основателем Компании является государство в лице Кабинета Министров Украины; уставной капитал Компании сформирован государством за счет стоимости переданных ей акций и имущества; акционерами Компании являются: государство в лице Минтопливэнерго — до принятия в установленном порядке решения о приватизации пакета акций Компании и в лице Фонда государственного имущества — после передачи ему пакета акций Компании, определенного для продажи согласно решению о приватизации; физические и юридические лица, приобретшие право собственности на акции Компании в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 50 устава Национальной акционерной компании «Нафтогаз України», полномочия высшего органа управления Компании осуществляет Минтопливэнерго в установленном законодательством порядке.
В соответствии со ст. 51 устава Национальной акционерной компании «Нафтогаз України», решения Минтопливэнерго по вопросам, относящимся к компетенции общих собраний акционеров, оформляются им в письменном виде в форме приказа.
Таким образом, управление компанией НАК «Нафтогаз України» осуществляет государство в лице соответствующего Министерства, деятельность которого координируется и направляется Кабинетом Министров Украины.
Ввиду того, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины, Президент Украины представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, глава государства не имеет полномочий влияния на принятие решений НАК «Нафтогаз України» как самостоятельного субъекта ведения хозяйственной деятельности.
Какие-либо попытки решения газового вопроса кулуарно на двустороннем уровне президентов являются неприемлемыми и незаконными.
Подготовила Алла ДУБРОВЫК, «День»
Выпуск газеты №:
№196, (2014)Section
Экономика