«Актуальная» поэзия: попытка альтернативности
Василий Лозинский представил сборник «Свято після дебошу»Василий Лозинский — далеко не самый известный или признанный, однако очень выразительный и характерный герой современной украинской поэтической сцены. Сторонник того, что можно крайне условно назвать «левыми» и «социальными» тенденциями в поэзии, он время от времени продуцирует проекты, стоящие внимания хотя бы с теоретической точки зрения даже для тех, кому они не интересны с точки зрения эстетики.
Новая его акция — издание поэтического сборника «Свято після дебошу». Его формат полусамиздатовский, тираж маленький, обложка существует в трех версиях — например, моя сделана из обрезков какого-то журнала мод. То есть это достаточно простой арт-бук, созданный совместно с издательско-лекционным некоммерческим проектом «NICE».
Внутри все на удивление традиционно: просто стихи. Однако стихи не слишком характерные и типичные для тенденций сегодняшней украинской литературы. Василий Лозинский в своих текстах «танцует» не от образов, не от сюжетов и тем более не от метафор. Основа у него — идея, которая чаще обретает форму определенного социального или социологического концепта. Уже от нее и разворачивается стихотворение, исполненное неких сплавленных кусков окружающей, главным образом, опять-таки социальной действительности:
кошторис чітко виписаний
до деталей, цінник товару як
естетичний елемент культурного
спілкування,
валюта доброчинства і самопоміч,
одним словом — круті бабки (...)
или:
почисти замість мене зуби,
розшнуруй замість мене взуття,
зніми його та розвалися
на ліжку в кімнаті з видом на океан,
знищ замість мене всі віруси
на компі
(...)
зроби щось замість мене!
Людино зі спеціальними потребами,
напиши ліпший вірш замість мене!
Соединение этих кусочков дают различные эффекты. Можно говорить об эффекте социальной критики. Можно увидеть и такую вещь, как попытку отойти от иррациональной структуры поэзии, попытку аналогичную тенденциям contemporary art и его переступанию изобразительности. Хотя здесь трудно не вспомнить скептического французского искусствоведа Жана-Клода Маркаде, который считает доминирование жеста, идеи и общественного контекста, а не образа во многих образцах современного искусства «литературщиной». И если художники определенного типа действительно отступают или наступают в область «литературного», то куда же тогда деться литераторам с подобными настроениями?
Каждый раз рациональные, несколько апокалиптически-антипотребительские сгустки реальности Василия Лозинского образуют не только критические жесты, но и вполне лирические тексты:
білі целофанові кульки
на підлозі здалися мені
промінням місяця, що був повним
у ці дні
вгледівши таке, я поцілував подушку,
так ніби це була ти.
Не лишено «Свято післе дебошу» местами также пародийности, тихой, едва заметной улыбки:
щойно бачив малого хлопця
з червоною розпашілою пикою
і двох дівчат
які плювали одне на одного
на вулиці з найкращими у Львові
хот-догами.
Поэтому книга Василия Лозинского интересна прежде всего как пример концептуальных и рациональных поисков новых путей развития современной украинской поэзии. «Свято після дебошу» побуждает прежде всего к размышлениям или вниманию к определенным явлениям, однако, сочетание в сборнике социологизированного языка, антиконсумеризма, иронии и сентиментальности свидетельствует: эти поиски еще не приблизились к какому-то четкому стилистическому или мировоззренческому результату.
Выпуск газеты №:
№204, (2014)Section
Украинцы - читайте!