Почему «страдает» Шокин?
Эксперт: «Эта власть, собственно, как и все предыдущие, выбирает исключительно «своих». Это вопрос системы»![](/sites/default/files/main/articles/28102015/1konkurs2015.jpg)
На днях произошел очередной скандал при участии Генерального прокурора Виктора Шокина. Глава ГПУ написал письмо министру иностранных дел Павлу Климкину о проверке относительно нарушения закона и «подрыва авторитета» Генпрокуратуры. Письмо стало реакцией на призывы МИД освободить четырех одиозных прокуроров конкурсной комиссии, которая избирает членов Специальной антикоррупционной прокуратуры. Министерство в своих обращениях к ГПУ руководствовалось требованиями представителей ЕС и США, которые сделали это одним из требований визовой либерализации с Евросоюзом.
За полтора года после Революции Достоинства, сменилось уже три главы ГПУ. Надежды возлагались на Виталия Ярему, однако они быстро развеялись. Последние месяцы «тучи сгустились» над действующим Генпрокурором Виктором Шокиным. Отсутствие расследования преступлений против активистов Евромайдана, резонансные освобождения «бриллиантовых прокуроров», побег Сергея Клюева и арест Игоря Мосийчука, снятие санкций с Андрея Портнова и представление Виктора Януковича в Европейский суд по правам человека... Чего стоит одно дело «Гонгадзе-Подольского», в котором до сих пор не поставлена окончательная юридическая точка. Вместо того, чтобы искать и назвать заказчиков, главного свидетеля преступления Николая Мельниченко сейчас хотят сделать главным обвиняемым. Не так давно прокуратура провела обыски у него дома.
ИЮЛЬ 2002 ГОДА. ЛЕОНИД КУЧМА ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА — СВЯТОСЛАВА ПИСКУНА. ПРЕДЫДУЩИЙ ГЕНПРОКУРОР МИХАИЛ ПОТЕБЕНЬКО — УВОЛЕН. ПРАВИЛА, ЗАЛОЖЕННЫЕ КУЧМОЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ, В ЧАСТНОСТИ В ПРОКУРАТУРЕ ТАК ГЛУБОКО ПУСТИЛИ КОРНИ, ЧТО ВЫКОРЧЕВАТЬ ИХ НЕ МОГУТ ДАЖЕ ДВА РЕВОЛЮЦИИ / ФОТО АНАТОЛИЯ МЕДЗИКА
Критики в адрес ГПУ много. И не только в Украине. Недавно помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что Генпрокуратура должна стать «институтом, который служит гражданам Украины, а не вредит им». «Это значит, что она должна расследовать и успешно преследовать случаи коррупции и дела относительно возвращения активов, включая коррумпированных сотрудников самой Генпрокуратуры», — отметила Нуланд.
Все эти факты заставили общественных активистов требовать отставки Виктора Шокина. Однако изменит ли это ситуацию в ведомстве, которое, как видим, от новых назначений не меняет характера своей деятельности?
Генеральный прокурор попал в «пикантное» положение. Фактически, в данной ситуации он оказался крайним, потому что ранее вопросы возникали к Администрации Президента, которая влияла на работу правоохранительных и судебных органов. Об этом свидетельствовали заявления бывшего судьи Антона Чернушенко, бывшего председателя СБУ Валентина Наливайченко, под которого начали «копать» после конкретных заявлений о нефтебазе в Василькове.
Прошло время, в стране произошли известные трагические события, продолжающиеся до сих пор, однако, система не изменилась. Несмотря на множество заявлений о необходимости реформировать прокуратуру, этот институт в сущности остается старым. Нет продвижения ни по старым делам, ни по нынешним. Заложенные еще во времена президентства Леонида Кучмы традиции, похоже, никуда не делись.
«Новейшая история Украины пишется в Генпрокуратуре» — с таким заглавием выходила наша газета в 2011 году во времена президентства Януковича. И касалось оно, главным образом, резонансного дела «Гонгадзе-Подольского». Потому что реальными хронографами событий в стране, которые часто скрывали от общественности, были именно работники ГПУ. Но новейшая история пишется и о Генпрокуратуре. И если на ее работу обращают внимание представители США и ЕС, то не следует консервировать проблему, потому что это может привести к позору не только для власти, но и для Украины в целом. Нужно не бояться менять руководителей генпрокуратуры, пока не найдутся те, которые захотят работать по закону.
«НАША СИСТЕМА ГПУ НА ПРОТЯЖЕНИИ 20 ЛЕТ «КРЫШЕВАЛА» РАСХИЩЕНИЯ, «ДЕРИБАН» И КРИМИНАЛ»
Дарина КАЛЕНЮК, исполнительный директор Центра противодействия коррупции:
У нас нет прокуратуры, как это понятие понимают в цивилизованном мире. Наша система ГПУ на протяжении 20 лет «крышевала» расхищения, «дерибан» и криминал. За год мы хотим реформировать ее какими-то «нежными» способами, но невозможно реформировать то, чего не существует. Поэтому, пока мы пытаемся реформировать этого «монстра», запускаются параллельные небольшие и независимые институции, которые должны перезапустить систему. НАБУ и Специальная антикоррупционная прокуратура и есть эта живая кровь. И даже за нее сейчас идет очень серьезная война.
Хотя у НАБУ уже есть директор и детективы, оно не может начать уголовные производства, сбор доказательств, арест имущества, процессуальные действия, пока нет антикоррупционного прокурора. Все эти действия будут зависеть от того, как поведет себя антикоррупционный прокурор. Если он будет подконтрольным Шокину или Порошенко, а Президент именно этого и хочет, то Антикоррупционное бюро будет использовано в качестве инструмента для политических расправ, давления и борьбы с неугодными. У Президента будет подконтрольный генпрокурор, антикоррупционный прокурор и директор НАБУ — такого в демократической стране допустить нельзя.
— Общественность давит на Шокина, но он назначен Президентом, соответственно на него оказывается внешнее влияние. Шокин фактически попал в агонистическую старую систему, из которой очень сложно уйти самому. Чего тогда добивается общественность, проводя акции против Шокина?
— Конечно, Шокин — «инструмент», а Президент может всегда сказать: «У меня независимый генпрокурор». Но начало проверки против Климкина — это точка невозврата для Виктора Шокина. Поэтому мы взяли смирительную рубашку, принесли ее под ГПУ и заявили, что генеральный прокурор опасен на этом посту. Также мы повесили эту рубашку на забор Администрации Президента, передав ее нашему гаранту Конституции.
— В последнее время резонанс вызвало снятие санкций с экс-заместителя главы АП Андрея Портнова и подача иска против Украины в ЕСПЧ Виктором Януковичем. Как прокомментируете?
— Это результат коррупционной бездеятельности ГПУ. И Шокин, и его предшественник Ярема прекрасно знали, что если не будет доказана преступность происхождения имущества Портнова и других соратников Януковича, если не будет уголовных производств относительно коррупции и расхищения государственного имущества, то санкции будут сняты. ЕС предупреждал об этом неоднократно, а посол Евросоюза Ян Томбинский ходил к Яреме и обращался к Шокину по поводу того, что они не могут долго удерживать эти санкции, потому что их опротестовывают. К сожалению, реакции от ГПУ не было, а ЕС фактически подставил себя, пытаясь удержать санкции как можно дольше. И решение по Портнову может стать прецедентом, потому что дальше он попросит о возмещении убытков со стороны ЕС. Евросоюз в свою очередь скажет, что Украина предоставила неправильные сведения о делах относительно этих людей, поэтому она должна оплатить этот штраф. А после Портнова будут все остальные представители режима Януковича, дела которых до сих пор не переданы в суд. А из санкционного списка в суд переданы только три-четыре дела. Дальше могут быть братья Клюевы, Юрий Иванющенко и так далее.
Мы хотим преодолеть безнаказанность, наказать коррупционеров и конфисковать их деньги, но бездеятельность ГПУ доказывает Евросоюзу, что Украина — ненадежный партнер. Потому что все дела не только по новой власти, а даже по экс-режиму сознательно «сливают». Поэтому под угрозой денежная поддержка, визовая либерализация и вообще выигрыш войны с Россией, потому что Украину на геополитическом уровне станут поддерживать, если она будет серьезным и надежным партнером, который не подставляет.
«ШОКИН НЕ СТАЛ НЕЗАВИСИМЫМ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПРОКУРОРОМ, ДЛЯ КОТОРОГО БЫ ЕДИНСТВЕННЫМ «ХОЗЯИНОМ» СТАЛ ЗАКОН»
Галина КЛИМОВИЧ, экс-старший следователь по особо важным делам ГПУ (2003—2010), государственный советник юстиции 3-го класса:
— Лично я возлагала на Шокина большие надежды, которые не оправдались. Он так и не окружил себя специалистами, не очистил прокуратуру от нечисти, не провел реформу. Во всем — бутафория, двойные стандарты, заигрывание с политикумом, держание «носа по ветру». Противно и больно наблюдать за этим. Виктор Николаевич так и не стал независимым генеральным прокурором, для которого бы единственным «хозяином» стал закон. От этого и все проблемы. Побеждает только тот, кому нечего терять. А еще — нужно быть очень сильной личностью на такой должности.
Отставка Шокина объективно назрела. Это факт. Однако сможет ли она изменить ситуацию к лучшему — очень сомнительно. Ведь недаром говорят, что «никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже». Скорее всего, прокуратуру возглавит очередной «ярема» или «гелетей» — люди, далекие от права и морали. И перемен к лучшему не будет... Во всяком случае — при этой власти, которая, собственно, как и все предыдущие, выбирает исключительно «своих», заботясь лишь о собственных интересах. Изменения возможны тогда, когда критическая масса противоречий между властью и нардом достигнет общей цели — именно этих изменений. И тогда очень много будет зависеть от конкретной личности, которая возглавит систему.
Прокуратура и сегодня еще довольно мощная структура, которая может работать на интересы государства. Для этого нужна искренняя политическая воля и активная поддержка общества. А в конкурсы, особенно в нашей стране, я не верю. Имела возможность убедиться при выборе директора НАБУ.
Выпуск газеты №:
№196, (2015)Section
Подробности