«Мины» бюджета-2016
Эксперт: «Экономика нуждается в динамическом росте, а не в затягивании поясов»Сегодня истекает отведенное законом время на подачу правительством в парламент проекта бюдежта на 2016 год. Документ обещали внести до конца вчерашнего дня и сразу отозвали. Почему? Вице-премьер Вячеслав Кириленко объяснил, что это сделали, поскольку в нем есть ряд вопросов без ответов. «Первое — это на какой налоговой базе будет планироваться бюджет. Идет дискуссия. Вариант (налоговой реформы) Минфина — это минус 30 миллиардов гривен, вариант парламента — минус 130 миллиардов», — объяснил он. Другим спорным вопросом является оборонный бюджет. «Очень большие дополнительные заявки. В понедельник состоится заседание СНБО, и там этот вопрос должен быть решен», — сообщил вице-премьер. Третье — рента на нефть и газ. Четвертое — игральный бизнес и монополия государства на добычу янтаря. «Плюс — вопрос доходов и расходов АПК, который еще не прояснен», — добавил Кириленко.
Итак, чем «начинят» бюджет на 2016 год? Занавес частично приоткрыли. На компенсацию частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг при оформлении субсидии дадут более 40 миллиардов гривен, объяснил Яценюк. В этом году на аналогичные цели выделили 24 миллиарда гривен. Курс, по оценкам министра финансов Наталии Яресько, будет 24,1 гривны за доллар, а рост ВВП — 2%. Оборонный бюджет страны Кабмин решил увеличить до 5% ВВП, продолжает директор департамента социальной и гуманитарной политики Минобороны Валентин Федичев.
Однако есть в проекте «мины» замедленного действия, которые могут подорвать весь бюджетный процесс. По словам собеседника «Дня», в коалиции, на одном из заседаний Совета реформ при Президенте, от премьера прозвучала тревожная цифра — 120 миллиардов гривен, которые нужно где-то найти. По словам источника, Яценюк тогда лишь анонсировал дефицит бюджета без уточнения источников покрытия. Ситуация усложняется и тем, что до конца непонятно, на какой налоговой базе (действующей или новой) будет приниматься бюджет 2016 года. Со знаком вопроса остается цена российского газа: правительство еще до сих пор не договорилось с Россией и ЕС. Есть большие вопросы и к темпам инфляции.
Вместе с новым в Раду хотят внести и изменения в действующий бюджет, чтобы повысить социальные выплаты. «На будущей неделе, в четверг, парламент должен проголосовать за пять законов, которые изменяют государственный бюджет, повышают заработную плату и пенсии так, как определил Кабинет министров Украины», — анонсировал премьер Арсений Яценюк.
Как сообщает источник «Дня» в правительстве, на сегодняшний день Кабмин согласовал основные изменения в бюджет на 2015 год. В частности, говорит собеседник издания, Минфин будет предлагать депутатам увеличить доходы и расходы общего фонда бюджета на 23,4 миллиарда гривен. На повышение соцстандартов якобы заложили дополнительные 9,9 миллиарда гривен. Также нужны деньги на возвращение НДС (сумма задолженности, по оценкам Ассоциации налогоплательщиков Украины, по итогам года уже достигла 24 миллиардов гривен). Но есть же еще и выплата долгов из-за разницы в коммунальных тарифах. Сомнения в том, что социальные инициативы не пройдут в парламент, отсутствуют. Вряд ли найдется какая-либо политическая сила, которая в канун местных выборов будет против. Намного интереснее, каким будет следующий «экономический» план для Украины и населения.
Итак, что же получим на выходе нового бюджетного процесса? Пока что сложно понять. Между тем экономика нуждается в быстрых решениях. Нынешние темпы ее падения очень настораживают. Какой бюджет нужен экономике на 2016 год? Об этом «День» спросил президента «Центра рыночных реформ» Владимира ЛАНОВОГО:
— Бюджет должен начинаться с возобновления темпов роста ВВП, чего не было сделано в этом году. А в действиях правительства и дальше наблюдается непонятная инерция: они не планируют эти процессы, не знают, как будет вести себя экономика, а только держатся текущего состояния. Экономика замедляется, что подтверждает 17% падения ВВП, промышленность вообще демонстрирует спад в 20%. Как это предотвратить? Никто ничего не говорит и все ожидают, что это произойдет само собой. Так не бывает. Экономику ждут сложные времена. Как противостоять? Отдельные структурные изменения должны проводиться за счет государства, как, например, в обронке. Если же говорить о развитии энергетики и стоимости коммунальных услуг, то не бывает так, чтобы 80% населения платили субсидии. При таких условиях оно никогда не будет заниматься энергосбережением. Поэтому повышать тарифы нужно, но в разумных пределах, чтобы люди могли платить и учиться правильно экономить. Это один пример, а в целом экономика Украины нуждается в бюджете динамического роста, а не слепом затягивании поясов. Что это означает? Усиление конкурентных направлений, развитие экспорта, создание банков, которые работают на производство, а не кредитуют самих себя. Необходим, в конце концов, бюджет инвестиционного прорыва. Нужно, чтобы экономика вырастала на 15% ВВП в год, чтобы за 10 лет догнать уровень ВВП, с которым мы входили в независимость. А не 4% годовых, как обещает Яресько. С такими темпами, о которых она говорит, Украина Швецию никогда не догонит.
Выпуск газеты №:
№166, (2015)Section
Экономика